Церковь трех святителей великих у красных ворот. Площадь красные ворота

Красные Ворота ...Что вам представляется, когда вы слышите сегодня эти два слова? Скорей всего одна из станций метро, имеющая выход на Садовое кольцо и формой напоминающая арочные ворота...мало кто представляет, а возможно и не знает вовсе, что когда-то, недалеко от выхода этой станции, а именно посреди современного Садового кольца, стояла дивной красоты арка, которая так и называлась - Красные Ворота.Удивитльено, но так уж распорядилась судьба, что именно станция метро донесла до нас то исконное название, что носило некогда это место, а старые фотографии сохранили первоначальный вид площади Красных Ворот.По ним можно увидеть что было на ней когда то, а заодно и то, что уже больше не увидим никогда...



Красные Ворота — триумфальная арка в стиле барокко , существовала в Москве до 3 июня 1927 года . Это была первая постройка из этого типа сооружений, осуществлённая в камне вместо дерева. Некогда Красные Ворота назывались Триумфальными воротами и были первой триумфальной аркой в России .

Их построили из дерева по приказу Петра I в в ознаменование победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве в Северной войне 1709 года . Впоследствии его жена, Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году . Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели.

В 1753-1757 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I. Это был типичный образец стиля барокко , с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом , золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний, 8 золочеными статуями, символизировавшими Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году . Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея , перед залом Петра I .

3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных Ворот родился М. Ю. Лермонтов (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова).

Трехсвятительская церковь также находилась на площади Красных Ворот. Известна она с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский тупик. 1686 году она была еще деревянной, но в 1700-х уже выстроена из камня. Храм имел вид восьмерика на четверике. В середине 18 века при трехсвятительской церкви выстраивают колокольню и пределы во имя Иоанна Богослова и священомученика Харлампия.

Также при храме находились престолы Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

По описанию церковь эта была богата не только внутри, но и на выдащиеся события и известные имена, однако доподлинно и хорошо известно только одно. 23 октября в церкви Трёх Святителей у Красных Ворот новорожденного М.Лермонтова крестили.

Попытки сноса арки Красных Ворот предпринимались московскими властями ещё в середине XIX века. Так в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А. И. Дельвига . Позже, с появлением в Москве трамвая одна линия пролегла сквозь арку Красных Ворот, что вызвало протесты среди тогдашних ценителей старины.

Триумфальная арка часто украшалась портретами правителей России. Уже в советское время на них вешали плакаты с Лениным.

В 1926 году арку "отреставрировали", убрав державный элементы в виде двуглавого орла и лепнину в "медальонах", исчезли и статуи, что были на ней когда то.

В таком виде арка простояла не долго. Уже в 1927 были потрачены ещё 27 000 рублей на снос Красных Ворот. Их уничтожили как мешающие проезду городского транспорта. Та же участь постигла в 1927 и Церковь Трёх Святителей у Красных Ворот.

Но история Красных Ворот на этом не закончилась. Память о них сохранилась в наземном вестибюле метро, который многие считают Красными Воротами, давшими название площади. Станция была открыта 15 мая 1935 г. Автор наземного вестибюля - архитектор Н.А. Ладовский.

В 1938 г. на Международной всемирной выставке в Париже проект метро Красные ворота получил Гран-при. Сегодня интерес представляют и старые турникеты. Таких уж давно нигде нет.

Дом, где родился Лермонтов, находился совсем рядом. На его месте в 1949-1953 годах архитектором Душкиным было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен второй, северный выход из метро Красные ворота. С 1962 года станция называлась Лермонтовской, а в 1986 году стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

по материалам www.oldmos.ru и статей в интернете

Красные ворота (история Москвы)

Красные ворота
- триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Память о ней сохранилась в названии площади Красные Ворота.

Изначально, Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Царя Петра Первого в честь победы над шведами в Северной войне в 1709 году. Впоследствии его жена, Императрица Екатерина Первая заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году.

Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации дочери Отца Отечества Петра Великого, Императрицы Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели.
В 1753 году архитектор Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную зодчими Екатерины Первой. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний.

Над пролётом арки располагался портрет Императрицы Елизаветы Петровны, окружённый блестящим ореолом,


Макет ворот и аллеи, которая к ним вела
который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Императора Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея.



Путти с ворот, Музей Щусева
(Путто, мн. ч. путти (лат. putus - маленький мальчик), Аморетто (букв. «Амурчик» лат. amoretto, уменьшительное от лат. amor - любовь) - образ мальчика с крыльями, встречающийся в искусстве Ренессанса и барокко. Символизирует предвестника земного или ангельского духа. Происходит из греческой и римской мифологии. )
3 (15) октября 1814 года, напротив Красных ворот, в доме генерал-майора Ф. Н. Толля родился «певец русской скорби» М. Ю. Лермонтов. 23 октября 1814 года в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного Михаила крестили. Сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением поэта М. Ю. Лермонтова.


Москва. Церковь Трех Святителей у Красных ворот.
Дата съемки: 1881 год
Упоминается впервые под 1635. Каменный храм типа восьмерик на четверике сооружен ок. 1700 (по другим данным - ок. 1680). Колокольня сер. XVIII в. Приделы Иоанна Богослова и сщмч. Харлампия. Сломан в 1928, но его главный иконостас сохранился в церкви Иоанна Воина, что на Якиманке.
Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с большевистским планом «построения коммунистической столицы». Площадь, на которой они находились, сейчас называется «площадь Красных ворот». В 1935 году на этом месте была открыта одноимённая станция метро, а в 1953 над площадью возвысилась одна из сталинских высоток. В 1962 году площадь была переименована в «Лермонтовскую», в 1986 году заново переименована в «площадь Красных ворот».

по материалам Википедии

Название этой площади напоминает о триумфальных воротах, которые были возведены здесь в 1709 году по случаю встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской победы.

Триумфальная арка тогда так восхитила москвичей своей красотой, что ее прозвали Красными (красивыми) воротами, хотя официально она именовалась Триумфальными воротами на Мясницкой улице у Земляного города.

Вплоть до конца XVII века, здесь, по обе стороны от Земляного вала (ныне – Садовое кольцо), находились огородные слободы. Внутри города – дворцовая огородная слобода с церковью Харитония в Огородниках, снаружи, за валом, - огороды Вознесенского монастыря. Ближайшая проездная башня Скородома (деревянные стены с башнями, возведенные в XVI веке вокруг Земляного города) находилась в районе Старой Басманной, но местные жители проложили здесь себе прямой путь, пробив так называемые проломные ворота. И уже Петр I ездил в Преображенское и Немецкую слободу по новой дороге: через Никольскую, Мясницкую и проломные ворота по улице, получившей название Новой Басманной. Тогда же и огородная слобода перестала быть таковой, т.к. поселились тут офицеры потешных и солдатских полков и превратилась в Капитанскую.

21 декабря 1709 года русская армия-победительница торжественно вступила в Москву. Шествие растянулось на несколько верст, в середине – сам Петр I, рядом – генерал-фельдмаршал Меншиков и командир Преображенского полка князь Долгорукий. На всем пути войска приветствовал простой народ, бросали ветки и венки, а само шествие прошло под семью арками, «вышину и пышность которых», по воспоминаниям датчанина Ю. Юста, описать было невозможно. Украшены арки были золотом, эмблематическими картинами, покрытыми надписями.

