Тридентский собор. Тридентский собор и начало контрреформации Год открытия тридентского собора

Через пять лет после основания ордена иезуитов состоялось и созвание собора. Этого уже давно требовали в католическом мире, да и сам Карл V считал собор лучшим средством для разрешения религиозных споров; но папы были против этого, помня стремление соборов первой половины XV в. к ограничению их власти. Павел III вынужден был на созвание собора (1545) в Триенте (по-латыни Тридент), но сделал все, чтобы помешать серьезной реформе церкви. Голоса на соборе подавались не по нациям, как то было в Констанце и Базеле, а поголовно, что давало перевес итальянцам; заседания под разными предлогами прерывались или переносились в другое место. Два раза собор прекращал свои занятия на несколько лет и окончил их лишь в 1563 году. В последнем, самом важном периоде на соборе вполне торжествовала папская политика, и громадную роль играл генерал иезуитов Лайнес, один из основателей ордена и непосредственный преемник Лойолы . Собор выработал теперь «тридентское исповедание веры» без малейших уступок протестантам и даже с особенно резким определением противоположных учений. Папская власть была признана в своем средневековом объеме и над церковью, и над светскими государями – к большому неудовольствию последних. Отменена только была торговля индульгенциями, и приняты были меры для улучшения образования и нравов духовенства. Католические государи признали тридентские постановления лишь с разными оговорками. Высшее духовенство тоже не везде им благоприятствовало, и, напр., польские епископы согласились на них лишь через тринадцать лет после принятия их королем. Иезуиты немало содействовали и проведению в жизнь постановлений Тридентского собора.

95. Общее следствие реакции

Реакция сороковых годов произвела большую перемену и в самом папстве. Папы второй половины XVI в. отказались как от веселой жизни, так и от гуманистических интересов и от чисто светской политики своих предшественников. Теперь это были суровые фанатики, заботившиеся прежде всего о победе католицизма. Из этих пап особенно выделились Григорий XIII (15711585) и Сикст V (1585– 1590). Первый, известный как реформатор календаря («григорианский стиль»), обнаружил самую дикую радость, когда узнал об избиении французских протестантов в ночь св. Варфоломея. Сикст V достиг престола хитростью. Перед избранием он притворился дряхлым и больным, чем и обеспечил свое избрание кардиналами, не хотевшими иметь строгого папы; но именно он и был одним из самых энергичных, суровых и жестоких людей на папском престоле. Католическая реакция оказала влияние и на народные массы, положив конец колебаниям католиков точными определениями Тридентского собора и распространив везде фанатическое отношение к протестантизму. Эпоха католической реакции была временем религиозных войн как междоусобных, так и международных, в которых во всей своей силе и проявился этот фанатизм.

XIX Вселенский Тридентский Собор 1545-1563 гг стал одной из важнейших вех католичества. Большинство принятых догматов спустя полтысячелетия остаются актуальными. Высокое Собрание духовных лидеров католической церкви собралось в разгар Реформации, когда недовольные злоупотреблениями и роскошной жизнью церковников жители северной Европы отказывались признавать власть Папы. Тридентский Собор и важнейшие результаты его работы стали решающим «наступлением» на реформаторов, ознаменовав веху Контрреформации XVI века.

Духовные предпосылки конфликта

Католическая церковь к концу XV века сосредоточила в своих руках многие земли и накопила большие богатства. В Европе распространенной была церковная десятина - взыскание десятой части прибыли от урожая или денежных доходов. Церковь жила пышно, в то время когда значительная часть верующих была бедной. Это обстоятельство подрывало основы веры, авторитет церкви. Кроме того, широко развернули торговлю индульгенциями - специальными грамотами «во оставление грехов». За определенную сумму индульгенции человека, не взирая на тяжесть проступков, освобождали от любого греха. Такая продажа вызвала недовольство верующих. Центром Реформации выступила Германия, которая тогда была раздроблена и напоминала «лоскутное одеяло». На таком неблагоприятном фоне и решено было созвать Тридентский Собор.

