Основные аспекты жизнедеятельности старообрядцев. Как живут белорусские старообрядцы? Староверы в беларуси сегодня

Люди, которые носят старинную русскую одежду и живут по старым церковным канонам где-то в глухих деревнях. Но это рассказывают учебники истории, причем в контексте XVII века. С тех пор прошла не одна сотня лет. Что в укладе жизни этих людей осталось по-старому и что внесло время? О жизни старообрядцев рассказывает Иван Рыбаков, настоятель Борисовской общины Древлеправославной церкви поморского согласия. Точку зрения Русской Православной церкви представляет протоиерей Сергий Гордун, доцент Минской Духовной Академии.

«Жизнь диктует свои условия…»

«АиФ»: Пользуются ли старообрядцы «новинками цивилизации»?

И. Рыбаков : Думать, что старообрядцы прячутся от мира в глухих селениях, ошибочно. Староверы живут и в городах, и в деревнях. И «новинками цивилизации» они тоже пользуются. От этого не уйти, ведь жизнь диктует свои условия. Но достижения прогресса не являются для нас определяющими, мы не в этом видим свою христианскую задачу.

«АиФ»: Как в общине относятся к бракам с иноверцами?

И. Рыбаков : Раньше браки заключались только в пределах общины. Сейчас к бракам с нестароверами относятся терпимо, ведь иногда трудно найти себе пару. Но в таком случае стараются, чтобы иноверцы приняли крещение - так семья станет полноценной. А разноверческую семью можно назвать «бомбой замедленного действия».

С. Гордун : Браки с иноверцами нежелательны, но допустимы. У нас возможно венчание и с римо-католиками, и с протестантами, и со староверами. Крещение также желательно, но это должно быть осознанным поступком.

«АиФ»: Каким родом деятельности занимаются старообрядцы?

И. Рыбаков: Старообрядцы с давних времен стараются не работать на кого-либо. Они были земледельцами, плотниками. Сейчас очень многие живут в городе и зарабатывают на хлеб насущный в зависимости от своих возможностей.

«АиФ»: Каково положение женщины в старообрядческой общине?

И. Рыбаков : Раньше женщине-староверке полагалось быть хранительницей домашнего очага: заниматься воспитанием детей, домашними делами. Теперь ей кроме этого необходимо иметь постоянную работу. Иначе содержать семью будет очень сложно. Если же муж зарабатывает достаточно, жена вправе выбирать: продолжать ей зарабатывать деньги или же целиком посвятить себя семье.

«АиФ»: Где дети староверов получают образование?

И. Рыбаков : Образование у старообрядцев как светское, так и духовное. Светское, как правило в школе, а духовное - дома и в церкви. Издается церковная литература, поэтому нет проблем ни с учебниками, ни с книгами, ни с периодикой.

«АиФ»: Как отдыхают члены общины?

И. Рыбаков : В праздничные дни среди староверов принято посещать церковь, а какие-либо гуляния не приветствуются. Их в некотором роде заменяют домашние встречи, духовные песнопения.

С. Гордун : Здесь я скажу так: есть неистинные староверы и неистинные христиане, которые не исполняют предписаний церкви. Истинному православному необходимо посещать храм в праздники, а также вечером в субботу и утром в воскресенье.

«АиФ»: Затронуло ли негативное влияние массовой культуры молодое поколение старообрядцев?

И. Рыбаков : Конечно, проблема негативного влияния массовой культуры волнует и семьи старообрядцев. Эти болячки у нас общие. К сожалению, молодежь не всегда ходит на молитвы.

Молитва и грех «замирщения»

«АиФ»: Правда ли, что жизнь старообрядцев регулируют церковные правила?

И. Рыбаков : Община строго придерживается церковных правил. Обязательны молитвы утренние и вечерние. Молитва должна предшествовать каждому действию, будь то прием пищи, чтение – любое начинание должно быть освящено Богом. Домашние ежедневные молитвы – необходимость и, по возможности, на них должна присутствовать вся семья.

С. Гордун : У нас и старообрядцев много общего, отличия незначительны. Если говорить о молитве, то в православии тоже обязательны молитвы утренние и вечерние. Домашние и ежедневные молитвы, по правилам, тоже обязательны. Истинные христианские семьи их придерживаются.

«АиФ»: Какие существуют требования к одежде прихожан, в которой они присутствуют на богослужении?

И. Рыбаков : Женщинам положено быть в длинных сарафанах и платках. Последние не завязываются узлом («петлёй Иуды»), а закалываются булавкой. Платок должен быть из непрозрачной ткани и закрывать плечи и грудь. Мужчинам же следует носить озямы – длинные халаты черного цвета.

С. Гордун : А у православных христиан нет особой «молельной» одежды: главное – она должна быть приличной, строгой, естественной (мужчины не должны находиться в храме с покрытой головой, в шортах; женщинам, наоборот, положен головной убор, нежелательно находиться в храме в брюках). Мы не ставим преграды при входе в храм, но мы постепенно объясняем людям, как нужно выглядеть, как себя вести. Что же касается способа ношения платка, то «петля Иуды», на мой взгляд, - это своего рода предрассудок.

«АиФ»: Что такое «начал замирщения»?

И. Рыбаков : Перед каждой службой прихожане отмаливаются за общение с иноверцами. Это и есть «начал замирщения».

С. Гордун : По-моему, «начал замирщения» это неправильно. Общение с иноверцами, неверующими людьми естественно, и Православная Церковь не считает это грехом. Это даже долг христианина – относиться ко всем с любовью. Сам Господь Иисус Христос никогда не чуждался общения ни с кем.

«АиФ» : Сколько продолжается служба?

И. Рыбаков : Сама служба достаточно продолжительна. Иногда она длится до 10 часов (всенощная служба). Долгие молитвы укрепляют дух человека.

С. Гордун : Лично я уважаю старообрядчество за продолжительность богослужения. К сожалению, в большинстве наших приходов службы короче. Уважения заслуживает и верность традициям. Этому нам можно у них поучиться.

Приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви уверены, что она возникла не после реформ патриарха Никона, а задолго до этого и является истинной православной церковью. На это есть и другая точка зрения: с мнением Православной церкви мы познакомились в комментарии отца Сергия. Но как бы то ни было, люди, которые через века пронесли древние традиции, заслуживают уважения.

Надежда Юшкевич, студентка 2 курса Института журналистики БГУ

В истории старообрядчества были подъемы и спады. Успехи и неудачи зависели от правительственной политики в отношении к старообрядцам, от места их проживания. Период с конца XVII и до конца XVIII вв. был преиодом относительно спокойной жизни защитников старого обряда, которые нашли пристанище в Великом княжестве Литовском. Здесь старообрядцы были постепенно втянуты в многосторонние жизненные процессы, что находило своё проявление в росте производительных сил, специализации разных направлений хозяйства. Необходимо отметить, что присутствие старообрядцев усиливало особенности разных сфер хозяйственной и культурной жизни. В конце XVII и в XVIII вв. основой их жизни были торговля, земледелие и животноводство, позже они начали заниматься ремесленничеством и отхожим промыслом. В своих поселениях они организовывали жизнь и хозяйство так, что почти всё изготовлялось на месте, а то, чего не хватало, доставлялось из тех мест, где жили их единомышленники.

Старообрядцы активно занимались торговлей во всех местах, где проживали. Уже в конце XVIII в. известно их участие в торговле хлебом, солью, скотом, мехом, в развитии текстильной промышленности - самой быстрорастущей и ориентированной на рынок отрасли экономики России

На ветковских землях выращивалось большое количество льна и конопли. Стародубские и ветковские купцы совместно вели торговлю этими культурами, особенно конопляным маслом. С торговлей этим маслом было связано массовое изготовление саней, телег и бочек. Такое производство было особенно налажено в слободе Ардонь. Масло, доставляемое на рынки Речи Посполитой и Пруссии, сбывалось вместе с санями и бочкотарой. В 1729 г. большое количество конопляного масла для дальнейшей продажи приобреталось в слободах: Еленка, Лужки, Климова, Зыбкая, Свяцкая, Клинцы, Шелома. В 1729 г. из 16 войтов стародубских старообрядческих слобод 10 занимались торговлей конопляным маслом, 3 торговали дегтем.

