Где казанский собор. История строительства. Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон "Всевидящее око"

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос

12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева

30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".

2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".

3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".

4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".

5 "Благословение Исааком Иакова".

6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".

7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".

8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".

9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".

33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата

52.

53. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром). Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: miroworld.ru
.

Европа способна подарить прогрессивные идеи любому, кто отправился в путешествие по ней. Яркий пример тому поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским и так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.


Свой собственный Ватикан

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: travel-ru.ru
.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: aeslib.ru
.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Внутреннее убранство Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Открытка «Казанский собор Санкт-Петербурга»./ Фото: kolpakovs.ru
.

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Казанский собор на карте Санкт-Петербурга./ Фото: kolpakovs.ru
.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Первоначальный план Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Вид на Казанский собор со стороны канала Грибоедова./ Фото: kolpakovs.ru
.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года XIX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
.

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Памятник Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.


Памятник фельдмаршалу Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: kolpakovs.ru
.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.
.

Музей истории религии и атеизма

Брошюра «Музей истории религии и атеизма»./ Фото: tvereparhia.ru
.

Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города.

История Казанского собора представляет особый интерес. Его главной святыней должна была стать "чудотворная" икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась в церкви Рождества богородицы, построенной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова. (Церковь стояла впереди нынешнего Казанского собора, вдоль Невского проспекта.)


К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению "чудотворной". Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль "общенациональной святыни", способствующей благоденствию царствующего дома.

Однако роль Казанского собора в жизни столицы и всего государства оказалась значительно сложнее и многостороннее.

Высоко ценили Казанский собор современники. Они с гордостью отмечали, что это великолепное здание построено русскими художниками из материалов, добытых и изготовленных в России. Это были голоса ревнителей национальной культуры, утверждавшие великие возможности русских талантов. Тогда подобное мнение имело большое значение, так как в официальных кругах и среди именитых заказчиков еще во многих случаях предпочтение отдавалось иностранным мастерам. Казанский собор с его высокими художественными достоинствами явился ярким свидетельством того, что в России воспитаны кадры художников, не уступающие по своей подготовке и способностям иноземцам.

"Храмом искусства" называли собор. В таком условном определении были правда и глубокий смысл: на первый план выступало значение собора как памятника художественной культуры.

Подобное смещение основного значения памятника, связанного с христианским культом, было возможно, когда культура, искусство освободились от религиозного диктата. Идейное содержание Казанского собора определилось творческой позицией его создателей.

Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора были передовыми художниками. Они принадлежали к тому поколению деятелей русской культуры, для которых были характерны глубокий патриотизм, чувство гордости за укрепление могущества России и ненависть к крепостничеству. В этой связи в их взглядах на совершенствование общественной жизни основное место занимала проблема гражданских прав и нравственного достоинства не только "привилегированных", но и "низших" сословий, включая крепостных крестьян.

Такие настроения оказывали решающее влияние на творчество художников.

Уже в проекте собора ясно обнаружился отход от традиций церковного зодчества. Лишь высокий купол, увенчанный крестом, напоминал о том, что это православный храм. Сооружение Казанского собора шло в русле развития гражданской архитектуры. Собор построен в стиле классицизма, возникшего в России в 1760-х годах и достигшего расцвета в последующие десятилетия XVIII века. Архитектуре собора присущи черты этого стиля периода его высшего подъема.

В том же стиле классицизма выполнены скульптуры на фасадах здания и живопись (иконы) в его интерьере. Необычна история их создания. Впервые при сооружении православного храма произведения искусства для него были исполнены большим коллективом художников Петербургской Академии художеств, творчество которых не было связано с традиционным церковным искусством.

Большинство скульптурных и живописных произведений, созданных для собора, относятся к высшим достижениям искусства русского классицизма.

Казанский собор, этот цельный выразительный памятник, несет в себе глубокое содержание. В его торжественном, строгом облике нашли выражение героический пафос, триумф ратных побед, идеи патриотизма и гуманизма.

В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец М. И. Кутузов. Во второй половине XIX-начале XX века парадная соборная площадь и прилегающие к ней улицы становятся традиционным местом революционных выступлений рабочих интеллигенции, учащейся молодежи, направленных против самодержавия, против власти помещиков и буржуазии.

Главный архитектор

В архитектурном конкурсе на составление проекта Казанского собора, который был объявлен в 1797 году, участвовали видные столичные архитекторы Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, П. Гонзага. Конкурс не дал положительных результатов, и разработку проекта собора поручили малоизвестному тогда еще архитектору А. Н. Воронихину. 14 ноября 1800 года проект Воронихина был утвержден и его автору поручено "производить строение собора".

