Церковь екатерины в риме. Описание Церкви св. Николая в г. Рим. В наемной квартире

Православный Рим.

Что нужно посетить в Риме православному паломнику.

Православный РимКогда-то Великая Римская империя скопировала религиозную модель у древних греков. Немалое количество богов, их дочерей и сыновей, жён и слуг прямиком перекочевали на римский Олимп, переменив всего лишь свои имена.

Но через 8 столетий люди Римской империи потеряли веру в своих божеств, и в самом конце I века н. э. в недрах этой страны зародилось христианство – новая религия.

Мало-помалу новая религия распространилась по всей огромной территории Римской Империи, однако к началу III века была официально запрещена Флавием Клавдием Юлианом, римским императором.

Уже в 313 г. Константин Великий подписал эдикт, который призывал терпимее относиться к христианству. А затем было начато строительство старейшего христианского храма – Латеранской базилики, которую можно увидеть и сегодня.

К концу IV в. языческая вера была полностью искоренена, а на смену пришло христианство и возведение новых храмов, получивших название базилики, и заменивших разрушенные языческие храмы.

Базилика Святого Петра.

Базилика Сан Паоло фуори Ле Мура в Риме место погребения Апостола Павла.

Базилика Святого Павла.

Это одна из нескольких великих папских базилик, увидеть которую мечтают паломники всего мира.

И приходят сюда не только за тем, чтобы полюбоваться на сам храм и посмотреть на его внутреннее убранство, но и чтобы получить отпущение всех грехов в обряде, называющемся «святая Дверь».Это событие длится на протяжении всего Юбилейного года и такие же двери есть и в других храмах Рима – в базилике Святого Петра, храме Девы Марии Маджоре и Латеранской базилики. Всего же за Юбилейный год верующий должен обойти 7 паломнических храмов.

Сооружение стоит там же, где, по преданию, был захоронен апостол Павел. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, посчитал, что сооружение слишком примитивно, и повелел начать строительство на самом деле впечатляющего храма. Закончилось оно только при папе Льве I в V веке.

За многие века своего существования храм не испытывал практически никаких изменений. Мимо него прошла мода эпохи Возрождения и стиль барокко.

Но 15 июля 1823 г. случилось непредвиденное – храм практически полностью выгорел. Произошло это по неосторожности, когда на крыше храма рабочие разогревали битум, а после работ не загасили костёр по всем правилам.Его возрождение было длительным, и полная реставрация с некоторыми изменениями была закончена только в 1840 году.

Особенностью собора Святого Павла считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. На сегодняшний день только несколько мест для портретов остаются пустыми. Здесь же можно услышать и легенду о том, что когда все места будут заполнены, а последний Папа умрёт, наступит Конец Света.

Главной реликвией этого собора является саркофаг с мощами святого Павла. Право отслужить литургию над мощами этого апостола сегодня имеет только Папа Римский.

Базилика Святого Климента.

К востоку от Колизея есть настоящая сокровищница – Базилика Святого Климента. Особенность этого собора в том, что здесь нашли свой последний приют четвёртый римский епископ Климент и русский просветитель Кирилл и его брат Мефодий (часть мощей), который подарил нам кириллицу.

Но и это ещё не всё. Оказывается, Собор Святого Климента – это не одно сооружение, а целых три храма разных эпох, которые были построены на этом месте. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, и это то, что мы можем увидеть сегодня.

Когда был обнаружен самый нижний слой, оказалось, что удалось найти здание, в котором некогда жил Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Или, как теперь говорят археологи, здесь располагалась римская государственная сокровищница.

Верхний уровень – это самое позднее сооружение, построенное по стандартному проекту. Здесь можно увидеть полы с великолепной мозаикой, потолки и стены с фресками. Особенно выделяется мозаика «Крест – дерево жизни». На ней распятый Христос окружён цветами, птицами и виноградом. Причём это первая мозаика, на которой можно увидеть распятого Христа. До этого его изображали либо уже воскресшим, либо в кругу его последователей.Здесь же находятся гробницы четвёртого римского епископа и русского Кирилла.



Церковь святой Екатерины.

Современный православный храм, который был возведён в 2009 году на территории посольства России.

Своё имя он получил в честь смелой и простой девушки Екатерины, которая проживала в Александрии и постаралась объяснить свои соотечественникам, как примитивно язычество, и что вера в единого Бога – это то, что спасёт каждого.

Девушке удалось невозможное – она обратила в христианство жену императора и несколько десятков человек из его войска, которые отказались приносить жертвы языческим богам. Также она смогла переспорить мудрецов в философском споре, за что и была казнена.

Описываемые события происходили в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. В церкви святой Екатерины находится часть мощей святой.

Строительство часовни заняло всего 4 года. В 2006 году он был освящён и теперь является действующим православным храмом с детской приходской школой.

Церковь Святого Николая Угодника.

Это ещё один русский православный храм в Риме с непростой историей. Он много раз менял свой адрес, пока, наконец, приход не получил в наследство особняк М. А Чернышевского.

В 1932 году здесь был освящён новый храм.Сегодня это трёхэтажное здание, которое претерпело значительные изменения. Среди святынь особенно выделяется Иверская икона Божьей Матери, несколько икон, родиной которых считается Сергиев Посад, крест, подаренный греческим королевичем.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме).

Храм из семерки самых известных паломнических церквей Рима.

Первая базилика была возведена на месте дворца Елены, бывшей матерью императора Константина. Делалось это по желанию самой женщины, и назывался храм базиликой Елены.