Велась торговля и мелкими товарами. На местных рынках и в других городах ветковские купцы старообрядцы торговали солением, свежей рыбой, сальными свечами, салом, конопляным и подсолнечным маслом. На рынках продавались экипажи, саня, повозки, которые изготавливались зимой в слобода.

Животноводчество обеспечивало старообрдцев тяглой силой и давало удобрения. Структура земледелия у старообрядцев почти не менялась.

На землях Ветковщины, которые входили в Менское воеводство, а позже в Могилёвскую губернию, проживало наибольшее количество старообрядцев. Как в Ветке, так и на Гомельщине в целом, земледелие было выгодным, здесь были благоприятные природные условия, плодородная почва и хороший климат. При достаточном удобрении земля давала хорошие урожаи. Из озимых зерновых старообрядцы высевали преимущественно рожь, в незначительном количестве - пшеницу, из яровых - преимущественно овёс, гречку, ячмень, коноплю, лён, в меньшей мере яровую пшеницу, горох, чечевицу, просо. Большими были посевы картофеля, который предназначался как на питание людям, так и на корм скоту. Выращивалась также свекла, главным обрязом на нужды домашнего потребления. Все перечисленные культуры высевались в конце XVII в. и в XVIII в. при трехпольной системе севооборота.

В жизни старообрядцев, проживающих на белорусских землях, важное место занимало Стародубье. Экономическое преуспевание старообрядцев Стародубья в XVIII-XIX вв. ставит вопрос об источниках накопления первичного капитала с первых лет поселения в Малороссии. Из Румянцевской описи 1767 г. следует, что среди обывателей старообрядческих слобод Стародубья с населением, приближающимся к 20 тыс. душ, проживало значительное количество семей, владеющих капиталом от 100 до 1000 и более рублей и пользующихся ежегодно кредитом почти в таком же размере. В 1782 г. в ходе административной реформы Малороссии несколько старообрядческих слобод получили статус посада, тогда же обыватели слобод записались в мещанство и в купечество. В посаде Клинцы, например, в клинцовское купечество записалось 83 семьи, при том, что еще 10 семей числилось в московском, тульском, крыловском, могилёвском и чугуевском купечестве. Следовательно, в 1782 г. в посаде Клинцы из 641 семьи 93 семьи (14,5%) принадлежали к купеческому сословию .

Примечательно, что поселившись в Стародубье на рубеже XVII - XVII вв., старообрядцы не вторгаются в сложившийся рынок льняного и конопляного волокна, находившийся в руках стародубских купцов и стародубской полковой верхушки. Чтобы конкурировать с местными купцами, требовались значительные капиталы, которых не было у беглецов из центра Росии. Старообрядцы находят рыночную нишу и успешно заполняют её, накапливая торговый капитал от продажи конопляного масла за границу.

Перепись 1729 г. свидетельствует, что в торговле конопляным маслом старообрядцы действуют с размахом. Уверенность и размах предпринимательской и торговой деятельности видны и из документов 1715 г., когда для заслушивания царского указа об "обложении в оклад" и создания государственной волости описных раскольничьх слобод в м. Мглин были приглашены войти всех старообрядческих слобод Стародубского и Черниговского полков. Тогда же, 21 марта 1715 г., "оных слобод войты и все крестьяны били челом, чтобы им по указу Великого Государя вольно было ездить к Москве, и в Московские города, и за границу, и в Санкт-Петербург, и в Ригу ради торговых своих промыслов". Тем самым старообрядцы Стародубья заявили, что заграничный рынок сбыта ими освоен, но они нуждаются в царском указе для беспрепятственного получения паспорта в Стародубской полковой канцелярии или же в создаваемой волостной конторе государевых описных раскольничьих слобод.

Стоит отметить несколько фактов по поводу животноводства. Скот у старообрядцев был более породистый, чем у местного население. Большие по своим показательям коровы и лошади, как правило, русской породы, превосходили местное поголовье. Это были в основном породы коров и лошадей, которыйх старообрядцы привозили из Воронежской и Тамбовской земель .

Эффективно занимались старообрядцы и огородничеством. Этот вид деятельности был хорошо развит вокруг Гомеля, Речицы, Добруша, Могилёва и больших слобод. Высокий доход получали от продажи капустной рассады, огурцов, лука и капусты. Прибыл зависела от опытности огородника, площади огорода и урожая овощей. В первой половине XVIII в. огородничество вокруг Гомеля уже имело товарный характер. Здесь им занимались Кирилл Рудак (имел 1/2 волоки земли, 3 сенокоса, платил 9 злотых и 1 грош чинша), вдова Герасимова-Михайлова (имела 1/2 волоки земли, 3 сенокоса, 3 огорода, платила 5 злотых и 2 гроша чинша), Павел Шванский (имел 1/4 волоки земли, 2 сенокоса, 2 огорода, платил 6 злотых 10 грошей чинша). Ко времени первого изгнания старообрядцев с белорусских земель их огородничеству был нанесен большой ущерб. В 1736 г. потери огородников Гомеля составили 488 злотых.

Очень разнообразными были занятия и промыслы старообрядцев Гомельщины. В конце XVIII в. здесь проживали богатые купцы-старообрядцы, которые не сотни тысяч рублей торговали зерном, солью, лесом, а также лошадьми и скотом; мелкие торговцы продавали изделия местных ремесленников. Среди старообрядцев были лоцманы, извозчики и возчики, плотники, печники, красильщики и судовладельцы, и такие, кто занимался фрахтованием. Многие занимались отхожим промыслом.

Старообрядцы, которые жили на белорусских землях, достигли в XVIII в. выского уровня благосостояния. Многие на протяжении XVIII и XIX вв. были судовладельцами. На пристанях Сожа и его притоков, в Ветке, Гомеле, возле Белицы и Пестоватой, в деревнях Скитка, Дятловичи, в Новых Терешковичах строились берлины (небольшие суда), хозяева которых занимались сплавом грузов. Они нанимали рабочих, обычно своих единомышленников, брали на свои берлины разный груз и, в середине XIX в., получали за сплав от 15 до 20 коп. и более за пуд. На небольшое судно вмещалось от 10 до 12 тысяч пудов груза. За сезон владельцы судов делали не менее, чем два сплава. Товар сплавлялся в Ригу, Петербург, Киев, Дианбург, Витебск. Некоторые старообрядцы были лоцманами, или, как их называли, "атаманами" на плотах и барках во время сплава реса по рекам, особенно по Сожу и Днепру. "Атаманы" руководили рабочими при сплаве леса. Получали они за неделю работы от 7 до 10 рублей.

Заслуживают внимания и другие виды деятельности старообрядцев. В Гомельском старостве в XVIII в. они в большом количестве добывали глину и делали кирпич. В первой половине XVIII в. прибыль от продажи кирпича составляла ежегодно до 2840 злотых. Большую прибыль приносили мельницы и рудни. В середине XVIII в. мельницы и рудни имели Апанас Баран, Иван Баран, Лаврен Баран, вдова Иванка (каждый из них платил ежегодно по 440 злотых чинша), братья Силицкие (платили ежегодно 440 злотых чинша), Пётр Демидюк (платил ежегодно 320 злотых чинша). Зарабатывали старообрядцы и извозом. Он был хорошо налажен в XIX в. в Гомельском уезде. Большие ярмарки, которые проводились в Гомеле и Ветке, требовали большого количества извозчиков. Некоторые старообрядцы занимались извозным промыслом в городах. Для этого использовали легкие экипажи - брички, дрожки, сани. Городской извозчик зарабатывал за день около трёх рублей .

Надо отметить, что процесс хозяйственного развития старообрядцев на белорусских землях был неравномерный. Процесс этот зависел от многих факторов, среди которых немаловажное значение имело изгнание старообрядцев с белорусских земель и уничтожение их имущества и жилья. Процесс этот во многом зависел от политического строя и социально-экономического состояния государства, в которое входили белорусские земли в тот или иной период.