Успех Воронихина был не случаен. Он разрабатывал композицию собора, исходя из новых задач, возникших в процессе развития города.

Воронихин первым из русских зодчих при создании Казанского собора применил новые принципы планировки городского ансамбля, отличительной чертой которого

являлось то, что крупное архитектурное сооружение, главным образом общественного назначения, становилось организующим центром большого пространства города.

Уже вслед за Воронихиным А. Д. Захаров создал Адмиралтейство, а Ж. Тома де Томон - Фондовую биржу. Это были ансамбли, в которых отразились чувства патриотизма, национальной гордости и гуманизма, занимавшие большое место в общественной жизни России начала XIX века. Тогда было положено начало новому этапу в формировании архитектурного облика центральной части Петербурга, завершившемуся архитектурными произведениями, созданными блистательным талантом К. Росси: ансамблем Александрийского театра, ансамблем Михайловского дворца, зданиями Главного штаба, Сената и Синода.

Таким образом, выполняя проект Казанского собора, Воронихин выступил как передовой художник, тонко почувствовавший требования времени.

При рассмотрении проекта императора Павла 1 могли заинтересовать своеобразие и грандиозность композиционного решения, величие будущего сооружения. Эти внешние данные соответствовали назначению собора, как "общенациональной святыни". Но судьбу проекта Воронихина решило не только это. У архитектора был высокий покровитель - граф А. С. Строганов, известный меценат и знаток искусств, с 1800 года ставший президентом Академии художеств. 0н не только смог увидеть в сыне крестьянина редкий талант художника, дал ему возможность получить образование, ввел в художественную среду, но и в будущем всегда внимательно относился к его творческой деятельности, помогал в затруднительных случаях. Без его поддержки неизвестный, еще не проявивший себя в зодчестве Воронихин не смог бы получить заказ на столь ответственную работу. Но Строганов верил в его талант и содействовал утверждению созданного им проекта Казанского собора.

Архитектура Казанского собора

Хотя генеральный план, включающий вторую колоннаду, не был осуществлен, Казанский собор воспринимается как законченное и совершенное произведений архитектуры. Главное, что способствует цельности восприятия, - это ясность композиционного решения, соразмерность архитектурных объемов и пропорций. Композиция собора разрабатывалась с учетом его значения как центрального сооружения архитектурного ансамбля. Причем в данном случае перед архитектором стояла сложная задача. В православных храмах алтарь всегда обращен на восток, а вход в храм с противоположною стороны, т. е. с запада. При выполнении этого обязательного требования оказывалось, что Казанский собор ориентировался в сторону Невского проспекта боковым фасадом. Необходимо было создать его парадное оформление.

Воронихин смело вышел из затруднения. Плану здания он придал форму вытянутого креста и со стороны Невского проспекта построил полукруглую колоннаду.

Колоннада состоит из 94 каннелюрованных колонн коринфского ордера высотою (с базами и капителями) около 13 метров. Она поставлена, как и все здание, на высокий цоколь, облицованный сердобольским гранитом.

В собор ведут три входа: северный (со стороны Невского), южный и западный; в каждом из них три двери. Входы подчеркнуты строгими шестиколонными портиками с широкими ступенями.

Легкий, стройный купол покоится на высоком цилиндрическом барабане с 16 прямоугольными окнами, между которыми расположены пилястры. Воронихин подчеркнул основание купола, устроив в нем 16 круглых окон-люнетов с сильно выступающими наличниками. Основание барабана, ступенчатое, расширяющееся книзу, служит переходом от главной вертикали сооружения к горизонтальным линиям колоннады и фасадов.

Характерно, что собор не имеет широких свободный плоскостей стен. Все его фасады прорезаны огромными окнами, расположенными в два яруса. Между окнами по вертикали остаются небольшие простенки, на которых размещены пилястры. Сверху по всему периметру здания и над проездами проходит массивный аттик. Он увеличивает высоту стен и скрывает крышу. На колоннаде по обеим сторонам устроена балюстрада. Над окнами, по фризу колоннады, на стенах портиков, в аттиках проездов, а также на углах антаблементов размещены рельефные композиции. Богато орнаментированы резьбой по камню карнизы здания и фронтоны портиков. На фронтонах всех трех портиков изображено "всевидящее око в лучах", на северном - бронзовое золоченое, на других - высеченные из пудостского камня. Все декоративные детали по своему исполнению сдержанны, придают зданию живописность и жизнерадостный тон.