Значительный ущерб по авторитету нанес гуманизм. Его лидером был В памфлете «Похвала глупости» гуманист резко осуждал недостатки и невежество церковников. Еще одним деятелем немецкого гуманизма был Ульрих фон Гуттен, который считал папский Рим противником Нужно добавить, что раздражение у верующих вызвало и то, что языком богослужения был латинский, который рядовые прихожане не понимали.

Реформация

Реформация стала глобальным вызовом основам католической церкви. Большей частью именно против Реформации были направлены решения Тридентского Собора. Первоначальной задумкой было провести совместное заседание Совета под председательством папы римского и лидеров Реформации. Однако диалога, скорее, схоластического спора не получилось.

31 октября 1517 Мартин Лютер прибил в Виттенберге к дверям своей церкви «95 тезисов», резко осудив торговлю индульгенциями. За короткое время десятки тысяч людей стали сторонниками идей Лютера. В 1520 Папа издал буллу об отлучении монаха от церкви. Лютер ее сжег публично, что означало окончательный разрыв с Римом. Мартин Лютер не возражал против церкви, он хотел, чтобы она стала проще. Постулаты реформаторов были понятными всем:

  • Священники могли жениться, носить обычную одежду, должны подчиняться общим для всех законам.
  • отказалась от икон и скульптурных изображений Христа и Богоматери.
  • Библия - единственный источник веры христиан.

Зарождение протестантизма

Император решил вмешаться в дело. В 1521 Лютер прибыл на рейхстаг в город Вормс. Там ему предложили отречься от своих взглядов, но Лютер отказался. Возмутившись, император покинул заседание. По дороге домой на Лютера напали, но Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый спас его, спрятав в своем замке. Отсутствие Мартина Лютера не остановило Реформацию.

В 1529 император Карл V от отступников потребовал соблюдать исключительно католическое вероисповедание на территории (по сути - Германии). Но 5 княжеств при поддержке 14 городов выразили свой ​​протест. С этого момента сторонников Реформации католики стали называть протестантами.

Наступление на Реформацию

За всю свою долгую историю католическая церковь не знала такого глубокого потрясения, которым стала для нее Реформация. При поддержке правителей католических стран папский Рим начал активную борьбу с «протестантской ересью». Система мер, направленных на прекращение и искоренение реформационных идей и движений, получила название Контрреформация. Спусковым крючком этих событий стал Тридентский Собор 1545 года.

Начало наступления на Реформацию ознаменовалось возрождением средневековой инквизиции, в очагах которой погибли сотни «протестантских еретиков». Инквизиторы взяли под свой контроль книгоиздания. Без их разрешения нельзя было напечатать ни одного произведения, а «вредная» литература вносилась в специальный «индекс запрещенных книг» и подлежала сожжению.

Католическая реформа

Реформация расколола католический мир пополам, но в середине XVI века европейцы надеялись, что ситуацию еще можно исправить. Необходимо лишь, чтобы в поисках примирения обе стороны сделали шаг навстречу друг другу. Так думали не только обычные верующие, но и часть кардиналов и епископов. Из их среды все настойчивее звучали голоса тех, кто призывал святой престол к проведению реформы церкви.

Римские папы долго колебались, прежде чем согласиться на превращение. Наконец, в 1545 папа Павел III созвал Вселенский собор. Место проведения Тридентского Собора соотносится с городом Тренто (Италия). Он проходил с перерывами до 1563 года, то есть целых 18 лет.

Победа реформаторов католической церкви

С самого начала участники собора раскололись на две группы - сторонников католической реформы и ее противников. В ожесточенных дискуссиях победили последние. Под их давлением были приняты основные решения Тридентского Собора, закрепившие положение католической веры на века.

Папству пришлось отменить продажу индульгенций, а для обеспечения будущего католической церкви создать сеть духовных семинарий. В их стенах должны готовить нового типа, которые своим образованием не уступали протестантским проповедникам.

Тридентский Собор: его значения и последствия

Собор стал ответом католицизма на протестантизм. Он был созван папой Павлом III в 1542 году, однако по причине франко-германской войны первое заседание состоялось лишь в 1945 году. Собор был проведен тремя папами. Всего было 25 заседаний, но только на 13-ти сессиях принимались судьбоносные решения, которые касались веры, обычаев или дисциплинарных правил.