Власти Речи Посполитой не считали "раскол" ересью, а старообрядчество воспринимали как нормальное явление. Старообрядцы на белорусской земле, проживая своей диаспорой, умели налаживать контакты с местным населением, жили в ним в согласии. Трудолюбивые, придприимчивые, старообрядцы смогли создать на белорусских землях свой быт, свой уклад жизни, который отличался от быта местного населения, но был положительным и достойным заимствования. Власти Речи Посполитой не препятствовали развитию хозяйства и торговли. Наоборот, им создавались благоприятные условия для адаптации на новых землях. После включения белорусских земель в состав Российского государства жизнь старообрядцев здесь значительно ухудшилась - они вынуждены были подчиняться законам Росскийской империи, которые в отношении защитников старого обряда были жёсткими. И всё же, несмотря на все трудности и препятствия со стороны росскийских властей и официальной православной церкви, старообрядцы на белорусских землях смогли сохранить свои отличия в обрядах, культуре и быте.

Условия жизни старообрядцев на российских и белорусских землях позволили им приобрести опыт в овзведении деревянных построек. Здесь необходимо отметить, что старообрядцы обязаны были сохранять три условия: первое заключалось в том, что строение и его части должны были соответствовать своему практическому назначению. Это значит, что формы всей хозяйственной постройки были обусловлены как жилищными, культовыми, так и защитными функциями. Во-вторых, конструкции постройки должны были быть не только рациональными с точки зрения использования материала, но и крепкими, надежными, соответствовать климатическим условиям и технологии строительства. В-третьих, постройка должна была иметь соответствующие форму и внешний вид. В выборе формы старообрядцы придерживались традиций отцов и дедов.

"Спрятанные" в лесах и среди болот селения старообрядцев первоначально были малодворные (10-20 дворов). Планировка зависела от ландашфтно-географического размещения, условий безопасности, от структуры землепользования. Чаще всего дворы были бессистемно разбросаны. Такой тип расселения получил название гнездового или кучевого. В конце XVII в. и в начале XVIII в. на белорусских землях старообрядческим поселениям был свойственен преимущественно гнездовой тип расселения. Исключением были Ветка, Белица, Видзы, где очень быстро начали появляться гребенчатые строения (к главной улице присоединялись перпендикулярно другие улицы), а потом и многоуличные строения. В XVIII в. Ветка уже была поселением городского типа . Исторически, на белорусских землях выделился замкнутый тип старообрядческого двора. Он сложился в суловиях бессистемных поселений ещё на российских землях, когда старообрядцы оказывали помощь беглым единомышленникам и священникам - прятали их от полиции и армии. Со временем у старообрядцев появились дворы крытого типа. Дом и сарай имели общую крышу. Из сеней можно было попасть в сарай или в другую постройку, а оттуда через скрытый проход беглый старообрядец мог перейти в соседний двор. К дому за сараем присоединялись клети, сарай для телег и другие постройки. Со временем у более богатых старообрядцев появился открытый двор, где уже существовали чистая и хозяйственная части, которые образовывали два замкнутых комплекса.

В основе строительства жилых и хозяйственных помещений была срубная техника. Дома строились из целых круглых брёвен - кругляка. Массивность брёвен и трудоёмкость возведения сруба определяли и соответствующие приёмы строительства. Сруб делали частями, нередко в лесу, где заготавливали строительный материал, который потом перевозили на то место, где ставили дом. Во второй половине XIX в. перед входом в дом строилась галерея, наружные стены которой были застекленные. Летом в такой галерее пили чай и отдыхали. Дом фасадной стороной входил в ограждение, рядом строились крытые ворота с калиткой, а над воротами, под крышей, закреплялся восьмиконечный крест. В местечке Ветка дома старообрядцев ставились таким образом, что ворота было видно из окна, а польскольку ворота были всегда на засове, то попасть в дом возможно было только тогда, когда хозяин увидит того, кто пришёл, и откроет калитку. В домах были погреба, из которых через тайные ходы также можно было убежать или попасть в соседний дом .

В поселениях старообрядцев, которые занимались земледелием постройки делались в соответствии с потребностями сельского хозяйства и отличались от таких же построек местного населения. Так же, как у купцов и богатых мещан, дом ставился фронтоном на улицу, рядом были крытые ворота с калиткой, а над воротами закреплялся восьмиконечный крест. Высокое ограждение примыкало к наружным стенам дома и другим зданиям - амбару, повети, погребу, сараю для скота, сараю для птиц и др., которые окружали двор. Ограждение влючало в себя и калитку. Вторую линию строений в глубине двора составляли сушилка, где сушили снопы перет молотьбой; гумна, где был ток для молотьбы, где складывались снопы и сено; амбары для зерна. Была сдесь и баня. Двери всех построек имели металлические петли и задвижки из железа. Все постройки были деревянный, крытые соломой, изредка - досками. И здесь были дома с резными карнизами и ставнями. Дом разделялся на две половину - жилую и чистую. В обеих половинах было много древних икон, перед ними висели лампады. В жилой половине около стен были лавки, в переднем углу под иконами стоял стол, накрытый белой скатертью. На полках размещалась красивая деревянная посуда. У большой русской печи делалось возвышение из досок, над которым были полати. В этой половине жила семья. В чистой половины было ещё больше древних икон с лампадами. Возле стен стояли стол и стулья, иногда покрашенные в красный цвет, сундуки с ценной одеждой, в углу - печка. Возле неё, у стены, стояла двуспальная кровать, завешенная белыми коленкоровыми или стицевыми занавесками. Эта была комната хозяина и хозяйки, здесь принимали гостей. У более бедных старообрядцев пол был покрыт рогожей или войлоком. В сенях у дверей лежала рогожа или войлок для вытирания ног. В некоторых домах стены и лавки обивались одинаковой материей. На лавки накладывались отдельные куски материи, которые назывались "половичниками" .

Особый интерес представляет одежда старообрядцев: она имела особенный покрой и форму и отличалась от одежды местного населения. Верхняя одежда у мужчин-купцов и мещан состояла из длиннополого кафтана, который доходил до пят или, если был короче, до икр, чтобы была видна обувь. В парадных кафтанах часть рукава была вышита золотистой или другой цветной ниткой, украшалась жемчугом и отдельно пришивалась к кафтану. Одним из видов одежды была двубортная бархатная или суконная жилетка, которая застегивалась наглухо. Свитка выделялась тем, что имела прорехи, могла иметь вышитый с кружевами воротник. Её полы заходили одна за другую. На шее старообрядцы-купцы носили небольшие шелковые платки или косынки. Суконные плисковые или хлопковые шаровары были заправлены в сапоги. Широкие длинные шелковые рубашки доходили до икр, опускались по нижнему белью, подпоясывались узким пояском, который назывался "опояскою". Подол рубашки и рукавов отделывался тесьмой, по которой шло золотистое или шелковое шитье. Вышитая отделка могла быть также на рукавах и передней части рубашки, которая оставалась открытой и была видна из-под верхней одежды. Мужчины носили сапоги с высокими голенищами, иношда обшитыми лакированной кожей. Сапоги были обычно цветные, чаще всего желтые или красные, изредка зеленые, белые или телесного цвета. Сапога расшивались разными узорами, особенно в верхней части. Зимой купцы и мещане носили длинные шубы, которые считались наиболее парадной одеждой. Количество шуб в доме свидетельствовало о зажиточности. Шились кожухи из овчины, шубы были беличьи или лисьи, обязательно с меховыми воротниками.

Характерные черты имела одежда старообрядцев-крестьян. Рубашки русского покроя шились из ситца или полотна, имели косые воротники. В рубашках под мышками делали треугольные вставки из другой ткани. Ткань расшивалась шелком или пряжей. Рубашка подвязывалась шерстяным или хлопковым поясом. Широкие шаровары из ткани или хлопка вправлялись в сапоги. Шаровары были без разрезов, они имел узел, с помощью которого можно было их затянуть или растянуть. На Гомельщине и Могилевщине старообрядцы носили суконную или плисовую безрукавную поддевку. Сапоги были с длинными, до колен, голенищами, которые заменяли штаны в нижней части ног, и имели полотняную подкладку. Во время работы старообрядцы пользовались лаптями. На голове носили колпак, картуз или поярковую русскую шляпу. Колпак у крестьян-старообрядцев был с удлиненными до половины разрезами спереди и сзади. Колпаки делались из сукна или войлока, зимой подбивались овчиной или каким-нибудь недорогим мехом. Распространенной одеждой зимой были шубы и полущубки, которые делались чаще всего из овчины .

