Типология обществ (8 класс). Презентация по обществознанию на тему «Типология обществ» скачать бесплатно Скачать презентацию на тему типология обществ

Урок 27-29

Обществознание, профильный уровень

Д.З: § 11-12, ?? (с.125-126), задания (с.126)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть подходы к типологии обществ, особенности традиционного, индустриального, постиндустриального этапов развития обществ;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать типологии обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

  • традиционное общество;
  • индустриализация;
  • техногенная цивилизация;
  • постиндустриальное общество;
  • западное общество;
  • цивилизация восточного типа;
  • внеэкономическое принуждение;
  • теократия;
  • секуляризация;
  • социальный контракт

Изучение нового материала

  • Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
  • Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества.
  • Типология цивилизаций.

Вспомните. Каковы основные уровни рассмотрения общества? Чем характеризуется историко-типологический уровень? В чём суть цивилизационного подхода к общественному развитию? Когда зародилось индустриальное общество? Какие этапы в своём развитии оно прошло?


Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Критерий - признак, основание,

мерило оценки чего-либо.

Определение типов общества зависит от критерия.


Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • дописьменные

и письменные

  • Предметное письмо
  • Пиктографическое письмо
  • Иероглифическое письмо
  • Слоговое письмо
  • Алфавитное письмо

Письменность - графическая система записи

сведений, одна из форм существования

человеческого языка


Простые (архаические) и сложные

(в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней

управления обществом, а также степень его дифференциации):

  • в простых обществах отсутствуют

руководители и подчиненные,

богатые и бедные;

  • в сложных обществах существует

несколько уровней управления

и несколько социальных слоев

населения, расположенных

сверху вниз по мере убывания

доходов.


(в качестве критерия в данной типологии выступает

формационный признак)

Тип формации (строя)

Классы

Владеющий средствами производства

Первобытное общество

Бесклассовое общество

Рабовладение

Не владеющий средствами производства

Рабовладельцы

Феодализм

Рабы

Феодалы

Капитализм

Буржуазия

Зависимые крестьяне

Наемные рабочие

1. первобытное

общество,

2. рабовладельческое

общество,

3. феодальное

общество,

4. капиталистическое

общество.


(в качестве критерия в данной

типологии выступает

уровень развития)

(критерий господствующий

вид производящей

деятельности)

  • Развитые общества,
  • Общество охотников и

2. Развивающиеся

общества,

3. Отсталые общества

собирателей;

2. Огороднические

общества;

3. Аграрные общества;

4. Промышленные

общества


Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное)

  • сельское хозяйство, аграрная сфера (поэтому этот тип еще называют аграрное общество). В аграрном производстве занято большая часть населения.
  • Главное богатство – земля, скот, вода, которые в основном были собственностью общины.
  • В производстве преобладает ручной труд.
  • Использование традиционных источников энергии – древесины, физической силы человека и скота .
  • традиции и обычаи (поэтому этот тип и называют традиционное общество) .
  • Государство имеет форму монархии; отсутствие у людей прав и свобод; власть выше закона.
  • Господствует религия (она руководит всеми сферами общественной и личной жизни человека); большинство населения – неграмотные; преобладает устный фольклор.

На этой ступени развития сегодня находятся две трети обществ мира (большинство стран Африки, Латинской Америки и Азии).


Традиционное общество

Экономика

Высокая зависимость от природных условий; главная отрасль – сельское хозяйство; натуральное хозяйство; общинно-государственная собственность; внеэкономическое принуждение экстенсивное производство

Политика

Абсолютная монархия; правовая незащищенность; власть сильнее закона; подчинение общества государству

Социальная сфера

Кастовое или сословное деление, отсутствие социальной мобильности; патриархальная семья; коллективизм; социальные нормы – традиции и обычаи

Духовная сфера

Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения


Индустриальное общество

  • Основной сферой производства является промышленность (индустрия), в которой занято большинство населения.
  • Широкое применение машин, станков, конвейера.
  • Преобладание городских жителей над сельскими, урбанизация (рост городов, расширение доли городского населения).
  • Основные источники энергии – природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.
  • капитал (деньги, акции, предприятия и др.).
  • Главные регуляторы общественной жизни – право, законы.
  • Преобладание республиканской формы правления; провозглашение политических прав и свобод, равноправия граждан, демократии.
  • Массовая грамотность, развитие образования; распространение массовой культуры.
  • Сегодня к индустриальному типу общества относят: Францию, Германию, Великобританию, Италию, Россию, Канаду, Швецию, Китай, Индию и др.

