В собор зарайского кремля возвратилась чудотворная икона святителя николая. В зарайск вернули древнюю чудотворную икону Чудотворная икона святителя Николая

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов - Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы» ) рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского» .

По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить ». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.

Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город ». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.

Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

Смена названия иконы летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. Княгиня Евпраксия в 1237 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, после гибели в ставке Батыя своего мужа, предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана и насильного отречения от христианской веры ее сына, бросилась вместе с ребенком с высокого княжеского терема и разбилась до смерти. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте заразила (разбила)».

А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века - Зарайск.

О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости - зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.

В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.

В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор - выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.

Особая страница в истории Зарайска - эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества - князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.

После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.

Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.

Возрождена древняя традиция районного празднества 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 году сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он стоит на почетном месте - у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора и перед ним совершаются богослужения. Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи, оскверненного в советское время и служившего кинотеатром. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы принять под свои своды древний чудотворный образ.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, / святителю отче Николае, / и чтем святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского, является древнейшим типом ростовых изображений святителя.

Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия.

О первом подобном иконном образе святителя, принесенном на Русь, повествуют сказания. Одно сообщает, что икону св. Николая Чудотворца принесла из Корсуни (Херсонеса) в Рязань в 1225 году византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора. Однако в 1237 году она погибла с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя. Некоторое время икона св. Николая Чудотворца пребывала в Новгороде, где творила многочисленные чудеса, а затем была перенесена в Рязанские земли.

Другие источники рассказывают историю перенесения чудотворной иконы святого Николая в 1225 году «служителем» Евстафием, по воле самого святителя, из Корсуни в Заразск (нынешний Зарайск). Путь иконы пролегал через Новгород, где она не пожелала оставаться навсегда: явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

По названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским». Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ, находившийся в урочище Заразы, дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в Рязанских пределах и начала творить чудеса.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога // спастися душам нашым.

МОЛИТВА

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Святой Никола Зарайский вернулся на родную землю. 11 августа шедевр древнерусской иконописи, стоимость которого, по оценкам экспертов, достигает 1 миллиона долларов, доставили из московского музея имени Андрея Рублева в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского кремля.

Встречали Николу несколько сотен верующих, которые прошли крестным ходом к Зарайскому кремлю от источника Белый колодец, где, согласно летописи, прихожане встречали икону в XIII веке.

После этого в соборе прошла литургия, на которой присутствовал временно исполняющий обязанности губернатора Подмосковья Андрей Воробьев. В свое время он пообещал жителям Зарайска, что сделает все возможное для возвращения иконы.

Сегодня, в этот праздничный день, к нам вернулась чудотворная икона. Ее возвращение было непростым, и огромное количество людей не только из Московской области, но и со всей России просили, чтобы Никола Зарайский возвратился в этот великолепный храм, - сказал, обращаясь к прихожанам, Андрей Воробьев. - И ее нахождение здесь я считаю показателем того, чего мы можем добиться, объединяя вместе с вами наши усилия, когда всем миром мы можем решить любую задачу.

Еще в 1966 году икона святителя Николая попала на реставрацию в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Много лет ее пытались вернуть в Зарайск, так как ее судьба неразрывно связана с городом - образ Николы издревле бал защитником Зарайской земли.

В 1997 году коломенские иконописцы сделали точную копию древнерусской иконы. Образ был помещен в резную сень и находился у алтаря Иоанно-Предтеченского собора Зарайского кремля. Это изображение верующие почитали так же, как и сам оригинал. Два раза в год - 22 мая и 11 августа - здесь обязательно проходили крестные ходы.

Образ Николы Зарайского датируется XVI веком, это список с иконы XIII века, по преданию, принесенной в пределы Рязанского княжества из Корсуни и со временем ставшей главной святыней Зарайска.

Сегодня икону поместили в специальную климатическую капсулу, датчики которой будут вести постоянный мониторинг ее состояния. За этим будут следить сотрудники музея "Зарайский кремль" и специалисты из ГосНИИ реставрации, которые раз в месяц будут приезжать с инспекцией.

Многие верующие надеются, что с возвращением иконы начнется реставрация Зарайского кремля - памятника архитектуры, который сейчас находится в аварийном состоянии.

