Презентация к уроку "Церковный раскол XVII века". Раскол в Русской Православной Церкви Учитель истории МОУ СОШ1 Ефремова Т.Н. Среди верующих сохранились языческие традиции

Три столетия гонений понадобились для того, чтобы признать старые обряды спасительными и благочестивыми.

Святая и неожиданно проклятая Русь

Более трёхсот лет назад Россия исповедовала одну христианскую, православную веру и составляла единую православную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви ни расколов, ни раздоров. Более шести веков, начиная с крещения Руси в 988 году, Русская Церковь наслаждалась внутренним миром и покоем. Она сияла многочисленным сонмом православных святителей, чудотворцев, угодников Божьих, славилась великолепием храмов и множеством святых монастырей. Своей верой, набожностью и благочестием русский народ удивлял приезжавших в Россию иностранцев. Его молитвенные подвиги приводили их в восторг и удивление. Россия была действительно Святой Русью и по праву носила этот священный титул: святость была идеалом русского благочестивого народа.

Но именно в это время, когда Русская Церковь достигла наибольшего величия, в ней совершился раскол, разделивший всех русских людей на две половины - на две Церкви. Это печальное событие произошло во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича Романова и патриаршество Никона. Сторонники реформ и их последователи стали вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и чины, устанавливать новые отношения к Церкви, а также к самой России, к русскому народу; укоренять иные понятия о благочестии, о таинствах церковных, об иерархии; навязывать русскому народу совершенно иное мировоззрение, иное мироощущение.

Всё это послужило причиной церковного раскола. Противников Никона и его новшеств стали звать оскорбительной кличкой - "раскольники", на них свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали раскола: они остались при прежней, старой вере, при древних церковных преданиях и обрядах, ни в чём не изменили своей родной Русской Церкви. Поэтому они справедливо называют себя староверами, или древлеправославными христианами. После им было присвоено и общепринято мирское (не церковное) наименование - старообрядцы, которое говорит лишь о некоторой внешности староверия и ничуть не определяет его внутренней сущности.

Как стали ходить против солнышка, или "против Христа"

Изменения чинов и обрядов Церкви Никон начал с упразднения двоеперстия и замены его на троеперстие, бытовавшее приблизительно с XV века в Греции. Тогда как ещё московский Стоглавый Собор (1551 год) определил: "Аще кто не знаменуется двема персты... да будет проклят". Со временем плотно вошло в практику обливательное крещение, несмотря на то, что 50-е Апостольское правило повелевает крестить только через полное погружение. Вместо сугубого (двойного) употребления слова "аллилуйя" было введено трегубое (тройное) его употребление. Крестный ход, который раньше совершался посолонь ("по солнышку", как бы за Христом, Который олицетворял Собою солнце), теперь стал совершаться наоборот (против солнца). Если раньше божественную Литургию служили на семи просфорах, то позже стали служить на пяти. Но самым страшным явлением реформы было наложение проклятий и анафем на старые чины и обряды и на придерживающихся их людей (соборы 1665-1666 гг.) Никак не ожидал православный люд, что все русские святые: Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний и Феодосий Печерские, Александр Невский и другие Божьи угодники, жившие до XVII века, тоже косвенно подпадут под эти клятвы. Ведь и крестились они двуперстно, и молились по-старому.

При помощи греческих духовных лиц весьма сомнительной компетенции в знании славянского языка была проведена так называемая книжная справа. Этой справе подверглись все богослужебные книги (староверы впоследствии назовут эту справу порчей). Даже имя Спасителя нашего стало писаться и произноситься по-новому. Вместо славянского написания Исус с одной буквой "и", была введена греческая форма этого имени с двумя - Иисус. Из Символа Веры, в месте, где говорится о Святом Духе, исключили слово "истинного" (старый вариант: "И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...")

Век семнадцатый - цепь и петля

Уже после своего ухода с патриаршего престола, находясь в монастырском заточении, Никон сам признает нецелесообразность книжной справы. Но им же запущенный безжалостный маховик раскола был уже необратим. Официальные церковная и гражданская власти не оставляли народу права выбора. Все, не приемлющие церковную реформу, объявлялись фактически вне закона. Неподчинение царской и патриаршей власти каралось ссылками, пытками и казнями. История донесла до нас имена многих страдальцев за старую веру. Но наиболее знаменитые из них - это боярыня Феодосия Морозова (преподобномученица Феодора) и священномученик протопоп Аввакум. Со временем сопротивление реформам приобрело массовый характер. Монахи Соловецкого монастыря упорно не хотели принимать новые чины и обряды и молиться по новым книгам. Они открыто выразили свой протест. На усмирение мятежа были посланы войска. Монастырь сдерживал осаду в течение восьми (!) лет, и лишь по предательству одного из монахов стрельцы, ворвавшись в стены обители, учинили над непокорной братией кровавую расправу.