Удивительна история названия этого храма. На его месте изначально находился дворец. Причём под пол будущей христианской базилики было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Именно это позволило добавить к названию храма приставку «в Иерусалиме».

Церковь много раз переделывалась, и свой современный вид обрела только XVII-XVIII веках. В самом храме хранятся многие православные реликвии, например, гвоздь, которыми Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Всё это можно увидеть своими глазами.

Здесь же хранятся мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.



Православные реликвии в Базилике Санта Кроче ин Джерусалеме а Риме (слева направо) : кусочки животворящего креста Иисуса Христа, титл с креста иисуса Христа, шипы от тернового венца, гвоздь от креста Иисуса, камень из пещеры в Вифлееме.


Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано).

Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Это главная церковь Рима.Участок земли, на котором стоит собор, принадлежал второй жене Константина Флавии Максима Фауста. За три дня до своей кончины император крестился – принял веру Христову.

Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Здесь происходило событие, которое оставило заметный след в истории христианского Рима – суд над умершим Папой Формозом в 896 году.В самом храме до сих пор можно полюбоваться мозаикой Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

В середине собора имеется папский алтарь, который обращён на восток. Богослужение здесь может совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии "Маджоре" (Санта Мария Маджоре).

Санта Мария Маджоре – один из важнейших храмов Рима. С ним ассоциируется любопытное сказание.

В 352 году папа Либерий и один из богатейших граждан Римской Империи увидели во сне Мадонну, которая повелела им построить храм там, где утром будет лежать снег.С утра снег на самом деле выпал, и там, где это случилось, и было начато строительство.

Практически все папы старались сделать это сооружение ещё красивее, ещё прекраснее и выше. Они достраивали, немного перестраивали и украшали здание согласно своим представлениям. И сегодня Санта Мария Маджоре, пожалуй, не менее красива, чем другие православные храмы Рима, и не менее привлекательна, чем другие базилики и церкви.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.


Базилика Санта Мария Маджоре в Риме.

Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), который с 1897-го по 1902-й год служил настоятелем русской посольской церкви. Архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в городе Первоверховных апостолов.

Уже в 1898 году по инициативе архимандрита Климента начался сбор средств, который в 1900-м был официально поддержан Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. На храм жертвовали деньги великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники.

Первый состав Строительного комитета был сформирован и возглавлен архимандритом Климентом (Верниковским) и А.И. Нелидовым, послом России в Италии. На рассмотрение Строительного комитета было подано большое количество проектов будущего храма, в том числе выполненные известным русским архитектором В.А. Покровским и мастером итальянского происхождения Моральди.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. В этот же период Строительный комитет выступил с обращением, которое начиналось словами: «Престол Божий поставлен в наемной квартире». После его публикации сбор средств значительно ускорился. Летом 1914 года Государственный банк Российской империи открыл особый счет на имя строящегося храма в Санкт-Петербургской конторе.

В 1915 году новый Строительный комитет во главе с князем С.С. Абамелек-Лазаревым приобрел на имя российского посольства участок набережной Тибра близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). К 1916 году было собрано порядка 265 тысяч лир - этих средств вполне могло хватить для проведения необходимых работ. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта.

В начале 1990-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. Эта инициатива была благословлена .

В 2001 году на территории российской посольской виллы Абамелек, до революции принадлежащей главе Строительного комитета князю С.С. Абамелек-Лазареву, был выделен участок под будущее строительство.

В мае того же года на звонницу храма были установлены колокола, отлитые на заводе «ЗИЛ».

7 декабря 2007 года, в ходе своего визита Италию, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил территорию виллы Абамелек, где совершил чин освящения храма св. равноапостольных Константина и Елены, расположенного в цокольном этаже строящегося храма св. Екатерины.

October 30th, 2013 , 08:48 pm

История русского православного прихода в Вечном городе берет свое начало с октября 1803 года, когда Император Всероссийский Александр I подписал указ об учреждении русской церкви при римской посольской миссии и назначил в Рим для прохождения служения священника Василия Иоанновича Иванова. Однако внешнеполитическая европейская ситуация в начале XIX столетия позволили вернуться к вопросу устройства храма в Риме только через 20 лет. Первоначально храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Via del Corso. Впоследствии в течение XIX века церковь трижды переносилась вместе с российской дипломатической миссией в Риме из одного здания в другое. Как и все заграничные российские приходы, русская церковь в Риме была включена в состав Санкт-Петербургской митрополии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел Российской Империи и носила наименование посольской.

К концу XIX столетия стала активно обсуждаться идея строительства русской церкви в Вечном городе. Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Свои пожертвования на храм в Риме передали Великий Князь Сергей Александрович и его супруга преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Осенью 1913 года Государь Император Николай Александрович разрешил сбор пожертвований уже по всей России.

В 1897 году русская княжна Мария Александровна Чернышева (1847 1919 гг.), дочь князя Александра Ивановича Чернышева, военного министра России († 1857), завещала свой римский дом на via Palestro 71 для русского православного храма.

Свято-Николаевский приход (внешний вид и внутреннее убранство) на via Palestro 71

Король Италии Виктор Эммануил III

В ноябре 1929 года итальянский монарх Король Виктор Эммануил III подписал указ об учреждении «Русской Православной Церковь в Риме» и наш приход получил право юридического лица на территории италийского государства. А 30 марта 1931 года было выдано официальное свидетельство властей Италии о регистрации права собственности церковной общины на здание особняка княжны Марии Чернышевой. Архитектором князем В.А. Волконским и итальянским инженером Ф. Поджи был составлен проект церкви и после проведения необходимых инженерных работ 10 апреля 1932 года русский храм святителя Николая Чудотворца на Via Palestro в Риме был освящен. Убранство для церкви (иконостас сооруженный по проекту К.А. Тона, иконы кисти К.П. Брюлова, Ф.А. Бруни, А.Т. Маркова, П.В. Басина) перенесли из Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур.

Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская, княжна С.В. Гагарина и Королева Италии и Албании, Императрица Эфиопии Елена (урожденная Принцесса Черногорская), материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

С 1927 года русский приход в Риме выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, в которой находился до 1985 года.

Первые регулярные православные богослужения в Риме в 1820-е годы начал совершать иеромонах Иринарх (Попов, †1877), впоследствии архиепископ Рязанский.
Далее настоятелями русской церкви в Риме были: с 1849 года — известный философ, «мыслитель ума живого», профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев, †1852); с 1852 по 1855 годы — архимандрит Иаков (Поспелов, †1896), впоследствии знаменитый игумен Кирилло-Белозерского монастыря, ныне местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий.

С 1855 по 1860 годы на приходе служил архимандрит Софония (Сокольский, †1877), в 1870-е годы — архиепископ Туркестанский. Летом 1831 года, тогда еще иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия с которым они много лет дружили и общались.

В 1860 году в Рим был назначен известный ученый — синолог, начальник 13-й Русской православной миссии в Пекине, создатель китайско-русского словаря архимандрит Палладий (Кафаров, †1878). Сменивший его в 1864 году наместник Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (Попов, †1866) обладал даром духовного писателя — его перу, в частности, принадлежат многочисленные сочинения о жизни и творениях свв. отцов и полюбившиеся многим православным «Письма из Рима».

Следующий настоятель, архимандрит Гурий (Карпов) в течение 18-ти лет нес послушание в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника Духовной миссии. В Риме ему пришлось стать невольным свидетелем очередного разрыва отношений Запада с Россией, в результате чего русский священник перед самой Пасхой 1866 года был выслан в Неаполитанское королевство. После вынужденного возвращения на родину архимандрит Гурий вскоре был хиротонисан во епископа Чебоксарского, а с декабря 1867 года он был поставлен на Таврическую кафедру. Архиепископ Гурий отошел ко Господу 17 марта 1882 года, оставив о себе прекрасную память как неутомимого труженика на Ниве Христовой. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 18 мая 2008 года архиепископ Гурий был причислен к лику святых.

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий)

Вместе с архимандритом Гурием в Риме служил молодой иеродиакон Флавиан (Городецкий). Отец Флавиан после возвращения в Россию был направлен в Пекин, где в течении десяти лет также нес миссионерское служение в духовной миссии, с 1879 года он был назначен ее начальником. В 1882 году архимандрит Флавиан находился в Японии у святого равноапостольного Николая Японского для представления к рукоположению в священный сан православного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзы. Как архипастырь святитель Флавиан трудился на Холмской и Варшавской кафедре, Карталинской и Кахетинской (будучи Экзархом Грузии), закончив земной путь в 1903 году митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Успенской Киево-Печерской лавры.

В 1871-77 годах настоятелем русского прихода в Риме был потомок из рода святителя Иннокентия Иркутского, архимандрит Александр (Кульчицкий, †1888, погребен в Костромском Ипатьевском монастыре), впоследствии епископ Костромской и Галичский.

На протяжении 13-ти лет (1884-1897 гг.) в Риме служил архимандрит Пимен (Благово, †1897). Архимандрит Пимен как мемуарист, историк и поэт занимает видное место в русской культуре. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 году монашеский постриг. Его литературный труд «Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д.Д. Благово», стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Российской империи А.Г. Влангали, устроил русский странноприимный дом, собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (Верниковскому, †1909) принадлежит инициатива строительства в Риме русского «храма, отвечающего достоинству Православия и величию Отечества». Отец Климент (впоследствии епископ Винницкий) начав с Высочайшего повеления сбор средст в России, провел большую подготовительную работу для возведения православного храма в Вечном городе.

Архимандрит Дионисий (Валединский, впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши), настоятель прихода в 1911-1913 гг.

В период 1911-13 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский, в 1923-48 гг. — Предстоятель Польской Православной Церкви, †1960), который старался продолжить строительное дело. Отец Дионисий написал и издал очень популярную и сегодня книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

Более 50-ти лет с 1874 по 1927 года на русском приходе свт. Николая г. Рима добросовестно трудился сначала штатным диаконом, а затем (с 1907 года) вторым священником о. Христофор Флеров.

С 1913 по 1916 годы настоятелем прихода был архимандрит Филипп (Гумилевский, впоследствии архиепископ Владимирский), закончивший свою зеумную жизнь в ГУЛАГе в 1936 году.

Знаменательная страница в истории прихода связана с назначением в Рим в 1916 году архимандрита Симеона (Нарбекова +1884-1969), именно он, после начала известных событий 1917 года в России, провел в марте 1921 года судьбоносное собрание русской церковной общины, на котором было решено выйти из под опеки Министерства иностранных дел Советской России и организовать самостоятельный приход Русской Православной Церкви в Риме.
Отец Симеон служил в Риме более полувека, он пережил Первую и Вторую Мировые войны, крушение Российской Империи, правление Дуче, послевоенную разруху, тяжелейшее положение наших эмигрантов. Сам, часто находясь в скорбных обстоятельствах, батюшка Симеон, по свидетельству прихожан, всегда оставался примером истинного христианина для всех. Церковная община прихода при начале служения о. Симеона состояла «преимущественно из старых аристократов-монархистов». В приход как почетный член вошла и первая Королева Эллинов Великая Княгиня Ольга Константиновна, много помогавшая русскому храму в Риме.