Индустриальное общество

Экономика

Развитая фабричная промышленность; интенсивные методы производства; автоматизация и механизация производства; конвейер; массовое производство; частная собственность; урбанизация

Политика

Расширение прав и свобод; демократия; разделение властей; парламентаризм, политический плюрализм;

Социальная сфера

Классовое деление; высокий уровень социальной мобильности; партнерская семья; индивидуализм;

Духовная сфера

Рост образовательного уровня населения; зарождение массовой культуры; превращение науки в непосредственную производительную силу; рационализация духовной жизни


Постиндустриальное общество

  • Преобладание сферы услуг над производством; большинство населения занято в сфере услуг.
  • Широкое использование в производстве «высоких технологий» (безотходные, ресурсо и энергосберегающие, экологичные, малолюдные (безлюдные); лазерная, мембранная, плазменная, био-, нано- технологии).
  • Автоматизация производства, роботы, компьютеризация (информатизация) общества.
  • Основной источник энергии – атомная, а также принципиально новые (альтернативные) источники.
  • Абсолютное большинство населения живет в городах
  • Особая роль науки и образования; непрерывное образование.
  • Определяющий фактор развития – знание, информация (поэтому этот тип общества еще называют информационным).
  • Полноценное правовое государство, сильное гражданское общество.
  • К постиндустриальному обществу переход осуществили пока лишь только США и Япония.

Постиндустриальное общество

Экономика

Сфера услуг и производство информации – главные отрасли; роботизация и компьютеризация производства; мелкосерийное производство; наукоемкие технологии; мировая экономика;

Политика

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии; глобализация

Социальная сфера

Профессиональное деление; рост среднего класса; важнейшим социальным лифтом становится образование; развитие гражданского общества

Духовная сфера

Высокий уровень образования; превращение науки в социальную силу; массовая культура; единое информационное пространство






Закрытые и открытые общества

Для закрытого общества характерна статичная социальная

структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к

нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная

идеология, коллективизм.

Открытое общество характеризуется динамичной социальной

структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям,

индивидуализмом и демократической плюралистической

идеологией.


ИТОГ:

Индустриальное

общество

Традиционное

общество

Постиндустриальное

общество

преобладающая сфера производства:

Промышленность

Сельское хозяйство

Сфера услуг

характерные черты производства:

Машины, конвейер

Роботы, компьютеры

Ручной труд

преобладающая группа населения:

Сельчане

Горожане

Горожане

основной источник энергии:

Дрова, физическая

сила человека, скота

Природные энергоносители:

Атомная энергия,

альтернативные источники

нефть, газ, уголь

регуляторы общественной жизни:

Традиции, обычаи

Право, законы

Право, законы

главная ценность:

Информация, знания

Капитал

Земля

политическая сфера общества:

Монархия, бесправие

Правовое государство, гражданское общество

Республика, права человека


  • Рост мировых экономических и финансовых связей;
  • Развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети;
  • Обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.

Информационная революция

  • Возникает единая система, включающая СМИ, Интернет. Создание качественно новой ситуации: биосфера, ноосфера, инфосфера.
  • Со циальная коммуникация приобретает новые черты, которых не было раньше.
  • Информационная революция «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность.
  • Конференция нобелевских лауреатов: «Научные знания – одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ».

Проверь себя

1) Какие черты традиционалистского мышления запечатлены в метафорах судьбы, рока? Почему так велико их значение в древнегреческих трагедиях?

2) В чём отличие традиционалистского отношения к природе от индустриального?

3) Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времён»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?

4) Какова роль науки в индустриальном обществе? Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо, что науки и искусства лишь обвивают цветами цепи, сковывающие человека?

5) Можно ли отождествить цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой? Чем отличается цивилизованный капитализм от авантюрного предпринимательства?

6) Согласны ли вы с тем, что революции и сегодня являются «локомотивами истории»?

7) Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гиннесса?


1.Какой из названных признаков характеризует традиционное общество:

2.Преобладание патриархального типа семьи характерно для:

  • господствующее положение церкви;
  • активное внедрение науки и техники в производство;
  • отделение церкви от государства;
  • светский характер культуры.
  • индустриального общества;
  • традиционного общества;
  • информационного общества;
  • индустриального и информационного общества.

3.Выберите верное суждение:

1. в традиционном обществе произошло отделение религиозных организаций от государства;

2. в традиционном обществе преобладал патриархальный тип семьи;

3. для традиционного общества характерен процесс компьютеризации

промышленности;

4. в традиционном обществе преобладала светская культура.

4.Какой из признаков характеризует индустриальное общество:

  • ведущая роль сельского хозяйства;
  • преобладание промышленности;
  • отсутствие разделения труда;
  • решающее значение сферы услуг.

5. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

6. Для постиндустриального общества характерно:

  • личность стала подчиняться общине;
  • происходит вытеснение религии из общественной жизни;
  • возросла роль обычаев в общественной жизни;
  • усилилось внеэкономическое принуждение к труду.
  • сословное деление общества;
  • натуральный характер хозяйства;
  • преобладающее развитие сферы услуг;
  • выделение торговли как особой сферы деятельности.

7. Основой постиндустриального общества являются:

8. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу:

1. упрочилось преобладание сельского хозяйства;

2. усилились основные различия;

3. наука становится производительной силой общества;

4. усиливается роль религии.

  • информация и знания;
  • капитал и труд;
  • знания и труд;
  • земля и знания.

9. Для постиндустриального общества характерна ведущая роль:

10. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности

характерны:

  • добывающей промышленности;
  • перерабатывающей промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • информационных технологий.
  • только для традиционного общества;
  • для традиционного и индустриального общества;
  • только для индустриального общества;
  • для индустриального, постиндустриального общества.

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шеечснко; под ред. П.А. Баранов а. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Что такое типология?О б щ е с т в а
тип
тип
типология
Определение типов
общества зависит
от сходных
признаков или
критериев.
О б щ е с т в а
тип
тип
типология
О б щ е с т в а
тип
тип
типология
Крите́рий - признак, основание,
мерило оценки чего-либо.

Типология обществ

Критерии выделения
типологии
Типы обществ
1 типология
2 типология
3 типология
4 типология
Время образования
обществ данного типа

Первая типология обществ

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
Дописьменные
и письменные
Предметное письмо
Пиктографическое письмо
Иероглифическое письмо
Слоговое письмо
Алфавитное письмо
Письменность - графическая система записи
сведений, одна из форм существования человеческого языка

Вторая типология обществ

Простые и сложные
в простых обществах отсутствуют руководители



Вторая типология обществ

в простых обществах отсутствуют руководители
и подчиненные, богатые и бедные;
в сложных обществах существует несколько уровней
управления и несколько социальных слоев населения,
расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Третья типология обществ

Критерий - господствующий
вид производящей деятельности
- Охотников и собирателей
- Огородническое
- Скотоводов
- Земледельческое
- Индустриальное

Четвертая типология обществ

Критерий - формационный признак: способ производства, форма
собственности
Автор: К. Маркс XIX век
1. первобытное
общество,
2. рабовладельческое
общество,
3. феодальное
общество,
4. капиталистическое
общество.
Тип
формации
(строя)
Первобытное
общество
Классы
Владеющий
средствами
производства
Не
владеющий
средствами
производства
Бесклассовое общество
Рабовладение Рабовладельцы
Рабы
Феодализм
Феодалы
Зависимые
крестьяне
Капитализм
Буржуазия
Наемные
рабочие

Типология обществ

Критерии выделения
типологии
Типы обществ
Время образования
обществ данного типа
1 типология
Наличие письменности
-Дописьменные
-Письменные
40 тыс. лет назад
5 тыс. лет назад
2 типология
Число уровней управления и
степень социального
расслоения
-Простые
-Сложные
40 тыс. лет назад
5-6 тыс. лет. назад
3 типология
Способ производства
-Охотников и собирателей
- Огородническое
- Скотоводов
- Земледельческое
- Индустриальное
40 тыс. лет назад
10 тыс. лет назад
200 лет назад
4 типология
Способ производства
Форма собственности
-Первобытное
- Рабовладельческое
- Феодальное
- Капиталистическое
40 тыс. лет назад
5-6 тыс. лет. назад
200 лет назад

1 типология

Россия
XVII в
Россия
XIX в
2 типология
Россия
XVII в
Россия
XIX в

3 типология

Россия
XVII в
Россия
XIX в

4 типология

Россия
XVII в
Россия
XIX в

Линии
сравнения
1. Доиндустраильное
Основной
(традиционное
фактор
общество);
развития,
Доиндуст
рильное
Индустриа
льное
Постиндус
траильное
земля
капитал
знания
пища
промышлен
ные изделия
услуги
с/х
промышлен
ность
услуги
классы
социальные
слои,
профессион
альная
градация
производства
2. Индустриальное
общество;
Основной
продукт
производства
Занятия
населения
3.Постиндустриальное
Социальная
(информационное) структура
общество.
сословия

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество (А.Тоффлер, Д.Белл)

Синтетическая модель типологии

1. Доиндустраильное
(традиционное
общество);
2. Индустриальное
общество;
3.Постиндустриальное
(информационное)
общество.