Как точно скажет современный старообрядческий поэт Виталий Гриханов:

"Век семнадцатый - ловчие сети,
Век семнадцатый - цепь и петля"

Этот период можно охарактеризовать как бегство Церкви в пустыни и леса. Уходя в отдалённые места и устраивая там свои поселения, староверы пытались сохранить не только собственную жизнь, но и чистоту веры. Постепенно эти поселения преобразовывались в старообрядческие центры: среди них Стародубье (Белоруссия), Ветка (Польша), Выг, Иргиз, Керженец (кстати, отсюда ещё одно наименование староверов - кержаки). Многие восприняли эти времена как апокалипсические. Бытовало утверждение, что церковное благочестие окончательно пало, в мире воцарился антихрист, а истинного священства не осталось. Отсюда начало развиваться течение, именуемое беспоповством.

У беспоповцев не было священников и основные богослужебные чины (крещение, погребение, соборная молитва, исповедь) совершались простецами - мирянами. Другая часть старообрядцев, не признавая и не оправдывая эту крайность, согласно существующим каноническим правилам, принимала к себе тайно сочувствующее священство от патриаршей новообрядческой Церкви, тем самым сохраняя все церковные таинства, кроме хиротонии. Хиротонию, т. е. рукоположение в священный сан, мог совершать только епископ, но древлеправославных епископов к тому времени не осталось. Одни приняли патриаршие новины, другие сгинули в ссылках и тюрьмах.

Восстановление иерархии

Будучи окормляемы беглыми попами, староверы всё же желали обрести себе епископа и тем самым восстановить полноценную трёхчинную иерархию. Не доверяя российским архиереям патриаршей Церкви, старообрядцы стали искать кандидата на святительское служение на Востоке. Для этой миссии были избраны грамотные, начитанные иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Зверев). После многолетних поездок и депутаций, выбор пал на Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Павел и Алимпий очень скрупулёзно изучали вопрос о крещении митрополита Амвросия, его служении и не находился ли он в запрещении. В то время, в сороковых годах XIX века, он находился в Константинополе, был за штатом и служил при Константинопольском патриархе. После многих бесед с русскими старообрядцами Амвросий, не найдя никаких еретических погрешностей в старом русском вероисповедании, не нарушая канонических правил Церкви, решается стать древлеправославным архиереем.

Поскольку в России старообрядцам запрещалось иметь собственного архиерея, то кафедру решено было утвердить на территории Австро-Венгрии в селе Белая Криница (ныне - Украина). Таким образом, в октябре 1846 года в Успенском соборе Белокриницкого монастыря совершился чин присоединения митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви. Отсюда пошло название иерархии - Белокриницкая. Присоединился он в сущем сане митрополита вторым чином через миропомазание (в Белокриницком монастыре до сих пор сохранилось немного мира ещё дониконовского освящения).

От "золотого века" до современности

Знаменитый Высочайший УказВ России на протяжении долгого времени по отношению к старообрядцам действовали значительные ограничения и запреты. Им не дозволялось открыто исповедовать свою веру, иметь собственные учебные заведения, они не могли занимать руководящих должностей в тогдашней имперской России. Католики, протестанты, мусульмане и иудеи находились в несравнимо лучших условиях. Они обладали всеми правами граждан России, а староверы, исконно русские люди, хранители древнего благочестия, - были на своей земле изгоями. Но вот в канун Пасхи 1905 года выходит Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости", в котором, помимо прочего, император Николай II подчеркнул, что старообрядцы "искони известны своею непоколебимою преданностью престолу".

С этого времени начинается так называемый "золотой" период старообрядчества. Активизируется приходская и общественная деятельность, учреждаются новые архиерейские кафедры, открываются учебные заведения. Только за двенадцать лет (до 1917 года) в России строится более тысячи старообрядческих храмов. Всё это происходит благодаря колоссальному потенциалу, нерастраченному за годы вековых гонений, благодаря природному трудолюбию, смекалке и приобретённому опыту выживания в тяжелейших условиях.

Несмотря на благосклонность царской власти, синодальная Церковь не стремилась признать старообрядцев. Лишь в 1929 году Синод постановил упразднить все клятвы на старые обряды "яко не бывшие", а сами обряды были признаны спасительными и благочестивыми. В 1971 году на поместном соборе РПЦ это постановление было подтверждено.