В 1966 году в Рим, на Свято-Никольский приход, из Лос-Анджелеса назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской духовной семинарии. После государственного переворота, случившегося в России в октябре 1917 года он воевал в частях Добровольческой армии. Покинув Россию в 1920 году, молодой Виктор нес послушание псаломщика и регента при посольских храмах в Константинополе и Риме. После принятия в 1929 году священного сана о. Виктор служил на приходах Франции, Бельгии, Голландии, США. В Риме митрофорный протоиерей Виктор Ильенко служил до 1984 года, встретив здесь свой 90-летний юбилей, он был почислен на покой. Современному православному человеку в России отец Виктор более знаком как автор широко издающейся сегодня книги «Жития святых для детей».

В 1984 году из США на приход был назначен новый настоятель, священник Михаил Маклаков, американец по происхождению. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, он не позволял прихожанам посещать католические храмы, где находились святые иконы и мощи почитаемых Православной Церковью святых (а это подавляющее большинство римских базилик). Из-за этого, и других внутренних причин, войдя в сложные отношения с общиной, он был вынужден покинуть Рим.***

15 февраля 2000 года в Париже, в беседе с управляющим Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископом Сергием (Коноваловым) о. Михаил сообщил, что весь приходской совет и 95% членов приходского собрания русского прихода в Риме имеют намерение вернуться в Московский Патриархат, обратив особое внимание на слово «вернуться», а не перейти. Ответ на этот вопрос так и не был получен. 26 октября 2000 года приходское собрание членов энте морале «Русская Православная Церковь в Риме» согласно своего устава практически единогласно проголосовало за возвращение в РПЦ МП.

После возвращения в 2000 году в Московский Патриархию приход принял необходимые изменения в свой устав, которые были официально признаны итальянским государством в 2006 году.

Как приход св. Николая в Риме покинул РПЦЗ - ноябрь 1985 г. ***

Весною 1985 г. настоятелем Римского прихода, находящегося в непосредственном подчинении Синоду РПЦЗ, был назначен молодой священник о. Михаил Маклаков, по происхождению ирландец, перешедший в Православие из католичества, женатый, возведенный в протоиреи после трех лет священства.

Этот неопытный человек, мало понимавший русских людей, но волевой и с причудами (ходил с посохом по Риму), вышел на конфликт с прихожанами, среди которых были уже не молодые люди, носившие заботы о приходе в течение многих десятилетий.

Положение стало столь критическим, что Синодом был направлен в Рим Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский. В результате чего, после «тщательного рассмотрение дела», был принят Указ Архиерейским Синодом от 12/25 июня 1985 г. за № 81/46/150, за подписью Митрополита Филарета и Епископа Григория. В этом указе значилось, что «отказываясь уважать права законно назначенного настоятеля, некоторые прихожане Св. Николаевского прихода в Риме собирались на заседания членов Совета без Настоятеля, как законного Председателя или даже вопреки ему. Они не только собирались на такие заседания в нарушение Приходского Устава, но и решили самочинно созвать экстренное обще-приходское Собрание». В соответствии с канонами было вынесено решение: «руководители этого начинания: Александр Александрович Мясоедов, Ольга Петровна Босси и Ольга Николавна Ферзен за совершенный ими грех отлучаются от Причастия до принесения ими покаяния. К их попытке оторвать Св. Николаевский приход от Русской Православной Церкви Заграницей прибавляется грех Марии Санторелли, присвоившей все церковные ноты для препятствия церковному благолепию и Джона Линдзей Опи, не отдающего деньги на ремонт церковного здания, несмотря на законное требование настоятеля, что тоже является грехом, как всякое присвоение церковного имущества, на которых распространяется та же мера».

Так, вместо уврачевания заболевшего прихода от своего настоятеля, положение ухудшилось до того, что Синод поручил Вл. Антонию Женевскому навести порядок в Римском приходе. Владыкой был назначен о. Петр Кантакузен (будущий Епископ, ныне почивший) для проведения обще-приходского собрания и урегулирования церковной жизни.. Назначение о. Петра имело умиротворяющее действие. Но к тому времени уже многие прихожане были настроены к переходу в другую юрисдикцию. В какой-то момент, в начале сентября 1985 г., о. Петр должен был покинуть временно Рим и попросил о. Вениамина Жукова его заменить. Отсюда и нижеследующая переписка между Секретарем Синода Еп. Григорием и о. Вениамином.

С того времени прошло ок.30 лет... 27-го июля 2009 г., управляющий приходами РПАЦ в США, еп. Андрей (Маклаков) обратился с жалобой к Президенту Российской Федерации, упомянув о своем происхождении: «Вместе с Православным Крещением и именем я принял и русскую фамилию. Во мне нет ни капли русской крови...».

Нет сомнения, что о. Михаил Маклаков и еп. Андрей (Маклаков) одно и то же лицо. Он же Мак Лин.

Письмо Еп. Григория (Граббе)

Дорогой Отец Вениамин,

Посылаю Вам копию письма о. Михаила Маклакова. Пожалуйста сообщите мне, что Вы о нем думаете? Как Вы полагаете, в какой мере мы можем его удовлетворить? Насколько я знаю он действительно истратил много своих денег, но не знаю, насколько это явствует из его отчетности? Хотелось бы мне знать, что Вы об этом думаете в связи с общим положением.

Относительно румын послал Вам телеграмму от Митрополита.