Тридентский Собор принадлежит к самым значимым в истории Католической Церкви. Принятые на заседаниях догматы касаются множества принципиальных вопросов. Например, были определены источники веры, утвержден канон книг Святого Писания. На Соборе обсуждались отдельные догмы, которые отвергли протестанты. На основании обсуждений было пересмотрено отношение к индульгенциям.

Рассматривались вопросы таинства крещения и миропомазания, Еврахистии и покаяния, причастия, о жертве св. Литургии, супружестве. Этот догматический ряд был завершен решением о чистилище, о почитании святых и тд.

Папа Пий IX утвердил соборные декреты 1564 года. После его смерти Папа св. Пий V издал подтвержденный Собором катехизис, обновленный требник и обновленный служебник.

Тридентский Собор: основные решения

  • Незыблемость мессы и исповеди.
  • Сохранение семи таинств, поклонение святым иконам.
  • Подтверждение посреднической роли церкви и верховной власти Папы внутри нее.

Тридентский Собор заложил основу для обновления католицизма и укрепления церковной дисциплины. Он показал, что разрыв с протестантизмом стал окончательным.

Учение Тридентского Собора о Евхаристии

Тридентский Собор (1545-1563) занимался вопросом Евхаристии на протяжении всего времени своего проведения. Им были приняты три важных декрета

  • «Декрет о Святой Евхаристии» (1551).
  • «Декрет о причащении двух видов и причастии маленьких детей» (16.VII.1562).
  • «Декрет о Пресвятой Жертве Святой Мессы» (17. Х.1562).

Тридентский Собор защищает, прежде всего, реальное присутствие Христа в Евхаристии и способ, которым это присутствие появляется под образами вина и хлеба во время освящения - «transubstantiatio». Конечно, это было общее выяснение способа, потому что вокруг подробного объяснения, как именно происходит это «transubstantiatio», среди богословов шли споры.

Ранее предполагалось, что Христос присутствует в Евхаристии после Литургии, если остаются освященные Тело и Кровь. Тридентский подтвердил. Также было подтверждено существенное тождество между жертвой Святой Службы и жертвой Христа на кресте.

После Тридентского Собора богословы снова сконцентрировались на узком видении Евхаристии: на присутствии Христа и на жертвенном характере Мессы. Такой подход убеждал протестантов в своей правоте. Особенно много говорилось о жертве обедни, и хотя никогда не отрицалось, что это единственная жертва Иисуса Христа, чрезмерное акцентирование жертвенности Службы самой в себе могло произвести впечатление, что эта жертва оторвана от той - исторической. Кроме того, чрезмерное подчеркивание, что священник во время службы Евхаристии является «вторым Христом», значительно уменьшило роль лояльного народа во время литургии.

Вывод

Утвержденные Тридентским собором догматы большей частью без изменений дошли до наших дней. Католическая церковь живет по законам, принятым 500 лет назад. Именно поэтому Тридентский Собор многие считают самым важным с момента разделения единой церкви на католическую и протестантскую.

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением...

Тридентский собор

Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 - в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения (См. Соборное движение)). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догмат...

19-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и многочисленные осложнения, связанные с позициями светских государей и протестантских лидеров, собор достиг свои цели: дать догматические определения традиционных католических доктрин, подвергавшихся нападкам со стороны протестантов, и начать подлинную реформу внутри церкви. Число отцов собора (епископов и других прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34 участника, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. На собор были приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах. Наиболее важные декреты собора касались первородного греха, оправдания...

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютер...

ТРИДЕНТСКИЙ собор (Триентский собор) - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547-49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации.