В архитектуре собора выявляются две тенденции: монументальность, которую сообщают крупномасштабные объемы, проезды, массивный аттик и мощный цоколь, и одновременно легкость, которую сооружению придают плавные полукружия колоннады с ритмично, широко расставленными, слегка утонченными кверху колоннами, стройный купол, многочисленные окна, а также цветовая гамма собора. Пудостский светло-желтый камень, которым облицованы стены и из которого сделаны колонны, гармонировал с блестящим, серебристым, устремляющимся ввысь куполом, как бы тающим в небесной синеве. Стремление зодчего обеспечить преобладание светлых тонов выразилось и в том, что даже ограда с западной стороны собора была первоначально выкрашена в необычный для городских решеток белый цвет.

Монументальность и легкость, находящиеся в неразрывном единстве -это одна из существенных особенностей произведения Воронихина, придающая зданию неповторимую выразительность. Другой отличительной особенностью Казанского собора является то, что в его композиции решающее значение имеет не купольная часть (как в традиционных православных храмах), а колоннада. Полностью прикрывая здание со стороны главной магистрали города, она прежде всего привлекает внимание, способствует тому, что собор воспринимается как сооружение светской архитектуры.

Средняя часть колоннады подчеркнута портиком, выступающим несколько вперед. Над колоннами портика - мощный аттик. Издали, со стороны Невского проспекта, аттик воспринимается как основание купола, а портик - как его пьедестал. Благодаря такому впечатлению, купол входит в композицию колоннады как ее часть, венчающая центр. Так утверждена неразрывность колоннады с собственно зданием.

От портика в обе стороны отходят ажурные полукружия колоннады, соединяющие его с проездами. Таким образом, основные части колоннады (полукружия) оказываются замкнутыми прямоугольными формами (портик, проезды), что придает колоннаде устойчивость и законченность.

Центр колоннады доминирует, но не противопоставляется проездам. По масштабам, пропорциям, линейному ритму эти ясно выделенные части приведены к единству.

Становится понятным, как важно было для Воронихина отстоять свое решение устроить прямые перекрытия проездов. Он одновременно решал и техническую, и художественную задачи: при прямых перекрытиях достигалась общность форм проездов и портика, проезды органично включались в композицию колоннады, не нарушалась линейная структура по горизонтали. Последнее имело принципиальное значение в организации ансамбля Казанского собора. Глубоко продуманное сочетание северного портика с куполом вытекает из общего замысла зодчего в организации архитектурного облика собора, его места в городском комплексе. Подобное сочетание характерно и для других портиков западного и южного, а также для восточного фасада, замкнутого полукруглым алтарным выступом - абсидой. Когда мы смотрим на собор с противоположной набережной канала, абсида воспринимается как башня, увенчанная куполом (При осуществлении второй колоннады "башня" восточного фасада играла бы активную роль как акцент, центрирующий разворот двух колоннад и объединяющий их.) Такие решения в отношении места купола со стороны всех четырех фасадов приводят к впечатляющим результатам: все выступающие из линий фасадов части "сглаживаются", контуры здания становятся ясными, спокойными, сооружение приобретает цельность, легкость, естественно и просто входит в окружающую городскую среду (Воронихин разрабатывал генеральный план собора с учетом наличия открытых пространств со всех его сторон. Ныне разросшиеся деревья сквера у решетки, где планировалось создание площади, скрывают вид на западный портик; дома, построенные вблизи собора с южной стороны, не позволяют отойти на расстояние, с которого портик воспринимался бы в гармоничном сочетании с куполом). Связь с городом обнаруживается и в том, что здание собора с разных сторон выступает в различных сочетаниях с колоннадой и площадью. Это разнообразие впечатлений еще в большей мере открывает Казанский собор к пространству города, усиливает одухотворенность его художественного облика.

Воронихин создал один из самых выразительных городских ансамблей. Он поставил собор на таком расстоянии от Невского проспекта, при котором образовалось наиболее выгодное соотношение здания с размерами площади и окружающих его строений. При этом было учтено, что Невский проспект активно включается в пространство соборной площади, увеличивая его.

Главную роль в организации ансамбля играет колоннада. Она широко раскрыта к Невскому проспекту, не препятствуя проходу к другим городским кварталам через проезды по улице Плеханова и набережной канала Грибоедова. Цоколь восточного проезда соединяется с облицовкой канала, играющего значительную роль в художественном облике этой части города.