Слайд 2

2) Что такое Земские соборы? Почему Ивану Грозному требовалось созывать Земские соборы, а Алексею Михайловичу Тишайшему они стали не нужны? 3) Когда было принято Соборное Уложений Алексея Михайловича? Какое значение для развития Российского государства имели его положения.

Слайд 3

Церковный раскол

  • Слайд 4

    Церковь после Смуты

    с. 56. прочтите текст (пункты 1 и 2) и ответьте на вопросы: 1) Какое влияние на положение русской церкви оказало Смутное время? 2) Как изменилось положение церкви в период патриаршества Филарета?

    Слайд 5

    Раскол -

    отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.)

    Слайд 6

    Причины реформы

    Неточности в церковных книгах. Стремление исправить неправильные обряды. Возмущение нравами, царящими в русской церкви.

    Слайд 7

    Никон

    В сер. 17 в. входил в кружок «ревнителей благочестия» (Никон, Аввакум и др.) 1652 г – избран патриархом.

    Слайд 8

    Никон представляет новые книги

  • Слайд 9

    1653 – 1656 – реформы Никона

    Исправление церковных книг по греческому образцу; Вместо Исус стали писать Иисус; Троеперстие вместо двоеперстия; Слово «Аллилуйя» стали произносить не 2 раза, а три; Во время крестного хода идти не по солнцу, а против него; Поясные поклоны вместо земных.

    Слайд 10

    Всех противников реформ Никона стали называть «старообрядцами» или «раскольниками».

    Слайд 11

    Лидер старообряд-цев – протопоп Аввакум. 1656 гг. старообрядцы были отлучены от церкви.

    Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

    Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.


    ЦЕЛИ УРОКА:

    Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.

    Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.

    Познакомить с церковными нововведениями.

    Объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

    Дать характеристику деятельности патриарха Никону и протопопа Аввакуму.

    ПЛАН

    Патриарх Филарет.

    Реформа патриарха Никона.

    Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666-1667 годов

    Протопоп Аввакум


    Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества 17 века. В период Смуты, захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви, но это не сломило их дух, и церковные деятели принимали активное участие в создании народных ополчений и освобождении государства от интервентов. Одним из могущественных патриархов был Филарет.


    Патриарх Филарет (1619-1633гг)

    Филарет являлся отцом первого царя из династии Романовых. При царе Федре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году попал в Польше в плен. В 1619 году вернулся в Россию.

    М.Романов

    Филарет


    Патриарх Филарет (1619-1633гг)

    Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Главное, чего удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.


    Реформа патриарха Никона

    Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках - патриархах Иосифе I и Иосифе . Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

    Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.

    Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)


    Реформа патриарха Никона

    Никон родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина. В 31 год постригся в монахи в Азерском скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем

    Кожеозерского монастыря в

    Карагапольском уезде.

    В 1646 г. В Москве сблизился

    с царем Алексеем Михайловичем.


    Реформа патриарха Никона

    В 1652 году нужно было выбирать нового Патриарха. Никон решительно отказывается от высшего церковного поста.«Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и,

    «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения»»

    Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа


    Реформа патриарха Никона

    В XVII в. было отмечено огромное количество расхождений, ошибок, недочетов в церковных книгах. Например, в одной и той же книге, одна и та же

    молитва писалась по-

    Много проблем было с

    переводами

    богослужебных

    текстов:одни переводчики

    плохо знали греческий

    язык, другие плохо знали

    Существовали различия и

    в обрядах.

    А. Кишенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги


    Реформа патриарха Никона

    Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. Реформу проводил патриарх Никон, придерживавшийся второй точки зрения.

    Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году


    Реформа патриарха Никона

    Осуществление церковной реформы началось в 1653-1655 годах. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.


    Реформа патриарха Никона

    Движение крестного хода установили против часовой стрелки, введено троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, введены новые правила иконописания, вместо Исус стали писать Иисус.


    Реформа патриарха Никона

    Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.В среде верующих возник раскол.

    Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

    Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

    « Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века


    Никон выступил с идеей первенства церковной власти над царской.Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Он писал, что

    поскольку цари

    получают помазание от

    архиереев, получая таким

    образом от церкви и власть,

    то они по своему

    достоинству и по своей

    духовной силе являются

    ниже и слабее епископов.


    Усиление разногласий между церковной и светской властью

    Никон целиком стал на точку зрения католической церкви. Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. В итоге патриарх был низложен.Попытка Никона установить в стране две власти - духовную (священство) и светскую (царство) - закончилась поражением.

    Храм Св. Николая в ХамовникахХVII в.

    Церковь Св. Георгия в Еднове. XVII в.


    В 1666 году был созван церковный Собор. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

    С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном


    Церковный Собор 1666-1667 годов

    Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее

    противников

    (старообрядцев).