Триумфальную арку на Земляном валу московские купцы ставили за свой счет. В 1721 и 1727 годах деревянные ворота поновляли. А в 1742 году по случаю коронации (торжественный кортеж из Лефортово в Кремль должен был проехать через арку) их перестроили по проекту архитектора М. Земцова. Тематическое оформление 1742 года – прославление знаний, искусств, промышленности и торговли. Однако в засушливый май 1748 года ворота сгорели. И в декабре 1752 года архитектору Д.В. Ухтомскому поручено было поставить «вновь такие же ворота и на том же месте». Он поставил арку уже каменную, под мрамор. Красными (по цвету) ворота все же, по мнению исследователей, стали позже, уже в XIX веке, когда древний смысл слова стал забываться. Именно такими они и встретили революцию, были отреставрированы и побелены в 1926 году и практически тут же снесены по постановлению Моссовета, «ввиду узости места для проезда транспорта». Тогда же была снесена и стоящая поблизости церковь Трех Святителей.

Правда, снести ворота пытались и в XIX веке. Так, известно, что в 1860-е годы «Комиссия о пользах и нуждах общественных» при Московской городской Думе тайно продала ворота на слом почтамтскому чиновнику Миляеву за 1500 рублей, но как только об этом стало известно, продажа была запрещена. Комиссия в 1873 году еще раз попыталась поднять вопрос о сломе, но Дума вновь отвергла это предложение. Больше на ворота не покушались.

Но не только Красными воротами памятна нынешняя площадь. В ночь со 2 на 3 октября (с 14-го на 15-е по новому стилю) 1814 года в несохранившемся доме генерал-майора Толя у Красных ворот родился . «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Федоровым. Крещен того же октября 11 дня». На приезде в Москву еще в августе 1814 года настояла бабушка М.Ю. Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева, т.к. очень беспокоилась о здоровье дочери Марии Михайловны. Крещен младенец был в церкви Трех Святителей у Красных ворот (снесена в 1928 году), по другим же данным – прямо в доме. Считается, что семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение Е. А. Арсеньевой - село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской губернии.

Дом, где родился поэт, снесли в самом конце 1930-х со словами «есть у нас люди и познаменитее Лермонтова», мемориальная доска, установленная к столетию рождения поэта, теперь хранится в доме-музее М.Ю. Лермонтова, в 1964 году на высотке рядом появится новая мемориальная доска, отмечающая теперь уже только место, а в 1965 году в сквере будет установлен памятник поэту (тот самый, про который Косой из фильма «Джентльмены удачи» произносит бессмертное: «Кто ж его посадит? Он же памятник!») работы скульптора И.Д. Бродского.

В 1933-1934 годах архитектор , проектируя , воплотил воспоминания об арке, наземный вестибюль также напоминает нам об утраченном.

Площадь же Красных ворот в 1941 году, в связи со столетием со дня гибели поэта, переименовывали в Лермонтовскую, но горожане по-прежнему называли площадь Красными воротами. В итоге имя Лермонтовской досталось скверу и площади за пределами Садового кольца, а площади на внутренней стороне, возле вестибюля метро, в 1994 году вернули прежнее название. Домов на этой площади не числится.

В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сам праздник был установлен в память о прекращении в 1084 году внутрицерковных споров между последователями этих учений – василианами, григорианами и иоаннитами.


Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь притаилась в тихих и пустынных переулках между Покровским бульваром и Солянкой.

Точный ее адрес, впрочем, когда-то был знаменит – угол Хитровского переулка (после революции – Максима Горького) и Малого Трехсвятительского, названного по этой церкви, а в советское время переименованного в М.Вузовский – в соответствии с идеалами пролетарской революции.

Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих, на месте которой после ее сноса в советское время были построены школа и четырехэтажное здание с магазином. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.

Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

Отсюда Горький черпал материал для пьесы "На дне", и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на Хитровку, готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: "Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов". И поэтому после уничтожения Хитровки в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.

Однако в дореволюционной краеведческой литературе старинная Трехсвятительская церковь чаще упоминается как "Трех Святителей, на Кулишках". Теперь московскому слуху более привычно это название для Всехсвятской церкви на Славянской площади, но известно, что в древности местность "Кулишки" имела большие границы и простиралась выше - к Ивановской горке и далее.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.

Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.

В действительности, говорят современные ученые, кулишками назывались в древности расчищенные поляны среди леса, который густо покрывал эту территорию, и теперь правильнее произносить "кулижки".

Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.

Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.

Есть даже версия, что именно по этой Фроловской церкви на Кулишках, а не по одноименному храму на Мясницкой первоначально были названы Фроловскими главные ворота Кремля (см. публикацию от 31 августа прошлого года).

И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских. И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.

Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.

Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России. Здесь же, поблизости, в Колпачном переулке стояли палаты самого гетмана Мазепы. И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. А в приходе Трехсвятительской церкви стояли дворы московских служивых людей и "разных чинов".

Так, сохранились до наших дней палаты XVII века, принадлежавшие думному дьяку и известному дипломату Украинцеву. Именно он в 1699 году был отправлен Петром I на русском корабле в Константинополь для заключения мира с турками, чтобы высвободить силы России для надвигавшейся Северной войны.

Только через год был подписан Андрусовский договор о мире, и царь Петр, получив известие о нем 18 августа 1700 года, на следующий же день объявил Швеции войну.

И богатый дом Украинцева не ушел из ведения казны. После него в этих палатах разместился Архив иностранных дел.

Другой, не совсем обычный прихожанин церкви в первой половине XIX века приложил немало усердия для обновления и благолепного украшения старинного Трехсвятительского храма. Это был московский обер-полицмейстер А.С. Шульгин, чья резиденция в то время находилась по соседству в Мясницкой части, пока ее не перевели в Столешников переулок. А потом для начальника московской полиции купили знаменитый дом Кологривова на Тверском бульваре, где на балу Пушкин впервые встретился с юной красавицей Гончаровой. Он стоял на том месте, где сейчас новое здание МХАТа.

И еще во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев. А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.

Однако сами хозяева дома, Морозовы, наверно, самые знаменитые здесь жильцы, чьи имена попали на страницы школьных учебников истории, не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами.

И, тем не менее, хозяйка этого дома, женщина с крутым и властным характером, финансировала строительство Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, а ее младший сын Сергей создал в Москве Кустарный музей, и ныне работающий в Леонтьевском переулке. Считается, что так семья Морозовых заглаживала свои грехи и восстанавливала репутацию благотворителей после знаменитой Морозовской стачки в январе 1885 года, когда рабочие Никольской фабрики в Орехово-Зуево бастовали против морозовской системы жесточайших штрафов.

Хозяйка дома, Мария Федоровна, в девичестве Симонова, была женой владельца этой фабрики Тимофея Саввовича Морозова, сына основателя знаменитой династии промышленников и меценатов. Отличаясь непомерной скупостью и жестокостью, он сумел в 10 раз увеличить отцовский капитал, однако, испуганный невиданной стачкой, решил продать фабрику и положить деньги в банк.

Жена уговорила сделать по-другому: создать паевое товарищество из родственников, а его директором назначить старшего сына - Савву Тимофеевича Морозова. Того самого, о котором до сих пор пишут сенсационные исторические исследования. В ту пору ему было всего 27 лет, и он недавно закончил Московский университет. Прогрессивный, умный, широких взглядов, хорошо обеспеченный, он начинал такую карьеру, что родителям можно было не волноваться и за его будущее, и за судьбу фамильного дела.

Однако он не оправдал семейных ожиданий, взявшись за дело совсем "не с той стороны" - отменил систему штрафов, стал строить спальни для рабочих, учредил стипендии для учащихся. Старик отец косо смотрел на его дорогостоящие нововведения, а в ласковую минуту гладил по голове: "Эх, Саввушка, сломишь ты себе шею!", будто пророча ему судьбу.

А далее последовали вклады на создание в Москве Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко и тяжелый конфликт с ними, несчастная любовь к актрисе Андреевой, которая познакомила его с окружением Ленина. Тогда Савва Морозов стал финансировать издание "Искры", как считал Марк Алданов, из-за разочарования в людях своего круга.