Женская одежда богатых старообрядок была похожа на мужскую в том, что была также длинной. Однако во многом она отличалась. Неотъемлемой частью женской одежды были русские сарафаны ярких цветов, которые завязывались над грудью. Женщины носили и обычные платья из ситца, шелка, шерсти. Характерной чатсью их одежды были большие платки или шали из шерсти или шелка и небольшие шелковые платки, которые завязывались по-русски. На ногах женщины носили чулки и кожаные, бархатные или прюнелевые ботинки. Зимой надевали особенного покроя шубы из куниц, белок, лис или зайцев, носили также и салопы на шубе. В дождливую погоду шубы покрывали суконными или шелковыми накидками. В XVIII в. шубы покрывались коленкоровыми тканями с золотистыми узорами. Рукава женских шуб отделывались по краям кружевами, которые можно было снимать и хранить отдельно. Эти кружева передавались от матери к дочери. Основу женской одежды составляла полотняная или коленкоровая рубашка, отделанная на воротнике и плечах красным хлопком. Женской поясной одеждой были юбки, также яркого цвета, из шелковой, шерстяной или хлопковой ткани. Низ рубашек и шуб украшался орнаментом из шелка или хлопка.

На юбку надевался фартук. Парадные фартуки были ярких цветов, внизу украшенные вышивкой красными нитками или хлопком. Головных уборов летом девушки не носили, волосы гладко причесывались и заплетались в одну косу, в конец которой вплеталась яркая лента. На шее девушки носили разноцветные бусы, а более богатые - жемчуг. Из женских зимних головных уборов надо отметить шапки из соболя, бобра или куницы, верх которых был из шелковой ткани. Более бедные носили на голове повязки. Зимняя одежда девушек-старообрядок ничем не отличалась от одежды замужних женщин. В целом одежда женщин и девушек из крестьянских старообрядческих семей почти не отличалась от одежды богатых, только могла быть из дешевого материала .

Как видим, в рассматреваемый период наряду с белорусской культурой возникла и существовала культура переселенцем из России - старообрядцев. Отличительным было то, что как белорусская культура, так и культура русской диаспора мирно сосуществовали и почти не смешивались.

Старообрядцы создали свои культурные традиции, бережно их охраняли и обогащали, как святыню передавали своим потомкам. Собранные в гармоничную систему обрядов, жизненных правил, обычаев, миропредставлений, эти традиции являлись основой жизнедеятельности старообрядцев.

Духовная жизнь защитников старого обряда была разнообрязной. Их мораль представляла собой разновидность христианской религиозной морали. Она была основана на библейских представлениях, на десяти старозаветных заповедях и "Нагорной проповеди". Старообрядческие священники следили за сохранением всех библейских требований и установленных обрядов. Старообрядческие священники и духовные наставники требовали от верующих беспрекословного выполнения всех церковных предписаный, каждодневных хлопот о спасении души и во имя этого - необходимой молитвы Богу, учили верить в его милость, надеяться на его милосердие.

Духовная жизнь старообрядцев проходила, как правило, в замкнутой древнехристианской общине. Опираясь на свои мифы, старообрядцы только себя считали настоящими христианами. Их община имела свою иерархию руководства: от высшей ступени - апостолов - до низшей - пророков и духовных наставников.

Центрами культурной и духовной жизни старообрядцев были в их диаспорах слободы, монастыри, цервки и моельни. Первая церковь была построена в слободе Ветка около 1690 г. иеромонахом Иоасафом, освящена его преемником иеромонахом Феодосием в 1695 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы . Однако первые церкви и монастыри, построенные старообрядцами в слободах на острове Ветка, частично были уничтожены в период изгнания старообрядцев с белорусских земель царскими войсками в 1735 г. Через пять лет все было отстроено. После второго изгнания в 1764 г. восстановить ветковские слободы до уровня прежней славы не удалось. Ветковские монастыри и скиты были не только средой духовной жизни старообрядцев, но и центрами образования и письменности, а также хранителями древнепечатного слова. Отца и старцы, монахи и монахини обучали в кельях мальчиков и девочек, нередко и взрослых, азбуке, читать Часослов и Псалтырь. Этих учителей, которые были непосредственными преемниками старообрядческих наставников, называли мастерами и мастерицами. Такое обучение существовало здесь с момента открытия Ветковского монастыря. Эти традиции были перенесены и в другие монастыри в Ветке.

Благодаря просветительской деятельности ветковских мастеров и мастериц, росла грамотность среди старообрядцев, проживавших в Речи Посполитой. В монастырях и скитах было сконцентрировано большое количество рукописей и старопечатных книг. Особенно богатым в этом плане был Ветковский Покровский монастырь, о чем свидетельствует тот факт, что в 1735 г. полковник Сытин отобрал у монахов этого монастыря 682 книги. В Лаврентьевском монастыре определенное время хранилась прекрасная рукопись Ивана Дамаскина в переводе князя Андрея Михайловича Курбского .

Большую роль в истории старообрядчества играли священники и духовные наставники. Еще до окончательного раскола Русской православной цервки старообрядческие отцы на соборах, в том числе и на соборе 1666-1667 гг., объясняли основные отличительные черты своей идеологии и даже предлагали некоторые новые богословские положения. Первым и одним из основных в их идеологии было учение о Третьем Риме и единстве русского православия.

Окончательный разрыв о официальной церковью в 1667 г. и проклятие старого обряда поставили все старообрядчество в тяжелое положение. Переход всего епископата в новую церковь лишил старообрядцев иерархии, которая, согласно православному учению, сохраняет и передает Дар Божий и апостольскую преемственность в церкви.

Без иерархии у старообрядцев не могло быть ни своих епископов, ни новых священников, которых посвящали епископы, ни своих церквей, которые освящались также епископами. А без еписковой, священников и церквей нормальная православная жизнь и полное использование всех таинств были невозможны. Поэтому с моменты разрыва с официальной церковью старообрядцам пришлось приспосабливаться к новым условиям, налаживать новые формы церковной и духовной жизни.

На границе Гродненской и Минской областей, в Воложинском районе, есть маленькая лесная деревня, где остался всего один жилой дом, в котором обитает 84-летняя бабушка Геня. Держит кур и «гадуе цыплят ды кацят», косит, справляется с огородом, грустит по умершему недавно сыну и сохраняет, сама того не зная, память о староверах, которые когда-то жили здесь и которых уже нет. Их образы остались лишь в рассказах старой женщины. Историю рассказал Tut.by.

Бабушка Геня (Евгения Жуковская) - католичка. Еще несколько месяцев назад в деревне жила еще одна женщина, Антонина - староверка, но из-за проблем со здоровьем ее насовсем забрали родственники в Минск. Так бабушка Геня осталась одна.

Вось памру, і ніхто больш вам не раскажа пра іх, - хитро щурится бабушка.

Большая хата Гени стоит на самой окраине деревни. Она, вообще-то, когда-то и не была никакой окраиной, но со временем от других домов на улице ничего не осталось - все заросло бурьяном.

Мостище - не типичное для Беларуси поселение. Дома здесь стоят далеко друг от друга. Местечко больше похоже на несколько хуторов, которые находятся хоть и относительно близко друг к другу, но все же каждый имеет свою территорию. Староверы так селились, говорит бабушка, чтобы каждый дом был отдельно и, желательно, чтобы еще и был скрыт от чужих глаз деревьями, лесом или высоким забором.

«Толькі я трымаюся ўсё»

Сейчас на Мостище медленно, но уверенно наступает лес. Вот уже и старообрядческие церковь и кладбище из-за больших деревьев с дороги сразу и не увидишь. Если бы не второй сын Гени, Казимир, который живет в нескольких километрах от деревни и сегодня пришел навестить мать, то мы бы и не нашли деревянный храм.