    Участники Собора

    постановили передать

    старообрядцев в руки

    светских властей.

    Собор 1666-1667

    годов углубил раскол

    в Русской

    православной


    Протопоп Аввакум

    Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 - 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем.


    Протопоп Аввакум

    Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

    Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.


    Протопоп Аввакум

    Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и тщетно убеждал его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу.

    К. А. Вещилов. Протопоп Аввакум.


    Протопоп Аввакум

    В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 -1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены

    Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века.

    Евгений Шишков. «Житие протопопа Аввакума».


    Протопоп Аввакум

    П. Е. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.


    Протопоп Аввакум

    Для старообрядчества были

    характерны:

    фанатическая преданность

    старине; неприятие нового,

    иноземного; негативное

    отношение к любым светским

    знаниям; отказ от общения с

    последователями Никона.

    Староверы были уверены

    в близком конце света,

    проповедники учили, что

    спастись можно только

    «самосожжением»,

    «вторым огненным крещением».

    Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона .


    Протопоп Аввакум

    Раскольники отказывались

    Подчиняться государству, которое поддерживало патриарха Никона

    Платить государственные налоги, выполнять государственные повинности

    Выполнять повинности в пользу официальной церкви


    Протопоп Аввакум

    Государство активно боролось с раскольниками. Для разгрома скитов раскольников использовалась армия. Старообрядцы бежали за границу, на окраины России в глухие места. Характерны массовые самоубийства раскольников. Они предпочитали умереть, чем подчиниться слугам антихриста.

    С. Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году


    Вывод:

    Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе России. Но в условиях усиления самодержавной власти это привело к конфликту между церковной и светской властями.

    Следовательно, поражение церкви в этом конфликте подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

    Старообрядческая Церковь

    Нательные старообрядческие Кресты

    краткое содержание презентаций

    Церковный раскол 17 века

    Слайдов: 5 Слов: 139 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Церковный раскол 17 века. И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку: боярыня Морозова. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. - Церковный раскол 17 века.pptx

    Церковный раскол в России

    Слайдов: 51 Слов: 1826 Звуков: 0 Эффектов: 12

    Церковный раскол в 17 веке. Церковь после смуты. Патриарх Филарет. В 1619 г.Филарет возвратился в Москву. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. Никон родился в семье бедного крестьянина-мордвина. Никита Минов. Никон поссорился со своим наставником. Герб. Одна из подписей патриарха Никона. Дар царя Алексея Михайловича. Реформа, приведшая к расколу. Алексей Михайлович Тишайший. Честолюбивые замыслы патриарха. Царь получил раскол. Церковный раскол. Образцы перстосложения. Церковный собор. Епископ Павел. Братия прославленной Соловецкой лавры. Противостояние. Соловецкое сидение. - Церковный раскол в России.ppt

    Раскол православной церкви

    Слайдов: 17 Слов: 480 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Власть и церковь. В.Суриков. План урока. Церковь после Смуты. Памятник Патриарху Никону в Саранске. Реформа патриарха Никона. Реформу проводили с 1653-1655гг.. До реформы. Разногласия между светской и церковной властью. Церковный собор 1666-1667гг.. Итоги церковной реформы Никона. Раскол. Протопоп Аввакум. Памятник Аввакуму. Сожжение протопопа Аввакума. Для человека главное жить по совести. Синквейн. - Раскол православной церкви.ppt

    Реформы Русской православной церкви

    Слайдов: 18 Слов: 446 Звуков: 0 Эффектов: 1

    В. Суриков «Боярыня Морозова». Русская православная церковь. Народное ополчение. Земский собор. Филарет. Разработать программу церковной реформы. Вопрос о церковной реформе. Митрополит Новгородский Никон. Церковная реформа Никона. Церковный собор. Раскол Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Составить синквейн. Какие изображения относятся к старообрядчеству. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу. Лекарства. Домашнее задание. - Реформы Русской православной церкви.ppt

    Патриарх Никон

    Слайдов: 10 Слов: 515 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Патриарх Никон. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок 17 века. Строительство. Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1655 был заложен каменный Успенский собор. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. Иверский монастырь на валдае Успенский собор. Реформаторская деятельность. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Основные черты Никоновой реформы. Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. - Патриарх Никон.ppt

    Церкви 17 века

    Слайдов: 11 Слов: 765 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Церкви XVII века. Государство и церковь в XVII в. Раскол. Церкви 17 века. Церковь не представляла собой единую силу. Никон. Борьба продолжалась восемь лет. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. 17 век. Часовня Успения Богородицы. Никольская церковь из села Мякишево в музее деревянного зодчества. Успенская церковь 16-17 век. -