Подсвечник у евреев на 7 свечей. Что символизирует менора и какое место занимает в православной вере. Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре

Подсвечник - источник радости, потому что в нем будут стоять свечи, несущие огонь. Это не коптящие масляные лампы, а живое пламя, олицетворяющее то, что мир не умер. У евреев подсвечники особой формы, поэтому еврейский подсвечник на 7 рожков, прежде всего, символ особого духовного совершенства. Называется он менорой: о нем еще в библии написано, что тоже символично.

Сам Моисей преподал урок изготовления такого чуда:

  1. Сделай золотой светильник чеканным методом.
  2. Он должен напоминать стебель ветвистого дерева.
  3. Верхушка – чашечки.
  4. Украшения – яблоки и цветы.
  5. Шесть ветвей – из боков, по три из каждого, а седьмой – ствол.

Еврейский светильник: табу-атрибуты

Шесть чашечек подсвечника должны напоминать цвет миндального дерева. На стебле – миндальный цветок. Все цветки украшать яблоками и другими бутонами. Яблоко располагается под двумя цветками.

Это табу-атрибуты, но ничего страшного, если еще кое-какие украшения дополнят то, что будет освещать путь иудею.

Менора: история жизни древнего подсвечника

Сначала такие подсвечники использовались при богослужениях: на их ветвях размещались лампады, но вскоре их заменили на восковые свечи. Возможно, что древообразная Менора и ее украшение-растительность символизировали сотворение мира и 7 планет, которые на момент образования еврейского государства уже были знакомы иудейскому народу. Простояла Менора внутри Иерусалимского храма довольно долго, но после победы Римской империи храм был разграблен, а подсвечник похищен.

Правда, рельефная арка, воздвигнутая в честь Тита-императора выдает нам, кто был тем вором, не стыдящимся хвалиться добычей на заседании римского Форума. Средние века Менору не изменили, однако, перевели в разряд символов еврейского народа. Так она стала эмблемой тех, кто принимал иудейскую веру. Существует предание: маккавеи, боровшиеся за свою свободу, зажгли свою менору, так горела ровно 8 дней в иудейском храме.

Ханука – еврейский подсвечник наших дней

У хануки 8 свечей, причем ствол его без свечи, так как заканчивается какой-то фигурой, например женской, но с головой божества или еврейской шестиконечной звездой.

Есть и девятиголовая ханука, на ней находится свеча шаммаш, то есть слуга солнца. Это она зажигается первой, а затем от нее зажигают другие свечи. Такое подобие встречается в православной церкви, вот только свечи располагаются по кругу, а не в ряд, как у иудеев.

Семисвечник - Менора - золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» - на иврите «светильник» ). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три - с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9 ). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме , семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня - точно не известно, однако, согласно мидрашу , еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже ). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

История семисвечника - Меноры

Согласно книге Шмот (Исход) , золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы - Менора - был создан во время строительства Переносного Храма - Мишкана (он же Скиния Завета ). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон , каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило . Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей (Млахим I, 7:29 ), в Первом Храме - Храме царя Шломо - было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу - незадолго до разрушения Первого Храма - Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем - и золотую Менору.

В Мишне (трактат Хагига, 3:8 ) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира» ), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена?

Приведем описание Меноры из книги Шмот (Шмот, 25:31-40 ).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях - указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» - это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям - крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» - «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре - с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог , например, изготавливают светильники с другим количеством лампад - большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами - Ханукию .

Символическое значение Меноры

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине - Земля Израиля - Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная - ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота - стоит как бы отдельно, обособленно, она - цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней - будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир , мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, - испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

Что такое менора , что она означает и чем отличается от девятисвечника Ханукии?

Иудаизм , как одна из первых религий на земле, способна похвастаться не только богатой историей и традициями, но и, пожалуй, самым обширным набором религиозной атрибутики. Одним из самых узнаваемых иудейских аксессуаров является менора или как его еще называют – семисвечник еврейский . С иврита слово «менора» означает не что иное, как канделябр (светильник).

Распространенное же название семисвечник еврейский появилось благодаря внешнему виду данного светильника: он состоит из семи подсвечников, расположенных в один ряд.

Если вы ищете место, где можно купить семисвечник еврейский , произведенный непосредственно израильскими мастерами, тогда интернет магазин «Красная нить» к вашим услугам! У нас вы можете приобрести любые товары иудаики и еврейской атрибутики , произведенные на Святой земле, и поставляемые покупателям прямой посылкой из Израиля.

Подсвечник еврейский (семисвечник минора) служит главным атрибутом иудаизма, и свои корни берет еще от момента мироздания. Как гласит предание, пояснения по обустройству меноры и ее использованию были переданы Моисею на Синайской горе самим Богом. По значимости древних реликвий менора уступает лишь Ковчегу и Скрижалям Завета. Однако эти важнейшие реликвии всегда были скрыты от посторонних глаз, а любоваться менорой может каждый желающий. С этих пор, семисвечник принято считать не только основным символом иудейского народа, но и эмблемой государства Израиль.

Изначально менору изготавливали исключительно из золота. Но с момента разрушения Храма место расположения главной меноры определить не удалось, и подсвечник стали отливать из меди или серебра. Сегодня, подсвечник еврейский (семисвечник минора), изготовленный из серебра, способен поразить любого своим богатством, великолепием и духовной чистотой. К слову сказать, за многие века устройство меноры и ее внешний вид не поменялись ни на йоту. Современные семисвечники ничем не отличаются от древних экземпляров и могут разниться, разве что, размером и материалом изготовления. Сейчас принято использовать серебро.

Сила меноры и ее значение для еврейского народа определяется, во многом, цифрой семь, которая лежит в ее основе. Еврейская философия утверждает, что именно семерка несет гармонию, ведь как раз из семи дней состоял цикл мироздания, последним из которых была священная Суббота. Кроме того, менора напоминает своим внешним видом Древо Жизни , которое возрастало в Раю. В каббалистическом учении менора является символом продления жизни и сильным оберегом.

Наряду с храмовой менорой широкое распространение получила ханукальная менора или ханукия. Ханукия состоит не из семи, а из девяти подсвечников, один из которых необходим для зажигания восьми оставшихся, которые олицетворяют восьмидневное чудо, которое произошло при строении второго Иерусалимского Храма.

Устройство ханукии не имеет строгой регламентации, однако необходимо следить чтобы восемь светильников располагались на одном уровне деаятисвечника а девятая свеча слуга "Шамаш" была чуть выше ряда.
Материалы для ханукии могут быть самыми разными например дерево, медь или серебро. Очень часто ханукии украшаются драгоценными камнями и минералами, что повышает их эстетическую привлекательность.

Если вам необходимо купить еврейский семисвечник менору , выполненный по всем канонам иудаизмаопытными мастерами из высокопробных материалов как серебро тогда сделайте заказ в интернет магазине «Красная нить» .

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Семисвечник (евр. менора ) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (Откр. 21: 23).