Толькі я трымаюся ўсё, - говорит Геня. Она рассказывает, что когда-то в Мостище жило 600 человек, работала школа, была крама. - Як жылі? Добра. І з рускімі (так староверов называли в деревне, а еще - москалями, кацапами, но без всякого оскорбительного оттенка, и бегунами. - Прим. ред.) сябравалі, нават нашыя некаторыя дзяўчаты замуж за іх ішлі. Па гаспадарцы ў іх працавалі. […] Кружка вісіць на заборы - каб мы, католікі, пілі. У некаторых так было. Ды і дамы ў іх іншыя, чым ў нас. Вялікія, з двумя хадамі і з добрым такім заборам, каб было не відаць, што яны там робяць. Але што рабілі? Жылі, як і мы. Дзяцей гадавалі.

Царкву вось пабудавалі. Тоні гэнай, што жыла тут яшчэ нядаўна, ці то бацька, ці то дзед пабудаваў за свае грошы і каля свайго дома. Да таго часу тут нічога і не было. Рускія сабіраліся разам у адной з хат і там маліліся, а потым пачалі хадзіць у царкву. Апрануцца ў доўгія сукенкі і белыя рубашкі і ідуць, едуць на канях, а потым на машынах у царкву. Яна ж далёка. Пешам - цяжка дайсці. А мужыкі - усе з бародамі. У каго больш барада, той і галоўны, - вспоминает бабушка.

Когда точно появились староверы в Мостище и почему выбрали именно это место для поселения, бабушка не помнит. Говорит, что, кажется, они были здесь всегда. Правда, жили обособленно, на танцы не ходили, много постились, но широко гуляли на своих свадьбах. За невестами и женихами ездили в соседние вески или дальше. Некоторые переселились в лесную деревню, но больше было тех, кто уезжал отсюда. Хоть времена, когда люди за свою веру преследовались, прошли, староверы как будто всегда чего-то боялись, говорит бабушка.

Паклічаш у горад (ныне агрогородок Трабы. - Прим. ред.), а яны не ідуць. Сяброўка пойдзе ў мамы спытае - і бяжыць, кажа, мама казала, каб дома сядзела і нікуды не ездзіла. І вось глядзі - так і пражыла да старасці, ды пахавана там на могілках іх. Усё жыццё тут, усё жыццё, - качает головой Геня.

У староверов другие обычаи и традиции

Староверы в Беларуси появились в середине XVII века. После реформы патриарха Никона и раскола церкви староверов в России начали преследовать, а в Речи Посполитой, наоборот, укрывали в пику Российской империи. Много староверов осело в белорусской Ветке, что в Гомельской области, - она даже какое-то время считалась столицей старообрядцев. Здесь обучали священников, жили ремесленники и торговцы, которые не принимали новые веяния в православной церкви. В 1735 и 1764 годах российские военные несколько раз приходили в Ветку, уводили людей обратно, а дома сжигали. Патриарх Никон в 1650-1660 годах провел церковную реформу, согласно которой были унифицированы богослужения русской церкви с греческой и константинопольской церквями. Примерно две трети верующих не поддержали реформы. Их стали называть раскольниками. Эти люди очень активно отстаивали свою позицию и даже устраивали массовые самосожжения. В XVII-XVIII веках более 20 тысяч старообрядцев подвергли себя самосожжению.

Законы в Российской империи, касающиеся староверов, время от времени менялись. То им разрешали жить в столице, но купцов-раскольников облагали большим налогом, то запрещали селиться в больших городах. По одному из указов им нельзя было носить традиционную русскую одежду, с них брали налог за ношение бород.

У староверов есть ряд отличий от традиций сегодняшней православной церкви. Например, крестное знамение у них не трехперстное, а двуперстное, как это было раньше. У староверов есть даже пословица на счет того, когда крестятся тремя пальцами - «Господу фигу показывать». Во время молитв у них остались поклоны.

Да, кланяліся яны ў царкве, кланяліся, калі адзін аднаго бачылі, кланяліся, калі дзеці спраўлялі вяселле, ды калі нехта кудысьці з’язджаў, - вспоминает бабушка Геня.

К 1914 году староверов на территории Беларуси было около 100 тысяч человек. Сейчас, по данным Центрального совета Древлеправославной поморской церкви, в Беларуси существует тридцать восемь общин (зарегистрированных и нет), в которые входит около 50 тысяч человек. В старообрядчестве есть несколько направлений. Одно из них - беспоповство, последователи которого не имеют духовенства.

Быў у іх свяшчэннік, а потым кудысьці знік. Дык галоўным застаўся самы стары мужчына, а калі мужчыны памерлі ўсе, дык стала галоўнай - самая старая жанчына. У паследні час Анатаніна была за галоўную. У яе ключы былі ад царквы. А ў каго яны зараз - не ведаю, - говорит бабушка Геня и, немного подумав, вспоминает об обрядах староверов из Мостищей.

Яны свае песні заўсёды спявалі. Па-руску. На вяселлі, калі ты не замужам, нельга ў іх было быць. Так раней было, не зараз. Але помню нас, малых, мёдам частавалі. А Вялікдзень дык яны тыдзень святкавалі. Вось ужо мы да іх хадзілі, канешне. Але не было ніякіх валачобшчыкаў. Мы больш свае вячоркі любілі. Збярэмся на якойсьці хаце і танчым. Кракавяк такі быў. Калі былі малымі, дык нас туды, на вячоркі, не пускалі, а ўжо потым, калі больш старэйшымі сталі, з сястрой бегалі туды, - говорит бабушка. Замуж она вышла рано - в 18 лет. Говорит, мама была против - неделю с дочерью не разговаривала.

Дулася, казала - куды ты прэшся, куды спяшаешся, але я любіла мужыка свайго. Так мы, праўда, афіцыйна і не ажанілся. Жылі проста. А іншыя вянчаліся ў Трабах. Можа і нам трэба было. Піў ён шмат. Прыйдзе да хаты і ляжа тут на падлозе пасярэдзіне. І ляжыць. Храпіць. Я яго цык у бок, каб прачнуўся, а ён усе спіць. Дзяцей малых толькі сваім храпам пужае. Праз водку і памёр. Нехта яго напаіў у суседняй вёсцы, ішоў і вунь там на прыгорку ўпаў. Спёка была. Можа, сэрца стала? Так я засталася с дзецьмі адна. Замуж больш не хацела, хоць і маладая была. Працавала ў калхозе. Вось і ўсё жыццё. А два гады таму памер мой сын. Вось тут памёр на гэтым ложку. Я ўсё гарую і сумую, - говорит бабушка и добавляет, что староверам вот водку пить было нельзя, и курить тоже, и с непокрытой головой женщинам нельзя было ходить. Даже кофе и чай одно время были под запретом.

Але гэта было даўно. Старыя дык усё гэта саблюдалі, малітвы чыталі (у іх было шмат кніжак), а больш маладыя ўжо не так строга гэта ўсё саблюдалі. Але ў царкву ўсё роўна хадзілі, як даўно - у доўгіх сукенках і рубашках, - вспоминает бабушка.

Католиков из Мостищей хоронить возили то в Трабы, то в Вишнево, то в Богданово. А вот у староверов кладбище находилось в самой деревне. Церковь здесь стали строить под поляками. Сейчас она закрыта, Геня говорит, что летом здесь проходит «фэст на Іллю» и к храму приезжает много людей.

Моляцца, ходзяць тут, а потым з’язджаюць. І на цэлы год застаюся я ды гэныя пахаваныя. Але добра, што яны далёка, - улыбается бабушка. Она вообще много шутит о своем возрасте, говорит: - Што ж вы гадоў 40 таму не прыязджали, - а зараз я старая стала. Але для фатаграфіі пайду хустку апрану іншую, святочную.

Пока бабушка переодевается, мы идем к старообрядческой церкви. Кладбище рядом - небольшое, но ухоженное. Все, даже совсем старые, памятники здесь досмотрены и отремонтированы… Васса, Парфирий, Алимпий, Самуил, Пелагея, Афанасий, Акулина, Фотей, Елесей, Федора…

Вось мой сябра. Забілі. Вось суседзі нашыя, там жылi троху далей да леса. А гэтых не ведаю - мо з нейкай вёскі прывезлі. Новыя магілы бачыце. Зусім навюткія. Увогуле не ведаю, хто гэта. Можа з горада прывезлі. Прывозяць, да. Вось як атрымліваецца - жылі ў вёсцы, а зараз тут усе, - философствует сын Гени.