Спасибо Вам за все Ваши труды. Божие благословение да будет с Вами.

Искренне Ваш +Епископ Григорий.

Письмо о. Вениамина Жукова

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Григорию.

Владыко благослови!

Спаси Господь за Ваше письмо от 30 окт /12 ноября с. г. с приложением письма о. Михаила Маклакова.

В первую очередь позвольте доложить о Румынском вопросе и поблагодарить за присланную телеграмму, которая была получена в самых благоприятных сроках, и я смог ее доставить по назначению за два дня до намеченного собрания епархиального совета. Последнее, в составе 45 членов, прошло в полном порядке; протестовавших оказалось 3-4 человека, среди которых о. Василий Болдеану, не согласный главным образом с возведением о. Михаила Констандакэ в протоиереи. Бывший на собрании о. Попеску, видя что все в порядке, подтвердил свою с своим приходом принадлежность епархии. Румыны считают, что Синод их спас еще раз от разрухи. На какой-то срок они вздохнули.

О положении Римского прихода мне гораздо труднее доложить. Во-первых, потому что я не ознакомился подробно с хозяйственным вопросом, не просмотрев тщательно счета, будучи лишь заместителем о. Петра Кантакуэен на очень короткое время. Во-вторых, потому что то, с чем мне пришлось ознакомиться за этот срок, выглядело как мрачная сеть сброшенная на многостороннюю жизнь прихода, с такими явлениями, что встает вопрос насколько некоторые действия подводимы под нормальную ответственность.

На нашей совести лежит разруха нормальной приходской жизни и приведение в состояние отчаяния многих честных прихожан. О. Михаил и Синод потеряли кредит не только в самом приходе, но и в известных кругах Рима. Отчасти этому способствовали один католический священник и его соучастник журналист, которым о Михаил доверился в тяжелую минуту.

Нам нужно постараться восстановить нормальную жизнь прихода и доброе звание Синода. Уже доверие начинает проникать в сердца с прямотой действий о. Петра. Параллельно, следовало бы произвести исследование счетных книг и инвентарь имущества, и перевести приход под ведение Вл. Антония Женевского.

Вероятно исследование в хозяйственном плане заставит привести к церковно-канонической ответственности о. Михаила. В таком случае, акт сдачи о. Михаилом в аренду католическому священнику гаража, подвального помещения и двух комнат (с пользованием кухней и ванной) в квартире настоятеля, состоящей всего из трех комнат, может найти путь к расторжению. В этом вопросе нужно действовать последовательно и принимать соответствующие решения.

В своем письме о. Михаил касается в общем денежного вопроса. Он пытается отчитаться. Но его изложение неубедительно. Из его отчетности нельзя себе представить, хотя бы общую, но точную картину. Он утверждает, что единственные средства прихода были собраны им от пожертвований. Всего 25.000 дол. Значило бы от этой суммы вычислить его жалование за время пребывания, т.е. 6.000 дол., пусть к этому швейная машина, фотомашина Канон и деньги "каш", всего 4.000 дол. А где остальные деньги? Он не указывает. Может быть это где-то вписано, но из его письма не явствует. Есть и недосказанность, как выписка из счетной книги значительной суммы для перевозки в Германию, или суммы на меблирование, как мне об этом доложил о. Петр, не входя в подробности. Есть и неточность, как свидетельствует выписка касательно необходимого для печения просфор.

Своим письмом о. Михаил видимо надеется пресечь всякие следствия по финансовым делам в Римском приходе. Так ли на это посмотрят прихожане? Ведь когда-то приступит к делу ревизионная комиссия. Простите Владыка, что я Вам посоветую не идти на какие либо соглашения с о. Михаилом по этому вопросу пока не произведется соответствующее исследование, пока не прояснится хозяйственное состояние прихода за это время.

Возможно, что нормализация жизни прихода, проводимая о. Петром, и, в частности, возможное расторжение контракта о сдачи в аренду большей части квартиры настоятеля, позволит гуманные решения. Дай Бог! В надежде, что такой случай больше не повторится.

Испрашивая, Владыка, Ваших святых молитв. Пр. Вениамин Жуков.

Только что позвонил о. Петру в Рим и узнал результат собрания: 23 гол. за переход (уход от РПЦЗ), 7 против, 1 возд.

Посылаю однако прежде написанный обзор и повторю надежду, что такого второго случая в нашей Церкви не произойдет. Испрашиваю Ваших святых молитв. С искренней преданностью. Прот. Вениамин Жуков.

С копией Вл. Антонию.

Идея построить православную церковь в центре Рима поначалу казалась абсолютно нереальной.

В наемной квартире

Русский православный приход появился в Вечном городе еще в начале ХIX века – для нужд российской дипломатической миссии. Со временем в Рим приезжают и остаются здесь жить все больше людей из России. К концу века становится ясно, что маленький домовый храм посольства уже не в состоянии вмещать всех желающих.

«Престол Божий поставлен в наемной квартире» – такими словами начинался манифест строительного комитета, обращенный к будущим ктиторам храма, и в 1913 году по всей России объявляется сбор денег на возведение русской церкви в Риме.

Строительный комитет возглавил один из самых богатых людей своего времени – князь Абамелек-Лазарев. Но когда все подготовительные этапы остаются позади и начинается само строительство, князь скоропостижно умирает. Это было осенью 1916 года. Вскоре в России вспыхивает революция, и становится не до строительства храма. Более того, и домовый храм при посольстве теперь уже Советской России прекращает свое существование.