Синтетическая модель типологии

1. Доиндустраильное
(традиционное
общество);
2. Индустриальное
общество;
3.Постиндустриальное
(информационное)
общество.

Синтетическая модель типологии

Типы обществ, с которыми можно соотнести
Доиндустриальное
общество
Индустриальное общество
Постиндустриальное
общество

Реши тесты ГИА

1. Какой из названных признаков характеризует
традиционное общество:
1. господствующее положение церкви;
2. активное внедрение науки и техники в производство;
3. отделение церкви от государства;
4. светский характер культуры.

Реши тесты ГИА

2. Какой из признаков характеризует
индустриальное общество:
1. ведущая роль сельского хозяйства;
2. преобладание промышленности;
3. отсутствие разделения труда;
4. решающее значение сферы услуг.

Реши тесты ГИА

3. Для постиндустриального общества характерно
1. сословное деление общества;
2. натуральный характер хозяйства;
3. преобладающее развитие сферы услуг;
4. выделение торговли как особой сферы
деятельности.

2. развитие крупной машинной промышленности
3. преобладание ручного труда
4. средняя продолжительность жизни 40-50 лет
5. основа производства – знания, информация
6. широкое применение машинной техники
7. неграмотность большинства населения
8. основной вид экспорта – средства производства

9. основной вид экспорта – сырье
10. основной вид экспорта - интеллектуальные
продукты (программы, технологии, изобретения
и т. д.)
11. средняя продолжительность жизни – до 70 лет
12. ведущую роль играет сфера услуг, наука,
образование
13. средняя продолжительность жизни – свыше 70
лет
14. непрерывное образование граждан
15. решение задачи преодоления неграмотности
населения

Обществознание, 10 класс, профиль. Уроки № 27-29

Тема урока:

Типология обществ


Цели и задачи:

  • Объяснить понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт»;
  • ознакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней;
  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Заседание круглого стола

1. Традиционное общество.

2. Становление индустриального общества.

3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.

4. Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.

5. Восток и Запад в диалоге культур.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Назовите причины многообразия современного мира

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Причины многообразия мира

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Этапы развития общества

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Группа 1, работая с п. 1 § 11-12, дает характеристику традиционному обществу.

Группа 2, работая с п. 2 § 11-12, дает характеристику индустриальному обществу.

Группа 3, работая с п. 3, 4 § 11-12, дает характеристику техногенной цивилизации.

Группа 4 , работая с п. 5 § 11-12 и дополнительным материалом, дает характеристику современной цивилизации.

План ответа

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


1-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное).

  • сельское хозяйство, аграрная сфера (поэтому этот тип еще называют аграрное общество). В аграрном производстве занято большая часть населения.
  • Главное богатство – земля, скот, вода, которые в основном были собственностью общины.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • В производстве преобладает ручной труд.
  • Использование традиционных источников энергии – древесины, физической силы человека и скота .
  • Главные регуляторы общественной жизни – традиции и обычаи (поэтому этот тип и называют традиционное общество) .

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Государство имеет форму монархии; отсутствие у людей прав и свобод; власть выше закона.
  • Господствует религия (она руко-водит всеми сферами общественной и личной жизни человека); большинство населения – неграмотные; преобладает устный фольклор.

На этой ступени развития се-годня находятся две трети обществ мира (большинство стран Аф-рики, Латинской Америки и Азии).

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Традиционное общество

Экономика

Высокая зависимость от природных условий; глав-ная отрасль – сельское хозяйство; натуральное хо-зяйство; общинно-государственная собственность; внеэкономическое принуждение экстенсивное производство

Политика

Абсолютная монархия; правовая незащищенность;

Социальная сфера

Духовная сфера

власть сильнее закона; подчинение общества государству

Кастовое или сословное деление, отсутствие социальной мобильности; патриархальная семья; коллективизм; социальные нормы – традиции и обычаи

Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Традиционное

общество

Постиндустриаль

Индустриаль

общество

общество

Модернизация

Глобализация

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Словарь:

Модернизация- переход от традиционного общества к индустриальному.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Причины модернизации:

  • Промышленный переворот
  • Реформация
  • Торговля на дальние расстояния

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


2-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Индустриальное общество.

  • Основной сферой производства является промышленность (индустрия), в которой занято большинство населения.
  • Широкое применение машин, станков, конвейера.
  • Преобладание городских жителей над сельскими, урба-низация (рост городов, расшире- ние доли городского населения).