С отдельными элементами колоннады композиционно связаны здания, фиксирующие с трех сторон границы Казанской площади. На противоположной стороне Невского проспекта возвышаются два вплотную поставленных здания. Они ограничены с одной стороны каналом, с другой - улицей Софьи Перовской, через которые открывается выход к городским кварталам на север от собора. На одинаковом расстоянии от проездов построены угловые дома по улице Плеханова и каналу Грибоедова, северные фасады которых обращены к Невскому проспекту. Вторя проездам, эти дома ограничивают площадь с двух сторон, а создается впечатление, что линия полукруга колоннады продолжается до этих зданий. А за ними, по мере движения от колоннады к Невскому проспекту, все шире открывается обзор магистрали. Так широко и свободно осуществляется переход от собора к пространству города, близлежащая часть которого вовлекается в ансамбль.

Казанский собор открыт со всех сторон. И отовсюду, с любого направления, вскрываются разнообразные соотношения его с домами, расположенными вокруг. Благодаря этому яснее обнаруживается организующая роль собора в архитектурном ансамбле. Здания, входящие в него, по высоте согласуются с высотой Казанского собора. Стилистически они неоднородны, но имеют общую черту - строгость архитектурных форм, которая свойственна облику собора. Цельности ансамбля во многом способствует цвет. Все здания светлого тона, приближенного к светло-желтому цвету колоннады. Различные оттенки окраски отдельных зданий не разрушают единства общей цветовой гаммы, содействуют жизнерадостному звучанию ансамбля. Исключение в нем составляет входящее в общий тон контрастным пятном темное здание Дома книги; его башня, увенчанная сферой, вторит главной вертикали собора, подчеркивает высоту купола.

В ансамбль Казанской площади входят и монументы М. Н. Кутузова и М. Б. Барклая-де Толли, установленные через 26 лет после завершения строительства собора. Они расположены на фоне проездов колоннады. Чтобы точнее определить места для монументов, скульптор Б. И. Орловский предварительно использовал силуэтные дощатые макеты памятников.


В торжественно-строгом характере решен и интерьер здания. Сочетание монументальности с легкостью и изяществом в разработке архитектурного образа является одним из основных творческих принципов Воронихина. В Казанском соборе этот принцип ярко проявляется и в декоративно-художественном убранстве, в общей разработке которого автор исходил из характера здания, его плана, объемов.

В традиционных зданиях православного культа основной предпосылкой пространственных решений являлась задача отрешенности внутренних помещений от внешнего мира. Нужно было создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало внимания от богослужения, обряда. Отсюда небольшое количество часто узких окон и, как следствие, широкие плоскости стен, массивные столбы, поддерживающие купола и прочее.

Увлеченный задачей создания архитектурного ансамбля, Воронихин смело отошел от традиционных принципов церковного строительства, создал здание светского типа, художественный образ которого несет в себе жизнеутверждающие гражданские идеалы.

Длина собора внутри с запада на восток составляет 72,5 метра, с севера на юг-56,7 метра. Высота с куполом-71,6 метра, пролет купола 17,1 метра. Купол имеет два свода: нижний, прорезанный круглым отверстием, и верхний, первоначально покрытый росписью ("Коронование богоматери" В. К. Шебуева), а впоследствии выкрашенный в синий цвет.

В плане собор имеет форму вытянутого креста, что и определило пространственные решения интерьера. Главной является его подкупольная часть. Она оказалась несколько сдвинутой к востоку, примыкает непосредственно к центральному алтарному помещению и ограничена с четырех углов пилонами, поддерживающими купол. От пилонов во все стороны - на запад, восток, север и юг-отходят двухрядные колоннады красного полированного гранита; их высота, с базами и капителями,-10,7 метра. Базы покрыты листовой бронзой, капители - бронзовые (Отлиты по модели скульптора С. С. Пименова). Они были позолочены, но, так как в поспешности, с которой заканчивалось строительство собора, для золочения не был подготовлен качественный грунт, позолота давно сошла, и капители приняли темный цвет.

Вследствие того, что в алтарных помещениях пол приподнят, колонны видоизменены. В нарушение стилевых принципов коринфского ордера они установлены на пол без баз и высота их сокращена.