Приход становится частью Русской Православной Церкви Заграницей. Богослужения теперь совершаются у верующих дома – то на одной квартире, то на другой. Наконец, в 1931 году община получает во владение палаццо Чернышев – дом князей Чернышевых, расположенный на улице Виа Палестро в районе Кастро Преторио.

Первый этаж дома перестраивают под храм и освящают во имя Святителя Николая. Правда, о том, что внутри здания находится церковь, говорит лишь надпись на фасаде.

Лучший из двух путей

В 2000 году православная община в Риме, которая с тридцатых годов прошлого века относилась к зарубежной церкви, а затем к Константинопольскому Патриархату, возвращается под крыло Московского Патриархата. К этому времени храм Святителя Николая становится слишком тесным для верующих. В воскресные дни в него невозможно было зайти – настолько он был переполнен. Рим, как и всю Италию, наводнили тогда мигранты из бывших советских республик: России, Украины, Молдавии, Казахстана…

Спустя век перед Русской Православной Церковью встала та же проблема: нужен более просторный храм, который бы позволил вместить всех желающих.

– Было два пути решения этого вопроса, – рассказывает настоятель храма святой великомученицы Екатерины епископ Богородский Антоний (Севрюк). – Первый казался наиболее реалистичным – взять храм в пользование у католической церкви, администрации города или частных владельцев.

Второй путь – строительство собственного храма. Поначалу он казался абсолютно нереальным. Город Рим целиком признан памятником архитектуры, и каждый клочок земли на строжайшем учете. Но затем происходит нечто такое, что люди неверующие назвали бы просто случайностью. Но мы-то знаем, что случайностей у Господа не бывает.

Подарок из архива

Князь Семен Абамелек-Лазарев, который возглавлял Строительный комитет веком ранее, владел в Риме, недалеко от Ватикана, виллой – участком земли и несколькими домами. Позже эта вилла перешла итальянскому правительству, которое в свою очередь передало ее СССР под нужды посольства.

Князь Семен Давыдович Абамелек-Лазаев страстно увлекался археологией. В 1882 году во время поездки в Сирию на раскопках Пальмиры князь нашел мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках. Эта находка сыграла большую роль в изучении арамейского языка, на котором говорил Иисус Христос.

Сегодня вилла Абамелек служит резиденцией российского посла. Здесь живут сотрудники посольства со своими семьями, находится школа. И вот при работе с архивными документами вдруг обнаруживается, что территория виллы гораздо больше, чем принято считать. Она выходит за пределы ограды и охватывает пустырь, на котором сихийно возник огород, – местные жители разбили здесь овощные грядки. Идеальное место, чтобы построить храм.

И закипела юридическая работа. Прежде всего необходимо было получить разрешение местных властей на возведение (пусть и на территории посольства, то есть другого государства) культового сооружения. Власти, к счастью, идут навстречу. Парламент столичной области Лацио принимает необходимые законы.

Кусочек родины

В 2001 году на территории российского посольства происходит закладка первого камня в основание храма святой великомученицы Екатерины. Через пять лет будущий Патриарх Кирилл (тогда митрополит Смоленский и Калининградский) совершает малое освящение. С этого времени богослужения в храме становятся регулярными. А в 2009 году состоялось уже великое освящение храма, которое провел митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

Прихожане очень рады, что их новый храм получился такой нарядный и во всех отношениях русский – привычная глазу шатровая архитектура, традиционный декор в виде кокошников, золотые луковки-купола… Вдали от родины они воспринимают этот храм как кусочек России.

Необычное для Рима строение привлекает и случайных людей. Из любопытства сюда часто заходят и жители Рима, и вездесущие туристы. Владыка Антоний принимает всех одинаково радушно, отвечает на вопросы и показывает главные святыни храма.

Недавно здесь появилась новая икона «Собор римских святых», которая была написана в Московской Духовной Академии. Примечательно, что не все изображенные на ней святые имеют подписи. Иконописцы таким приемом хотят сказать: в первые годы христианства в Риме было столько подвижников веры, что мы даже не знаем их точное число, не говоря об именах.

Однако внутренние работы в храме пока не окончены. Летом еще не был расписан шатер. Эту работу планируется завершить здесь к дню памяти святой Екатерины – 7 декабря.

У самых значимых святынь

Уникальность Рима ощущаешь повсюду. Ты словно оказываешься внутри учебника истории, текста деяний апостолов или жития святых. Это особенный город для любого христианина, и он предъявляет особые требования к межконфессиональному общению.

Владыка Антоний называет отношения, которые сложились у нашего духовенства с представителями Римско-католической Церкви, очень добрыми.

– Нам как православному приходу разрешают совершать богослужения у самых значимых святынь. Скажем, в день памяти Кирилла и Мефодия мы служим в базилике святого Климента, где почивают мощи святого равноапостольного Кирилла. Служим в римских катакомбах, в соборе святого Павла и даже в соборе святого Петра в Ватикане по особым дням совершаем Литургию.

Не разделяя на чужих и своих

Сегодня в Риме действуют две православные церкви – Святителя Николая в жилом доме на Виа Палестро и святой Екатерины на вилле Абамелек. Но по сути храмов три – есть еще нижняя церковь на цокольном этаже храма Екатерины, освященная в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Каждую неделю здесь совершается Литургия на молдавском языке.

Владыка Антоний не разделяет эти приходы, считая, что община Русской Православной Церкви в Риме одна. Просто прихожане могут сегодня прийти в один храм, а через неделю – в другой. К слову, некоторые богослужения совершаются в храме с участием обоих приходов, вместе ездят и в паломнические поездки по Италии.