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Основные источники энергии – природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.
  • капитал (деньги, акции, предприятия и др.).
  • Главные регуляторы общест-венной жизни – право, законы.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Преобладание республиканской формы правления; провозглашение политических прав и свобод, равноправия граждан, демократии.
  • Массовая грамотность, развитие образования; распространение массовой культуры.

Сегодня к индустриально-му типу общества относят: Францию, Германию, Великобританию, Италию, Россию, Канаду, Швецию, Китай, Индию и др.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Индустриальное общество

Экономика

Развитая фабричная промышленность; интенсив-ные методы производства; автоматизация и меха-низация производства; конвейер; массовое произ-водство; частная собственность; урбанизация

Политика

Расширение прав и свобод; демократия; разделение властей; парламентаризм, политический плюрализм;

Социальная сфера

Классовое деление; высокий уровень социальной мобильности; партнерская семья; индивидуализм;

Духовная сфера

Рост образовательного уровня населения; зарожде-ние массовой культуры; превращение науки в непосредственную производительную силу; рационализация духовной жизни

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


3-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество»

Концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в производстве, потреблении и досуге.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Информационная революция

  • Возникает единая система, включающая СМИ, Интернет. Создание качественно новой ситуации: биосфера, ноосфера, инфосфера.
  • Социальная коммуникация приобретает новые черты, которых не было раньше.
  • Информационная революция «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность.
  • Конференция нобелевских лауреатов: «Научные знания – одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ».

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Словарь:

Ноосфера (греч. νόος - разум и σφαῖρα - шар) - сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Информационное общество

  • Тотальное использование информационных технологий. Информационная сеть банков данных.
  • Информация – фактор личностного развития. Свободное движение информации – новая форма демократии.
  • Знание – ключевой источник новшеств и основа социальной организации. Меритократия. Собственники капитала должны уступить власть профессиональным менеджерам (революция менеджеров ).

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Постиндустриальное общество.

  • Преобладание сферы услуг над производством; большинство населения занято в сфере услуг.
  • Широкое использование в про-изводстве «высоких технологий» (безотходные, ресурсо и энергосберега-ющие, экологичные, малолюдные (безлюдные); лазерная, мембранная, плазменная, био-, нано- технологии).
  • Автоматизация производства, роботы, компьютеризация (информатизация) общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Основной источник энергии – атомная, а также принципиально новые (альтернативные) источники.
  • Абсолютное большинство населения живет в городах.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Особая роль науки и образова-ния; непрерывное образование.
  • Определяющий фактор развития – знание, информация (поэтому этот тип общества еще называют информационным).
  • Полноценное правовое государство, сильное гражданское общество.

К постиндустриальному обществу переход осуществили пока лишь только США и Япония.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Постиндустриальное общество

Экономика

Сфера услуг и производство информации – главные отрасли; роботизация и компьютеризация производства; мелкосерийное производство; наукоемкие технологии; мировая экономика;

Политика

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии; глобализация

Социальная сфера

Профессиональное деление; рост среднего класса; важнейшим социальным лифтом становится образование; развитие гражданского общества

Духовная сфера

Высокий уровень образования; превращение науки в социальную силу; массовая культура; единое информационное пространство

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Типология обществ

Повторим:

Индустриальное

Традиционное

Постиндустриальное

общество

общество

общество

преобладающая сфера производства:

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

характерные черты производства:

Машины, конвейер

Ручной труд

Роботы, компьютеры

преобладающая группа населения:

Горожане

Горожане

Сельчане

основной источник энергии:

Природные энергоносители:

Дрова, физическая

Атомная энергия,

нефть, газ, уголь

сила человека, скота

альтернативные источники

регуляторы общественной жизни:

Право, законы

Традиции, обычаи

Право, законы

главная ценность:

Информация, знания

Капитал

Земля

политическая сфера общества:

Монархия, бесправие

Правовое государство, гражданское общество

Республика, права человека

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


4-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

Западное общество

2. Особенности исторического

развития

3. Отношение людей к природе

4. Форма собственности

8. Система ценностей

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

1. Ход исторического процесса

«Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков

2. Особенности исторического

Западное общество

развития

Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития

История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов

Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

3. Отношение людей к природе

Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней

4. Форма собственности

Западное общество

Основа экономи-ческой системы -общинно-государст-венные формы собст-венности при слабом развитии института частной собственности

Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное

Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

5. Уровень социальной мобильности

Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы

6. Государственный контроль общества

Западное общество

Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны

Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

7. Отношения личности и государства

Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней

8. Система ценностей

Западное общество

Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений

Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности

Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Восток и Запад в диалоге культур

- Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

- Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Домашнее задание

Выучите § 11-12, выполните задания.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.