Колоннады одновременно являются основным компонентом декоративно-художественного оформления помещений и несут конструктивную функцию - поддерживают своды. Их спокойный ритм вносит мотив торжественности и покоя. Широко расставленные колонны (всего их в интерьере 56) членят пространство, но не изолируют части одну от другой. Значение колоннад в архитектурном облике интерьера отчетливо выделяется в его западной части. Это самое большое помещение собора, предназначенное для верующих. Двумя колоннадами оно разделено на три удлиненных нефа. Средний неф в четыре раза шире боковых и перекрыт цилиндрическим сводом, который покоится на колоннадах. Свод украшен восьмиугольными кессонами, в которых закреплены металлические, покрытые росписью розетки в виде стилизованного цветка. Перекрытия боковых нефов плоские кессонированные, они значительно ниже центрального. Такое же членение пространства имеет место в алтаре и в приделах, и так же устроены перекрытия. Так подчеркивается преимущество центральных частей, "скрывается" ширина помещений.

Зодчий удачно решил переход от сводов к куполу. С четырех сторон "срезы" сводов как полуовальные арки подступают к подкупольной части, и кажется, барабан купола стоит на этих арках, слегка касаясь их краем основания. Так достигается связь основных пространств интерьера и как бы расширяется центральная подкупольная часть. Вместе с тем здесь в центре создается гамма из круга и полукружий, удивительно легкая, изысканная, свидетельствующая о тонком художественном вкусе зодчего.

Для интерьера характерны идеальные пропорции архитектурных компонентов: гениально разработаны высота и объемы колони и глубина сводов, длина и ширина частей "креста", размеры оконных проемов и т. д. Об окнах стоит сказать особо, ибо они огромны и расположены в два яруса, между ними лишь небольшие простенки, прикрытые пилястрами искусственного гранита с алебастровыми золочеными капителями. Обилие окон придает интерьеру легкость, воздушность и связывает его с окружающим внешним пространством. Здание наполнено светом, который, отражаясь в полированном граните колонн и падая на полированный мраморный пол, мягко рассеивается и устремляется ввысь, в купол. Все это придает интерьеру характер дворцовой залы, сдержанно-пышной, величественной и строгой.

Интересен мозаичный пол собора, сделанный из камня четырех цветов: черного, серого и розового мрамора и темно-красного шокшинского кварцита. Рисунок, распределение цветов камня в мозаиках увязаны с планом отдельных помещений интерьера, что также способствует восприятию органической цельности художественных решений.

В центральной, подкупольной части пол оформлен уменьшающимися к центру кругами, вторящими линиям купола, его сводов, постепенно сужающихся кверху. Этой взаимосвязью создается иллюзия: подкупольная часть воспринимается как отдельный зал круглой формы. Законченность и устойчивость рисунка достигаются с помощью прямых элементов мозаики, идущих веерообразно от центра и соединяющих круги. По форме и цвету части мозаики скомпонованы так, что создается впечатление рельефности рисунка, и это придает ему особую выразительность.

В главном нефе, в северном и южном приделах- чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток черного, красного и серого камня. Рисунок пола подчеркивает удлиненность пространства, кроме того, в нем "отражаются" восьмиугольные кессоны сводов.

В боковых нефах рисунки мозаики соответствуют узкому длинному помещению, заключенному между стеной и колоннадой. Каждому кессону перекрытия соответствует узор: в круге, на черном фоне,-стилизованный цветок из розового и серого мрамора.

Планировка и архитектура определили и расположение икон. В отличие от других церквей, где иконы размещались на подкупольных пилонах и стенах, заполняя все плоскости, здесь большинство их было установлено только в приалтарной части. В соборе было три алтаря, отделенных от основных помещений, где собирались верующие, иконостасами: главный, в иконостасе которого находилась икона Казанской богоматери, и два по сторонам его; южный, Рождество-Богородицкий, и северный, Антонио-Феодосиевский. Примечательно, что главный иконостас никак не удавалось "пристроить" к алтарю. В поисках решения органичного сочетания иконостаса с архитектурой Воронихин составил три варианта проекта иконостаса. По одному из них иконостас был сооружен в 1811 году. Тогда же Воронихиным были установлены "малые" иконостасы в северном и южном приделах. Во всех иконостасах Воронихин усилил декоративный мотив, вероятно решая их как отдельные, не связанные с архитектурой произведения, желая выделить их. Он ввел узорчатые рельефы и скульптурные композиции. Но по размерам главный иконостас не вписывался в интерьер, был мал.

В 1836 году по проекту архитектора К. А. Тона был поставлен новый иконостас. Пышный, отделанный серебром, с малахитовыми колоннами по сторонам царских врат, он был несоразмерен с объемами помещений, хотя сам по себе являлся высокохудожественным произведением искусства. Тогда же Тон внес изменения в декор боковых иконостасов. Он удалил скульптурные композиции в верхней части, оставив без изменения план размещения икон. Свободные плоскости в нижней части он покрыл рельефным орнаментом. Оформление иконостасов стало спокойнее и строже.