Он понимает, что сейчас это кладбище стало более населенным и «живым», чем умирающая деревня с одним жилым домом в километре отсюда - с его старенькой мамой, которая еще хранит память о тех людях и временах.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

Традиции и духовное наследие старообрядческой культуры составляет уникальное своеобразие гомельского региона.

Старая вера — против новых реформ

1 января мы отметили Новый Год, 14 января многие празднуют еще и "старый" Новый Год. А вот некоторые встречают Новый Год 1 сентября. Это приверженцы старинной веры, более известные у нас как старообрядцы, или староверы. И на календаре старообрядцев некоторых толков сегодня 7525 год от сотворения мира. Как и когда старообрядцы появились в наших краях и чем они живут сейчас?

В 1666 году московский патриарх Никон решил провести реформы. "Западник" Никон захотел приблизить древнюю православную обрядность времен Киевской Руси к современным ему греческим образцам, что вызвало в народе мощное движение протеста. Приверженцы старой веры получили тогда имя "старообрядцев". Впрочем, патриарх и царская власть предпочитали именовать их "раскольниками" и начали подвергать жестоким преследованиям. При этом разногласия были чисто обрядовыми — существенных догматических различий между старообрядцами и "никонианами" не было. Протест, религиозный по форме, был скорее социальным по содержанию — против усиления самодержавного государства, закрепощения крестьян и угнетения горожан. Да еще против иноземных купцов-"немчинов", дышавших не только смрадным табачным зельем, но и разорительной для русских купцов конкуренцией. Как бы там ни было, но от гонений "никониан" часть старообрядцев подалась в бега — многие осели в приграничных землях Великого княжества Литовского.

На острове реки Сож около 1685 года возник новый старообрядческий центр — Ветковская слобода. Ее основали иерей Кузьма, бывший настоятель церкви Всех Святых в Москве на Кулишках, и священник из Белева Стефан. Поскольку среди прибывших "на Ветку" беглых было много купцов и ремесленников из Москвы, они и центральное место своей столицы в изгнании назвали Красной площадью. В Гомеле также выросли зажиточные старообрядческие слободы.

Пока сторонники старой русской веры в самой России укрывались в глухих лесных скитах и жили в подполье — в буквальном смысле этого слова, — в погребах и подземельях, их оказавшиеся в Беларуси собратья процветали. В Ветке и Гомеле развивались ремесла и торговля, сложилась даже своя ветковская школа иконописи. Ветка стала столицей всего русского старообрядчества "беглопоповского" толка. По своему населению Ветка с окрестными слободами в те времена была сопоставима с Киевом! Но в 1734 году была окружена войсками, посланными императрицей Анной Иоанновной, и дотла сожжена. Население было введено на территорию Российской империи.

Вторая "выгонка" повторилась при Екатерине II в 1765 году — и после нее столица раскола уже не оправилась. Именно во время этой второй карательной экспедиции в Ветку впервые попал Емельян Пугачев, тогда еще — казак на царевой службе. Второй раз он побывал в Ветке и Гомеле в августе 1772 года, когда уже сам находился в бегах. Существует мнение, что план восстания для Пугачева, включая его "самопровозглашение" чудесно спасшимся царем Петром III, разработали именно ветковские старцы. Тесные связи местных старообрядцев с казачьим Доном установились еще в конце XVII века, именно в Ветке варили миро для донских скитов. В качестве доказательства его "августейшего происхождения" ветковчане передали будущему грозному "крестьянскому царю" подлинное знамя Голштинской гвардии Петра III.

© Sputnik / РИА Новости

Картина М.И.Авилова "Подвоз пушек Пугачеву"

Некогда под Гомелем, в дремучем лесу, нашли спасение беглые старообрядцы, основавшие тут свой скит. Название он получил соответствующее — Спасов монастырек. В находившейся здесь же Ильинской церкви, согласно легенде, молился Емельян Пугачев. Ильинский храм и поныне стоит на высоком косогоре возле берега Сожа и как молчаливый столп глубокой старины подпирает небо золочеными куполами…

Буйство и разгул

Но у района "Монастырек" до последних лет была и другая слава — криминальная. Появиться вечером в его запутанных переулках было занятием не для слабонервных. Из "монастырьковских" вышел и костяк одной из знаменитых гомельских ОПГ "лихих" 90-х — группировки "Коли Солдата"…

Действительно, гомельские старообрядцы отличались буйным нравом. В Речи Посполитой, в состав которой долго входили Гомель и Ветка, земельные магнаты нередко вели настоящие феодальные войны между собой. Но стоило нанять воинственных староверов, как это делали, например, владельцы Ветковщины паны Халецкие — и победа над любым кичливым противником была гарантирована.

При этом старообрядцы были абсолютными трезвенниками — не только алкоголь, но даже чай не употребляли. И самоваров в своем дому не держали, "яко кипящую и дымящую змею". Только на старообрядческом соборе 1908 года было не без труда было достигнуто согласие — умеренное употребление водки, чая и сахара не считать грехом.

Снова в России

После присоединения в 1772 году Гомеля к Российской империи последние, кто этому радовался в городе, были старообрядцы. Ведь теперь они снова подпадали под власть "никониан". Но постепенно все утряслось. Новый владелец Гомеля, государственный канцлер России, граф Николай Румянцев был большой любитель старины и всякой экзотики. К старообрядцам он относился с нескрываемой симпатией, считал их "лучшим и трудолюбивейшим элементом населения", писал первый исследователь истории Гомеля А. Виноградов. Румянцев нередко жертвовал на их нужды и землю, и лес, и строительные материалы, за что старообрядцы встречали его с царскими почестями, выходя за ограду с крестами, иконами и зажженными свечами при колокольном звоне и пении духовных песен. Граф контролировал монастырскую жизнь всесторонне, так как старообрядцы считались его крепостными.

Но если одним староверам в качестве новых владельцев доставались такие просвещенные деятели, как Румянцев, то другим везло меньше. В 1829 году старообрядцы Ветки и Косицкой слободы подняли восстание против властей и польской княгини Любомирской, которая попыталась обратить их в своих крепостных. Не случайно, что во время восстания 1863 года старообрядцы Гомеля за свой счет снарядили полусотню конных ратников для борьбы с повстанческими отрядами. Кстати говоря, белорусских революционеров типа "Чырвонага жонда" и Константина Калиновского на Гомельщине не было — действовавшие тут повстанцы считали себя поляками и просто намеревались восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года.

Между тем и от царского правительства гомельские староверы также не видели много хорошего. Их храмы и иконы, правда, теперь уже не сжигали, и их самих не депортировали — как это было во времена Анны Иоанновны в XVIII веке. Но и строить новые "раскольничьи" церкви тоже не разрешали. А старые — постепенно закрывали. Так, в Ново-Белице в 1850 году был ликвидирован старообрядческий Пахомьев скит, а его церковь — передана официальным церковным властям. В том же году по высочайшему повелению Николая I была закрыта Ильинская церковь и женский Спасов монастырь. Поэтому часть гомельских старообрядцев в 1852 году, при проезде царя через Гомель, подала ему челобитную о принятии так называемого "единоверия" с государственной церковью. Единоверческими стали и "пугачевская" Ильинская церковь, и монастырь в Ченках, выросший на месте глухого лесного скита. Но истовые старообрядцы в гомельских слободах с красноречивыми названиями "Монастырек" и "Спасова слобода" продолжали справлять свои службы в деревянных молельнях и частных домах.

© Sputnik Юрий Глушаков

Только революция 1905 года вынудила Николая II даровать подданным свободу совести. В 1905 году была построена старообрядческая Преображенская церковь. При этом значительная часть староверов, отличавшихся жестким консерватизмом, революцию не только не поддержала, но и рьяно выступала против "бунтовщиков". Гомельское отделение печально известного "Союза русского народа" возглавлял как раз строительный подрядчик из старообрядцев Аким Давыдов, а костяк его боевиков составляли молодцы из Монастырька, не дураки выпить и подраться. В то же время "сознательная" молодежь из староверческих семей двинулась в революцию и боролась с ненавистной им царской властью с той же страстностью, что и протопоп Аваакум в свое время. Выходцы из Ветки братья Малеевы стали известными эсеровскими боевиками, принимали участие в подготовке покушения на Столыпина. В 1917 году Иван Малеев был избран депутатом Учредительного собрания.