В семье его прозвали "бизоном" за крутой нрав и недолюбливали. А когда в начале 1905 года рабочие Морозовской фабрики устроили новую стачку, требуя повышения зарплаты и 8-часового рабочего дня, Савва Морозов приехал именно сюда, в Трехсвятительский, просить мать передать ему право единоличного управления фабрикой. В ответ мать пригрозила учредить над ним опеку как над душевнобольным и перевела все дела фабрики на себя, став управлять ею из дома в Трехсвятительском.

И уже 15 апреля того же года мать собрала врачебный консилиум, который вынес приговор Савве Морозову - в виду "тяжелого нервного расстройства" отправить его на насильственное лечение в Канны в сопровождении нелюбимой им жены, Зинаиды Григорьевны и личного врача. Спустя 28 дней в номере Каннской гостиницы Савва Морозов застрелился и был похоронен в Москве на Рогожском кладбище.

А дом его матери в Трехсвятительском еще один раз вошел в историю. В июле 1918 года в бывшем особняке Морозовых разместился штаб восстания левых эсеров.

Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана. Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.


Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках, близ дворцовой Огородной слободы, где во множестве стояли дворы царских огородников и сами огороды. Там когда-то Алексей Михайлович поставил церковь св. Харитония - по дню своего венчания на царство. Слобода быстро разрасталась, и в первой половине XVII века в ней насчитывалось уже 212 дворов.

Деревянная Трехсвятительская церковь была известна там уже с 1635 года, ранее Харитоньевской. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 году на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в середине XVIII столетия появилась и новая красивая колокольня. В те годы эта местность уже становилась парадной, так как при государе Петре I царская дорога переместилась с Покровки на Мясницкую, которая стала вести в Немецкую слободу.

И при Петре I в честь побед, одержанных в Северной войне, здесь, рядом с церковью, впервые в Москве были поставлены триумфальные ворота - так поначалу назывались красивые деревянные арки.

В 1724 году к коронации Екатерины I их парадно отстроили заново, но они сгорели в Троицкий пожар 1737 года - в том самом, в котором погиб кремлевский Царь-колокол. И тогда московские купцы решили преподнести подарок на коронацию новой императрице Елизавете Петровне и в 1742 году на свои средства выстроили новые красивые Триумфальные ворота - для почетного торжественного въезда государыни в Кремль.

Однако и они сгорели, но указом императрицы были вновь выстроены в 1757 году архитектором Д.Ухтомским. И с середины XVIII века эти ворота стали именоваться Красными - вопреки московской традиции, не только потому, что были красивыми, но и потому, что вели в подмосковное Красное село.

Так, после их построения Трехсвятительская церковь стала называться "у Красных ворот".

Интересно, что на ее главе был венец, наподобие такого же, как был на Воскресенской церкви в Барашах на Покровке (см. публикацию от 26 сентября прошлого года). Именно с этой Трехсвятительской церковью дореволюционные исследователи иногда связывали легенду о чудесно несостоявшемся браке брата и сестры, неведавших о своем родстве, когда венец невидимой силой сорвался и поднялся на церковный крест, - хотя традиционно эту легенду относят к Воскресенской церкви в Барашах.

Может быть, это произошло потому, что обе церкви оказались причастными к императрице Елизавете Петровне, которая, видимо, любила ставить такие венцы на церковных главах в память о каком-либо событии из своей жизни.

В Воскресенском храме она служила молебен (или просто проезжала мимо) после свадьбы с графом Разумовским в Перово. А мимо Трехсвятительской церкви, через подаренные Красные ворота направлялась на коронацию в Кремль и возможно, что в память о том повелела установить на церковной главке красивый венец - как потом и на Воскресенской.

11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья. Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда он вернулся уже в пятилетнем возрасте.

На том месте сейчас стоит "высотка" (Садово-Спасская, 21) построенная знаменитым архитектором А. Душкиным, автором лучших станций Московского метро "Кропоткинская", "Комсомольская" и "Маяковская". В этой высотке он и сам получил квартиру. Однако дом Лермонтова был снесен под это строительство, только в сквере в 1965 году памяти поэта установили его скульптуру, и еще местную станцию метро назвали его именем - "Лермонтовская".

Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы "Дюссо" в Театральном проезде, "белого генерала" М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева - Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

А в 1927 году в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 года вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для "улучшения" автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца, - как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин.

Известно, что церковь от слома защищал Барановский как "ценный памятник архитектуры", но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники "стояли даром".

Церковь была снесена в мае 1928 года. Резной барочный иконостас 1705 года работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер, рядом с павильоном станции "Красные ворота", построенном в 1934-1935 г.г. архитектором И.А.Фоминым.

Трехсвятительская церковь известна с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский (сейчас Хоромный) тупик. В 1686 году еще была деревянной, в 1700-х годах уже выстроена из камня. Храм имел вид восьмерика на четверике.

В середине XVIII века при Трехсвятской церкви выстраивают колокольню и приделы во имя Иоанна Богослова и священномученика Харлампия. При храме находились престолы: Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Однако храму удалось не долго простоять после революции, он был разрушен в 1928 году. Главный иконостас перенесли в церковь Иоанна Воина, что на Якиманке. Снесенная церковь располагалась в Хоромном тупике на месте современных торговых павильонов, в северо-западной части сквера.

http://www.apartment.ru/Article/48793854.html



Деревянная Трехсвятительская церковь была известна с 1635 г. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 г. на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в середине XVIII в. появилась и новая красивая колокольня. После постройки Красных ворот церковь стала называться «у Красных ворот».

11 октября 1814 г. в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в доме напротив. Здесь в конце июня 1882 г. отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы «Дюссо» в Театральном пр. «белого генерала» М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

В 1927 г. в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 г. вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для «улучшения» автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца - как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин. Известно, что церковь от слома защищал Барановский как «ценный памятник архитектуры», но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники «стояли даром».

Церковь была снесена в мае 1928 г. Резной барочный иконостас 1705 г. работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер.

http://www.pravoslavie.ru/89.html



Трех Святителей у Красных ворот церковь (уничтожена).

Трехсвятительский храм находился в местности Старые Огородники, на площади Красные ворота. Деревянный храм известен здесь с 1630-х гг. В 1699 г. на его месте выстроили каменную церковь. В 1798 г. соорудили придел святителя Иоанна Богослова и колокольню, в 1823 г. - придел священномученика Харлампия. В 1880-е гг. был сделан ряд пристроек. Храм был известен своим великолепным внутренним убранством, главным многоярусным резным иконостасом XVIII века, выполненным в духе голландского барокко.

В иконостасе и на стенах находилось множество икон XVIII века, среди них известного мастера Ивана Арефусицкого. В 1742 г. рядом с храмом, на месте старых деревянных ворот Земляного города выстроили знаменитые Красные ворота (архитектор Д.В. Ухтомский) для коронационного въезда императрицы Елизаветы Петровны. В 1814 г. в Трехсвятительском храме был крещен будущий знаменитый поэт Михаил Лермонтов, который родился в стоявшем рядом доме. А 28 июня 1882 г. здесь отпевали прославленного полководца М.Д. Скобелева.

В начале XX века при очередном поновлении храма на паперти в киоте поместили в память о знаменитом генерале икону его небесного покровителя - архистратига Михаила. Храм был расписан и снаружи, на северной стене - иконы Спасителя, святителя Иоанна Богослова, священномученика Харлампия; на восточной стене - Трех Святителей.

В начале 1920-х годов в Трехсвятительский храм, принадлежавший в то время обновленческой общине, была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, ранее находившаяся в часовне у Варварских ворот Китай-города. В июне 1927 г. начали ломать Красные ворота, а весной 1928 г. дошла очередь и до храма. Большинство церковного имущество забрали в музейные фонды страны. Ценнейший главный иконостас передали в церковь мученика Иоанна Воина на Якиманке.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17