У нас есть две авторитетные организации, которым мы предложим заняться реставрацией, - заверил жителей Зарайска врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев. - Зарайский кремль необходимо вывести на уровень Коломенского. Я надеюсь, что реставрация начнется весной следующего года.

Чудотворный источник Белый Колодец - часовня и купальня на месте встречи в 1225 году удельным князем Феодором Юрьевичем (что он должен прийти на это место, ему приснилось во сне) чудотворной иконы святого Николая (Николы Зарайского) которая до 1918 года хранилась в Никольском соборе.

Это подземный источник на северо-западной окраине Зарайска, на правом берегу реки Осетр.

29 июля 1225 здесь состоялась передача удельному князю Федору Юрьевичу иконы св. Николы Чудотворца, доставленной из Корсуня священником Евстафием Корсунсковым, его женой Феодосией, их сыном Евстафием Вторым - впоследствии выдающимся книжником Древней Руси, автором «Повести о принеснии иконы Николы Заразского из Корсуня» и «Повести о разорении Рязани Батыем».

На церемонии передачи иконы также присутствовали великий Рязанский князь Юрий Ингваревич и епископ Евфросин Святогорец.

В 2002 г. усердием главы Зарайского района И. В. Владимирова возведена накладезная Никольская часовня, к святому источнику подведена дорога с твердым покрытием.

На протяжении почти восьми столетий Зарайск жил и развивался под духовным покровительством Николы «Заразского». Поклониться Чудотворной иконе и испить воды из «Белого колодца» приходили и приезжали со всей Руси и России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства, а также Великие Московские князья и цари – Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Александр II и многие другие знаменитые люди страны.

Благодатные исцеления

Как святыня почитается Зарайский Белый Колодец на протяжении веков. К нему идут и едут православные отовсюду. В давние времена над святым родником возвышалась часовня. В день принесения чудотворной иконы (11 августа) в Зарайск, а также во время народных бедствий совершались к Белому Колодцу крестные шествия.

Известно, что во время эпидемии холеры в 1830, 1848, 1871 годах, зарайцы крестным ходом, с чудотворным Николиным образом, направлялись к роднику. Здесь служились молебны Николаю Угоднику, прося его молитв перед Престолом Божиим, об избавлении града Зарайска от напасти… И эпидемии прекращались. Даже в советские времена, когда крестные шествия были запрещены, по одиночке или небольшими группами люди продолжали приходить к святому месту, молясь о помощи и исцелении.

Происходят исцеления и в наше время. Так, в 1988 году жительница Харькова, восемнадцать лет до того болевшая раком желудка, приехала с мужем в Зарайск, прослышав о целебном источнике. Они вместе молились Николаю Чудотворцу и принимали воду из родника. Женщина исцелилась.

Почти десять лет спустя житель Зарайска рассказал протоиерею Валерию Романову случай, происшедший с его другом, приехавшим из Армении. Его друг долгое время страдал от кожного заболевания и никак не мог излечиться. В Зарайск приехал, надеясь на чудо. Приятель привел его к Колодцу и окатил целым ведром святой воды, от чего тот лишился чувств. Вызвали «скорую помощь», но медицинского вмешательства не потребовалось. Больной пришел в себя и увидел, что его кожное заболевание бесследно исчезло.

С незапамятных времен, в память принесения чудотворной иконы Святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца), установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием и совершением великой панихиды о вечном упокоении приснопамятных — священника Евстафия, достославного мученика кн.Федора, Евпраксии и младенца Иоанна. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом Святителю, а на следующий день, Божественная литургия и торжественный молебен.

В далекую старину в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и, как на Рождество, славили Свт. Николая пением особых народных стихов-славы. Вот один из таких стихов из книги протоиерея Василия Изюмского «Зарайская святыня»:

«Микола, Микола, святитель Можайский, Зарайский,

Морям проходитель, землям исповедник.

А знают Миколу неверные орды.

А ставят Миколе свечи воску яры, кануны медвяны.

А ему света слава, слава — держава.

Во всю его землю, во всю поселенну,

Слава до ныне и века, аминь».