Крест и бандиты

На месте деревянного молитвенного дома староверов ветковского беглопоповского толка в Гомеле еще до революции была построена земская больница (ныне — Гомельская городская больница скорой медицинской помощи). При Советской власти на месте другой старообрядческой молельни в Монастырьке была сооружена первая гомельская электростанция. Из-за этого взорвавшего патриархальный быт события несколько проживавших там же в своих домах семей в своем возмущении дошли до Ленина. После чего личным распоряжением Ильича им были выделены земельные участки — вдвое больше, чем были, и оказана государственная помощь при возведении нового жилья. В годы антирелигиозных гонений 30-х годов Ильинская церковь была закрыта, возобновила работу во время немецкой оккупации и больше уже ее не прекращала. Никольская православная церковь в Гомеле не закрывалась никогда.

Не секрет, что многим староверам был присущ бытовой антисемитизм. Но они же укрывали евреев в Монастырьке во время стрекопытовского погрома в марте 1919 года. В 1920-х годах старообрядец из гомельского района "Залиния" Артамон Павлович Широков работал торговым агентом. Один раз он отправился на закупку товара в соседнюю Черниговскую губернию вместе с напарником — евреем Марголиным. На лесной дороге их остановили бандиты. "Товар ваш конфискуем, а вас, жидов — будем вешать", — заявили вышедшие из леса хлопцы с обрезами. "Я — христианин", — вытащил из-под рубашки свой крест Широков. "Хорошо, иди. А этого — на сосну", — распорядился атаман. "Тогда вешайте и меня", — уперся Артамон. И, желая спасти товарища, пошел на купеческую хитрость и преувеличения: "Если без него вернусь, меня все равно в расход пустят". Бандиты были так ошарашены — то ли самоотверженностью Широкова, то ли "жесткими" порядками "Совдепии", что отпустили их обоих. Как вспоминает внук храброго торгового агента, гомельчанин Владимир Пашук, Марголины, жившие с Широковыми на одной улице Бочкина, всю оставшуюся жизнь благодарили соседей за спасение…

© Sputnik Юрий Глушаков

А еще, по бытующей в одной из гомельских семей легенде, прототипом печника Ивана Денисовича из одноименного рассказа Александра Солженицына послужил их дедушка, гомельский старообрядец Афанасий Корнеевич Шилов. Он отбывал наказание в одном лагере с Александром Исаевичем, и, как и герой Нобелевского лауреата, работал там печником.

Старообрядцы и современность

Сегодня в Гомеле по-прежнему действует два старообрядческих храма — Ильинская церковь на улице Комиссарова и Преображенская церковь на улице Пролетарской. Храмы принадлежат разным старообрядческим толкам — в Ильинской церкви собираются приверженцы Белокриницкого австрийского протвоокружнического согласия, в Преображенской — "древлеправославные христиане" австрийского окружнического согласия. Ильинская церковь в 90-е годы являлась самой посещаемой старообрядческой церковью в Беларуси, центр ее епархии находится в Клинцах и Новозыбкове РФ.

Реликты старой веры заметны и в селах и деревнях Гомельщины. Встречаются здесь старинные погосты, на которых кресты стоят в ногах усопшего. Местные с суеверным страхом в глазах говорят: "Это чтобы покойнику было удобней вставать из могилы в день Страшного Суда…".

© Public Domain.

Вячеслав Рассохин, "За упокой"

Порядки в Преображенской церкви строгие. Непосвященных гостей, например, пускают только до середины храма. Не исключено, что по этой причине и прихожане здесь — в основном люди пожилые. Обряды и посты в старообрядческой общине суровее, чем в традиционном православии. Так, при крещении младенца с головой окунают в бочку с водой. А его родители перед таинством крещения должны выдержать длительный пост и причаститься. Всего же в году старообрядцы должны поститься более 200 дней, ежедневно идти к утренней службе к 6 часам — не завтракая. Но, возможно, именно такое ревностное отношение к строжайшему соблюдению всех правил и канонов и позволило старообрядцам сохранить свою веру в первозданном виде.

"С бритоусцем и всяким скобленым рылом не водись", — говорили в старину. Но сегодня из многих былых запретов — на чтение светских газет, просмотр телевидения — мало что осталось. А ведь ранее даже после посещения дома старообрядца "мирским" человеком полагалось кропить это место святой водой.

При всем этом многим гомельским старообрядцам старшего поколения свойственна какая-то особая, из глубины души идущая доброта…

Сокровища прошлого

Жемчужиной Гомеля, безусловно, является парк и дворец Румянцевых-Паскевичей. Незадолго до 2000 года ковш экватора под Гомелем случайно зачерпнул из земли золотую и серебряную церковную утварь. Теперь находки с места бывшего Ченковского монастыря выставлены в Гомельском дворце. Что тоже, наверное, символично — об особых отношениях графа Николая Румянцева и старообрядцев мы уже говорили. Директор ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Александр Гостев не без оснований считает Ченковский клад одним из самых ценных экспонатов. В музейной витрине мерцает золотом большая чаша для причастия с именными медальонами давно усопших иноков, лежат серебряные дискосы и звездицы XVIII-XIX столетия. Найденные там же серебряные кресты вообще были изготовлены по образцам времен Ивана Грозного. Не случайно, что вооруженные металлоискателями "черные копатели" до последнего времени рыскали по местам былых монастырей и старообрядческих скитов на Гомельщине.

© Sputnik Юрий Глушаков

Предметы из Ченковского клада в ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль"

Одно можно сказать точно — яркие и самобытные старообрядческие искусство и культура до сего дня остаются настоящей сокровищницей Гомеля.

От себя не убежишь, но от телефонов, компьютеров и офиса – можно. Это и постарался доказать Дмитрий Новицкий, отправившись искать староверов в современной Беларуси.​

Мы - «бегуны» - понимаешь? - эту фразу я вроде бы адресую фотографу, но на самом деле - самому себе.

«Бегуны» - одно из направлений старообрядчества, представители которого видели спасение в постоянном движении, перемещении с места на место. Они не платили налогов и не служили в армии. Смысл жизни «бегунов» в том, что истинному верующему нужно уклоняться от всех гражданских обязанностей, ибо все государственное - от дьявола. Живя на одном месте, постепенно попадаешь в его сети: деньги, карьера, амбиции. Поэтому «бегуны» ничего не имели и все время передвигались с места на место. И именно поэтому я еду на поиски староверов в современной Беларуси: поездка всегда очищает душу.

Автомобиль для поиска староверов выбран подходящий, «староверский»: Land Rover Defender, самый старый «вояка» из всей гаммы Land Rover. В нем все честно, как в церкви без единого гвоздя. На нем так и хочется уйти в непролазные сибирские дебри или укрыться в Ветке.

Что мы и делаем. День первый: прибываем в Ветку. Ветка - белорусский центр старообрядчества. После реформы патриарха Никона и раскола церкви, староверов начали преследовать, поэтому часть из них решила укрыться на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

Легенда гласит, что наши предки пустили по реке икону, решив так: где икона пристанет к берегу, там и будем жить. Икона зацепилась за ветку именно в том месте, где стоит сейчас город Ветка, - слова Галины Нечаевой отражаются в гулких залах местного музея.

Мы гуляем вдоль экспозиций, вдоль истории Ветки. История сохранилась только в музее. Ведь внешне Ветка ничем не отличается от таких же городков по всей Беларуси. Ленин, исполком, каштаны и - палатка «Бобров» как центр культурной жизни.

Раньше город процветал. Основные принципы староверов: труд и образование. Труд и образование - других жизненных ценностей для староверов не было.

Раскол
Инициатор раскола православной церкви - патриарх Никон. В 1650-х - 1660-х годах он провел церковную реформу с целью унификации богослужебного чина Русской Церкви с греческой и констатинопольской церквями. В итоге последователей реформ начали называть «никонианами», приверженцев старых традиций - раскольниками. Причем «раскольники» вовсе не были меньшинством: на момент раскола они составляли две трети верующих.

Отстаивая свою правоту, староверы целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. По архивным данным, в XVII-XVIII веках самосожжению подвергли себя более 20 тысяч старообрядцев.