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением и решение догматич. вопросов в строго ортодоксальном и традиц. духе, не допуская в вопросах доктрины ни малейшего компромисса. Папство приняло ряд мер, чтобы обеспечить перевес своей партии. Испугавшись усиления влияния императорской партии (в связи с успехами Карла V в Шмалькальденской войне 1546-48), в надежде его уменьшить Павел III под предлогом вспыхнувшей будто бы чумы в Триенте перенес в нач. 1547 заседания собора в Болонью (находившуюся на терр. Папской обл.). Нем. духовенство отказалось оставить Триент. Фактически Т. с. с 1547 до 1551 не функционировал. Бездействовавший собор в Болонье был распущен папой в сент. 1549. По настоянию Карла V заседания собора были возобновлены папой Юлием III (1550-55) в мае 1551 в Триенте. На собор явились представители протестантов, но вскоре его покинули, убедившись в бесполезности своего приезда. Выступления ряда легатов, выдвигавших против авторитета папы принцип супрематии собора, и отъезд нек-рых прелатов вынудили Юлия III распустить собор (апр. 1552). Лишь в янв. 1562 папе Пию IV (1559-65) удалось возобновить деятельность Т. с. Несмотря на попытки имп. Фердинанда I добиться нек-рых уступок протестантам., собор (большинство на к-ром составляли итал. епископы) занял непримиримую позицию и по всем пунктам упорно проводил линию консервативную и бескомпромиссную. Т. с. закончился победой папской партии. Значит. влияние на решения собора в плане укрепления церк. дисциплины и защиты католич. доктрины оказали представители орденов иезуитов и доминиканцев. Постановления Т. с. (Decreta и Canones) подтвердили все традиц. догматы католич. вероучения, предав анафеме малейшие отклонения от них в сторону реформац. взглядов. Т. с. усилил организационно католич. церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов (предоставив им более широкие права надзора за духовенством), указал на необходимость улучшить проповеднич. деятельность духовенства, предложив епископам создать спец. семинарии для подготовки священников, укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом Т. с. было усиление гонений на ересь и свободомыслие, ожесточение церк. цензуры (см. "Индекс запрещенных книг"), расширение деятельности инквизиции. Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католич. церковь обязала духовных лиц и профессоров католич. ун-тов присягать обнародованному в 1564 "Тридентскому исповеданию веры", закреплявшему ср.-век. догматы католицизма. Постановления Т. с., формально обязательные для всех католиков, были официально приняты лишь в Савойе, Португалии, Венеции, Польше (с 1577), Испании (с оговорками о сохранении прав короля на назначение епископов и на вмешательство в деятельность церк. суда). Во Франции официально они не были приняты, но франц. духовенство в 1615 объявило о своем подчинении им. Решения Т. с. надолго определили деятельность католич. церкви эпохи Контрреформации. Источн.: Monumentorum ad historiam Concilii Tridentini illustrandam spectantium amplissima collectio, ed. J. Le Plat, v. 1-7, Louvain, 1781-87; Concilium Tridentinum. Diariorum, actorum... nova collectio, v. 1-13, Freiburg, 1901-37. Лит.: Schmidt K. D., Studien zur Gesehichte des Konzils von Trent, T?bingen, 1925; Richard P., Concile de Trente, v. 1-2, P., 1930-31; Jedin H., Storia del Concilio di Trento, Brescia, 1949; Kavka F. a Sk?bov? A., Husitsk? epilog na koncilu Tridentsk?m a puvodni koncepce Habsbursk? rekatolizace Cech., Praha, 1969. A. X. Горфункель. Ленинград.

Тридентский собор , который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви или в т.н. католической реакции.

Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 декабря и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор.

Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле . Чтобы обеспечить за собой перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам .

Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте , Червино и Регинальду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима . Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им.

Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило сначала в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегации или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось на торжественном публичном заседании всего собора.

Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви.

Между тем усилившееся после разгрома немецких протестантов () политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму , в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале в Болонью . Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября папа распустил его.

Император Фердинанд I , французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ.

Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, а также Филиппа II Испанского ; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, 4 декабря собор был уже закрыт. Буллой Benedictus Deus (26 января ) Пий IV утвердил его постановления.

Постановления Тридентского собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме.

Возвышая папский авторитет, Тридентский собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах , предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным.

Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этой целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии.

Коренных реформ in capite et in membris [в главе и членах ], которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Тридентского собора свелось к тому, что он непоколебимо установил догматы католической церкви. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы, например, на оправдание верой, с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью разрешил опубликовать в своих владениях постановления Тридентского собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию.

В Польше постановления Тридентского собора были приняты в на Петроковском синоде . Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в объявило, что подчиняется им.

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.