С этого же времени в соборе началась развеска бронзово-золоченых люстр. В 1836 году под куполом была подвешена главная люстра работы мастера Шопена на 180 свечей; в 1862 году- две "средние" люстры в южном и северном приделах на 32 свечи каждая; в 1892 году - между колоннами - 16 "малых" люстр по 16 свечей. Когда включаются все люстры, помещение собора наполняется мягким рассеянным светом, смягчаются контуры деталей архитектуры; интерьер, сохраняя торжественную монументальность, приобретает особо умиротворяющий, спокойный характер.

Казанский собор - один из первых памятников архитектуры классицизма, в оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры. Позднее скульптура используется в декорировке многих крупных сооружений Петербурга: Горного института (1806-1811, арх. А. Н. Воронихин), Адмиралтейства (1806-1820, арх. А. Д. Захаров), Фондовой биржи (1805-1816, арх. Тома де Томон) и др. Именно в этот период совместными усилиями выдающихся зодчих и ваятелей было достигнуто высокое искусство синтеза зодчества и пластики. Русские ваятели создали великолепные скульптурные ансамбли, исполненные героического пафоса и передовых гражданских идеалов. Статуи, рельефы, архитектурные декоративные формы, не теряя самостоятельного значения, обогащали содержание архитектурных памятников, усиливали их живописность и художественную выразительность. Хотя художники выражали идеи своих произведений аллегорически, через античные либо библейские сюжеты и образы, они прославляли патриотические подвиги своих современников, утверждали силу разума, выражали восхищение человеком, его физическим и нравственным совершенством, возвышенностью чувств.

Идеи патриотизма и гуманизма, лежащие в основе архитектурного образа, определили жизнеутверждающий характер Казанского собора; выступив на первый план, они приглушили культовое назначение здания,

Выразительность и сила эмоционального воздействия этого памятника - не только в совершенстве композиции и архитектурных форм, но и в глубоком синтезе искусств: произведения скульптуры и живописи соединены с архитектурой в единое целое.

Синтез искусств имел место в истории художеств с древнейших времен; на разных этапах и в разных жизненных условиях он приобретал различные формы и глубину содержания. Но всегда источником его формирования являлась общность идейно-мировоззренческой основы искусств и, следовательно, единство стиля. В синтезе искусств было закономерным их взаимовлияние. что содействовало успешному развитию каждого. В этом отношении показательны выдающиеся памятники архитектуры и связанной с ней монументальной скульптуры Древнего мира.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусства находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Слияние искусств в Казанском соборе настолько естественно и логично, что они воспринимаются в неразрывном единстве, образующем цельный архитектурно-художественный образ. При этом скульптура и живопись обогащают архитектуру, раскрывают ее сущность, не теряя, однако, собственной художественной ценности.


по истории Санкт-Петербурга

ученика 10”Б” класса


    Казанский собор – неотъемлемая часть Санкт-Петербурга………………….1 стр.

    Главный архитектор…….2 стр.

  1. Архитектура Казанского собора………………………..3 стр.

Используемая литература:

    Я. И. Шурыгин “Казанский собор”, “Лениздат”, 1987 г.

  1. Энциклопедический справочник “Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград”, “Большая Российская Энциклопедия”, 1992 г.

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес : Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться : Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы : Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье - с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.


Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.


Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.


Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.


Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.


Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.


Казанский собор Петербурга - одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге.

Как всегда, начнем с истории Казанского собора. 6 сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века. В 1747-1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ “Рождества Богородицы”.


В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.


В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.


В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.


Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал преседателем попечительского совета при строительстве собора.


Закладка нового храма произошла 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени.

15 сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение Казанского собора. В том же году была разобрана старая церковь.


Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844-1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, - в 1862-65 годах.


В 1834-1836 годах иконостас главного придела был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.


В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б.И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне - манифест 1815 года о Священном союзе.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.


Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора - 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 годах - фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.


Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был возвращён статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.


Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и храмы - на западе - вход, на востоке - алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную часть собора парадной. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Закрепив концы коллонады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.


Северные врата Казанского собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых “райских дверей” XV века во флорентийском баптистерии.


Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.


Из барельефов в интерьере уцелели всего два: “Несение креста” Ф. Ф. Щедрина и “Взятие под стражу” Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.