В трех храмах Рима на Литургию собираются около 500 человек. Это в обычные дни. А в дни поста только в нижний храм на молдавскую службу приходят свыше 300 человек. Много прихожан из Украины и Сербии – единственная сербская церковь в Италии находится на самом севере страны. В русском храме сербская община отмечает свои праздники, а по особым дням совершает богослужения со своим священником и хором.

Остров спасения

Среди римских прихожан почти не осталось потомков белой эмиграции, которых до сих пор можно встретить в православных храмах Франции и Германии. Ядро общины – это люди, приехавшие в Италию из бывших республик СССР в 1990-е годы в надежде найти здесь достойную работу, чтобы поддержать свои семьи, оставшиеся на родине. Но эти надежды сбываются далеко не всегда. Работу найти здесь трудно. Чаще всего предлагают уход за пожилыми или тяжелобольными людьми, а это нелегко как морально, так и физически. И когда эти люди приходят в храм в свой выходной день, они ищут здесь понимания и поддержки. Нередко это единственное место, где они могут поговорить на родном языке, встретить единомышленников.

– Требуется особая пастырская чуткость по отношению к этим людям, чтобы найти нужное слово, ободрить, попросту уделить внимание, которого порой им так не хватает, – говорит владыка Антоний. – Поскольку состав наших прихожан постоянен, мы можем говорить о настоящей сплоченной христианской общине. Мы хорошо знаем, какие трудности в той или иной семье, думаем, как помочь друг другу. Это и есть настоящая пастырская работа, о которой мечтает каждый священник.

В прошлом году в Екатерининском храме крестили почти 200 человек. Четверть из них – люди взрослые. Однажды они пришли в храм узнать, где можно найти работу или получить помощь. Теперь все они – ревностные прихожане.

Высокая планка

Крепкая община храма – заслуга самого настоятеля. Трудно остаться равнодушным, услышав проповеди владыки Антония.

Есть два способа исправить человека. Первый – говорить человеку, какой он плохой (грешный). Второй – напоминать ему, каких высот он может достичь, приложив некоторые усилия. Сам епископ Антоний идет по второму пути, объясняя прихожанам, на какое высокое служение они поставлены, будучи христианами. И как важно этому призванию соответствовать.

Только в прошлом году в Екатерининском храме крестились около двухсот человек

Слова и деяния апостолов, всех святых, говорит на проповедях настоятель, обращены ко всем нам, стоящим сейчас в храме. Слова Христа «Идите и будьте Мне свидетелями» – это о настоящем призвании каждого христианина. Как мы будем свидетельствовать о Христе окружающим нас людям? Прежде всего – своими делами.

…В шумном и хаотичном Риме новый русский храм святой Екатерины становится тем местом, где попрежнему воспринимают Вечный город как город апостолов.

Православный Рим появился после того, как великая империя позаимствовала религиозную модель у греков. Большая часть богов, существовавших у греков, получила новые римские имена и православный Рим обзавелся собственным Олимпом.
Прошло несколько веков, разочаровался в своих божествах, в конце I века н. э. в Италии появилось христианство – новая религия.

Христианство уверенно занимало лидирующее положение и постепенно вытесняло другие верования с территории Рима и всей страны. Но через два века Флавий Клавдий Юлиан, римский император, запретил христианство. В 313 году н.э. Константин Великий своим указом призвал относиться ко всем религиям с уважением.

Православный Рим получил поддержку государства и начал строительство одного из самых старых храмов – Латеранской базилики, увидеть это древнее здание можно в Риме и сегодня. К концу IV в. языческая вера практически исчезла из жизни римлян, христианство вошло в жизнь римлян. В это время возводилось огромное количество храмов, названных римлянами базиликами, большей частью можно любоваться сейчас. Воздвигали здания на месте разрушенных языческих, так появлялся православный Рим.

Православная святыня находится на территории Ватикана. – невероятное и потрясающее воображение строение. Собор величественный, оставляющий незабываемое впечатление на каждого, кто оказывается рядом.

Базилика Святого Павла

Представление о православном Риме будет неполным без базилики Святого Павла. Это великая папская базилика, увидеть которую мечтает каждый верующий. Посещают это православное место в Риме для того, чтобы получить отпущение грехов в обряде, который называется «святая Дверь». Это действо происходит во время Юбилейного года в православном Риме, ранее такое событие происходило раз в 100 лет. Традиции этого мероприятия предполагают, что паломник должен обойти 7 храмов в Юбилейный год, в которых происходят эти события.

В православном Риме в число таких храмов включены базилика Святого Петра, храм Девы Марии Маджоре и Латеранская базилика. Базилика Святого Павла находится на месте предположительного захоронения апостола Павла. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, решил, что базилика имеет слишком простое убранство и решил возвести впечатляющее по архитектуре строение. Завершилось строительство лишь при папе Льве I в V веке.

Православный Рим сохранил базилику практически в первозданном виде, модные изменения эпохи Возрождения и стиля барокко не коснулись этого храма.


15 июля 1823 г. Произошла трагедия, храм сильно пострадал от пожара. Причиной возгорания стал человеческий фактор, рабочие, производившие работы на крыше, не должным образом затушили костер, в результате здание пострадало серьезно. Восстановительный процесс был очень длительным. Реконструкция храма была завершена лишь в девятнадцатом веке.

Особенностью считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. Если вы окажетесь в этом православном храме, то увидите, что несколько мест для портретов остаются пока пустыми. А еще в этом месте православного Рима вам расскажут легенду о том, что в тот момент, когда все места будут заполнены, произойдет Конец Света.