При Петре указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, при условии платежа двойной подати. Староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Им запретили носить традиционную русскую одежду, брали налог за ношение бород и т.д.

При Екатерине II староверам было разрешено селиться в столице, но был издан указ о собирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо, обязанность платить лишние налоги способствовала воспитанию у староверов привычки к упорному труду.

В ХХ веке позиция Московской патриархии смягчилась, и Поместный Собор 1971 года засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменил, «яко не бывшие». Впрочем, староверы по-прежнему считают лишь себя в полной мере православными христианами.

В музее становится ясно, что в чистом поле староверы за несколько десятков лет построили свою Швейцарию. Книгопечатание, иконы, кузнечное дело, вышивка… На фоне тогдашних российских городов Ветка быстро стала парком высоких технологий.

Я бы, скорее, назвала ее староверским Иерусалимом. В Ветке была единственная церковь, где можно было молиться староверам. Представляете, сколько людей сюда приходило из всей Российской Империи?

Власти Речи Посполитой староверов не трогали: страна была демократической, мультирелигиозной. К тому же, приютить староверов тогда - это, как дать убежище Эдварду Сноудену сейчас. Политический момент.

Впрочем, Российская Империя в долгу не осталась: в 1735-м и 1764-м годах были осуществлены карательные походы в Ветку. Многих увели обратно, дома сожгли. Но центр староверов уничтожить не смогли: до момента захвата этих земель Российской Империей Ветка оставалась «кузницей кадров» для обучения староверских священников.

Ходим по музею, слушаем рассказ его директора Галины Нечаевой, и в какой-то момент я понимаю, что староверы - это, простите, «правильные» русские. Образованные. Работящие. И с церковью, максимально отстраненной от государства.

Но «няма таго, што раньш было». Чтобы в этом убедиться, достаточно выйти из музея и выехать за пределы Ветки.

Сразу за последними ветковскими домами начинается Зона. Великое Ничто, куда ведет нас местный сталкер, представитель администрации Александр Пешко.

Нет у нас ничего. Ни староверов, ни деревень - только лес. И радиация.

В этом есть какая-то ирония судьбы: староверы пришли на белорусские земли, потому что после войн ХVII века здесь жить было некому. И сейчас, в ХХI веке, здесь снова никто не живет. Уничтожили староверов не Российская Империя и не последняя война. Их уничтожила радиация.

В чем отличия?
В ходе реформ богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена. Причем с каждой реформой отличий становилось больше. Перечислить все не представляется возможным. Но некоторые мы озвучим.

Самое известное - замена двуперстного крестного знамения трехперстным. Некоторые староверы говорят, что креститься тремя пальцами - это «Господу фигу показывать». Также произошла отмена так называемых метаний или малых земных поклонов, а слово «Ісус» стало писаться «Иисус». Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении («против солнца, а не посолонь»). Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Святой Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

У меня автофокусировка не срабатывает в фотоаппарате, - бормочет фотограф, на что получает ответ:
- Это нормально. Радиация. Вы здесь и сейчас столько получаете, сколько за всю жизнь не получили бы. Щеки не горят? Голова не кружится? А то - бывает.

Бесполезно искать в зоне отселения староверов, особенно, если их там нет. Мы проезжаем мимо «утилизированных» деревень, мы проезжаем мимо разрушенных домов советского периода. И кое-где проехать тяжело даже на Defender: еще 20 лет, и эта местность будет сплошным лесом. А пока Зона живет своей жизнью.

Староверы, староверы… Вы бы лучше в своем Минске аккуратнее дичь заказывали. Здесь кабана и другого зверя много, случается, заезжают браконьеры, отстреливают зверей и продают потом минским ресторанам. А в прошлом году милицией было изъято 800 тонн радиоактивного металла и пять тонн цветного - вот основные наши проблемы. А вы - староверы…

Слушая истории радиоактивного ада, начинаешь сожалеть, что кузов Land Rover алюминиевый, а не свинцовый. Так было бы спокойнее.

И каждый из нас вздыхает с облегчением, когда мы берем курс на Полоцк. Радиоактивная Зона остается позади. Нас ждет отец Петр. Он - глава небольшой полоцкой общины староверов.

Проходите, проходите, - отец Петр смешно и по-доброму улыбается в бороду. Его старообрядческая церковь одна из немногих, действующих в Беларуси. Строил он ее практически сам: сам собирал деньги, сам нанимал людей и сам работал за троих. История его «поповства» достаточно типична для староверов.

Бурная молодость, наполненные работой средние годы и, в пожилом уже возрасте, его упросили стать священником. Для староверов это обычное явление: священником часто выбирают самого умного, самого толкового мужчину округи.

Всем миром, всем миром упросили, - говорит отец Петр и наливает нам чай.
Потрескивает огонь в лампадках, строго смотрят староверские иконы.

Ветка и ветковская икона
Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы, поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а официальная церковь отпала от исконной древлеправославной веры.
Одной из самых известных иконописных школ стала Ветковская икона. Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому ветковская икона практически всегда изъедена жучком.

Возможно, главной миссией староверов стало то, что им удалось сберечь искусство православной иконописи: в ХIХ-ХХ веках именно староверы были главными экспертами по иконам. Потому что к тому времени разбираться стало некому…

Спаси и сохрани
В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX-XX веков.

Понимаете, икона «читается» только, когда зажигаешь свечу. В музее, при дневном освещении икона не живет. Горящая свеча образует сферу света, и икона «раскрывается». Почему на наших иконах такие пышные оклады? Потому что в свете свечи все оживает: колышутся цветы, появляются передний и задний план, появляется глубина. А главное - начинается диалог человека и иконы.

Отец Петр всегда разговаривает с улыбкой, но в его добрых глазах неприкрытая грусть: староверов, как и беларускую мову, уже практически не спасти.

Cтарообрядцы и сами не избежали раскола: вместо единого движения они представляют собой десятки течений. их можно разделить на две части: поповцы и беспоповцы.
Поповцы приемлют все семь таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях. По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых - дониконианских - обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.
Беспоповство возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. Часть старообрядцев не признала каноничность священников, поставленных в должности по новым, реформированным книгам. И так сформировала беспоповский толк.
Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами.

С каждым годом староверов не только в Беларуси - во всем мире - становится меньше. Причин тому несколько: молодежь, в общем и целом, теряет интерес к религии, люди мигрируют в большие города и т.д. и т.п. Но на самом деле староверы стали жертвой своей главной догмы: несгибаемости. Современной религии, чтобы выжить, нужно подстраиваться под тренды времени - это очевидно, если взглянуть, например, на католицизм. А староверы в своем четком следовании догмам, в нетерпимости к современной вере только по праздникам - не смогли адаптироваться. И сейчас шаг за шагом сдают позиции. Просто потому, что быть старовером - тяжело.

Слишком много условностей для века комфорта и высоких скоростей.

Республика Зуева
В Беларуси существовала своя «республика староверов»: она возникла во время Великой Отечественной войны у деревни Заскорки под Полоцком. Названа по имени старосты деревни Зуева.
Семья Зуева перед войной пострадала от репрессий со стороны Советской власти. Поэтому после отступления Красной Армии Зуев осенью-зимой 1941 года организовал в деревне самоуправление. Для защиты жителей были созданы отряды самообороны.
Немецкая оккупационная администрация в обмен на уплату фиксированного натурального налога и недопущение на свою территорию советских партизан признала фактическую автономию территории с центром в деревне Заскорки. В республике была восстановлена частная собственность, открыты старообрядческие храмы. При отступлении гитлеровской армии Зуев с частью своих людей ушел на Запад.

Не знаю, слышал ли отец Петр песню «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», но Петр жив и не сдается. Аккуратно интересуется, нет ли знакомых, желающих помочь церкви на ремонт.

У вас там, в мире, обеспеченных людей много. Может, кто и сделает доброе дело, поможет на ремонт.

Может и поможет, ведь сам отец Петр помогает нескольким бомжам, которых приютил недалеко от церкви. Так и живет, так и будет жить. А мы возвращаемся обратно в Минск. Вавилон встречает огнями, суетой и беспокойством. Которое нарастает с каждой минутой, проведенной в городе.

А что, Глеб, может, и правда, - «бегуны»?..