В этом православном храме Рима хранится главное сокровище, почитаемое верующими, – саркофаг с мощами Святого Павла. Единственным, кто может служить литургию в этом месте, является Папа Римский.

Православный Рим: Базилика Святого Климента

В православном Риме есть еще одно намоленное место, оставляющее у паломников неизгладимое впечатление. Таковым является базилика Святого Климента. Находится этот храм к востоку от Колизея. Как правило, все стремящиеся сюда помнят о захоронении в этом месте четвёртого римского епископа Климента, а также Кирилла и Мефодия (часть мощей), подаривших нам кириллицу.

Есть у этого храма в православном Риме и еще одна особенность, при внимательном знакомстве с этим православным местом вы обнаружите, что храм состоит из трех разных зданий, возведенных в разное время. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, именно этот уровень доступен при сегодняшнем осмотре этого православного места в Риме. При обнаружении самого нижнего слоя потрясением стал тот факт, что именно в этом месте жил

Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Тот уровень, который сегодня доступен для осмотра, построен по традициям строительства православных храмов. Украшением базилики стала уникальная мозаика на полу, также фрески на стенах и потолке. Обратите внимание на мозаику «Крест – дерево жизни», изображен на ней Христос, окруженный цветами, птицами и виноградом. Эта мозаика отличается тем, что впервые Христос на ней распят, до этого в храмах его изображали воскресшим. Здесь располагаются гробницы четвертого епископа и русского Кирилла.

Православный Рим получил эту церковь в 2009 году. Возведен он на территории посольства России. Православная церковь названа в честь смелой девушки Екатерины, которая защищала христианство. Пропаганда Екатерины и сила её слова были столь велики, что ей удалось обратить в православие жену императора и часть его войска. Казнена была Екатерина за то, что сумела в философском споре опередить великих мудрецов.

Екатерина жила в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. Церковь, возведенная в честь Екатерины, хранит часть мощей святой. Эта православная церковь была возведена за 4 года, сегодня в ней есть действующая детская приходская школа.

Церковь Святого Николая Угодника

Православный храм в Риме, имеющий непростую историю. Адрес церкви менялся много раз, пока не получил окончательное место в особняке М.А. Чернышевского. 1932 год – год освящения этого православного места в Риме. Этот храм сегодня представляет собой трехэтажное здание, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери, привезенной сюда из Сергиева Посада.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме)

Православный Рим почитает еще один из семи самых известных храмов. Первая церковь появилась на месте, где раньше стоял дворец Елены, матери императора Константина, соответственно сначала назван был в её честь. Интересно, что Елена сама желала возведения базилики. Сначала на этом месте был дворец, позже во время возведения базилики под пол будущего строения было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Этот факт стал основанием для добавления к названию храма приставки «в Иерусалиме».

Лишь в XVII-XVIII веках базилика стала такой, какой мы можем её увидеть сейчас в православном Риме. Это православное место хранит много реликвий, среди которых гвоздь, которым Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста, на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Православные реликвии вы сможете увидеть, если придете в базилику.

В церкви есть мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.

Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано)

Православный Рим невозможно представить без главного собора города. Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Место, на котором стоит храм, принадлежало второй жене Константина, он за три дня до смерти стал православным. Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Этот собор знаменит судом над трупом Папы Формоза. Также в этом православном храме вы сможете оценить мозаику Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

Православный папский алтарь этого собора обращен на восток, а богослужение имеет право здесь совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии “Маджоре” (Санта Мария Маджоре)

Санта Мария Маджоре – один из самых значимых соборов православного Рима. Существует легенда, связанная с возведением базилики. В 352 году папе Либерию и одному из самых богатых жителей Рима приснилась Мадонна, которая указала им место строительства будущего храма. Место выбрано было также по велению Мадонны – лежащий утром снег скрывал будущее основание базилики. Православный Рим в лице каждого Папы Римского постоянно занимался украшением этого храма. В итоге таких изменений сегодня Базилика Девы Марии – одно из самых красивых православных мест Рима.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.

Православная базилика в Риме датируется VI веком. Здание базилики сильно пострадало во время землетрясения 1348 года, а потмо надолго забыто. Папа Мартин V лишь в 1417 году задумался о восстановлении этой церкви Рима. Однако произведенные восстановительные работы были не окончательными, православная церковь еще много раз реставрировалась и видоизменялась.

В этом православном месте вы можете увидеть картину кисти Бачиччо, расположенную в самом центре внутреннего помещения, а также несколько фресок.

Здесь в мраморном саркофаге в капелле под главным алтарем находятся мощи Апостолов Филипа и Якова Младшего . Во внутреннем дворике монастыря в стене есть мраморный саркофаг со скульптурой Микеланжело Буонаротти над ним. Православная церковь была местом захоронения Микеланджело, но сейчас в саркофаге тела нет. Его когда-то увез во Флоренцию племянник мастера.

Православное сооружение, одно из самых известных сокровищ православия. Упоминание о появлении этой церкви в Риме относится к VIII веку.

Кто возвел это православное здание в Риме неизвестно, но здесь хранится Святая Лестница, по преданию, по ней несколько раз поднимался на казнь Иисус Христос.
Реставрация лестницы происходит регулярно. Но такой поток паломников проходит ежедневно по ступеням, что даже деревянная верхняя защита не выдерживает. Православные чтят историю, что Иисус, которого вели по этой лестнице на распятие, уронил капли крови на ступеньки. Сегодня эти отметины застеклены и расположены на 2, 11 и 28 ступенях.