Значение имени. Сешат (женское имя) Значение имени Сешат

Сешат - богиня письменности и измерений , дочь или сестра бога мудрости Тота. Сешат записывает годы жизни и правления фараонов, ведет счет податям и военным трофеям, покровительствует строительным работам.

Сешат (Сешет, анг. Seshat, Sechet, Sefkhet-Abwy) - богиня письма, математики и измерения, покровительница писцов, архитекторов и строителей, патронесса храмовых библиотек, женская форма бога Тота, иногда его жена (сестра) или дочь.

Сешат - традиционная богиня, которая появляется вместе с Атумом и Тотом в священном пантеоне города Гелиополя - одного из важнейших религиозных центров Древнего Египта.

Ее имя можно перевести как «писец женского пола» или «женщина-писец», поскольку «сеш» - это писец, а окончание на -ат, -ет, означает женский род.

Она носит эпитет «Госпожа письма» и очень похожа по функциям на бога Тота. Для древних египтян иероглифы были священными символами, а процесс их написания - священным и магическим действием. Как Сешат, так и Тот неразрывно связаны с письменностью, иероглифами и их написанием.

Она носит эпитет «Госпожа письма» и очень похожа по функциям на бога Тота. Для древних египтян иероглифы были священными символами, а процесс их написания - священным и магическим действием. Как Сешат, так и Тот неразрывно связаны с письменностью, иероглифами и их написанием. Она и Тот фиксировали продолжительность правления фараона, надписывая его имя на листьях священного дерева «шед» (ished или persea) в Гелиополе.

В одних документах Сешат предстает только как женская форма бога-ибиса (Тота), в других - выступает его супругой, сестрой или дочерью.
В качестве богини письма Сешат была покровительницей писцов и их труда, который носил характер магического и священного действия для египтян. Записи писцов хранились в храмовых библиотеках. Они тоже находились под патронажем богини письма. Эту функцию она выполняла, включая греко- римский период. В частности в период Птолемеев богиня считалась патронессой знаменитой библиотеки в Александрии.

«Я - та, кто ведает всем написанным», - именно так переводится имя Сешат. Эту незаметную, но мудрую богиню древние египтяне быстро связали с ее «коллегой» Тотом. На изображениях - впрочем, довольно немногочисленных - ее легко узнать по необычной одежде.

Хотя Сешат почти не принимала участия в событиях, описанных в мифах, но в религии Древнего Египта она занимала важное место. Особенно почитал эту богиню фараон, ведь она предсказывала его участь и записывала его деяния, то есть была в некотором роде архивариусом царя.

Ее изображения

На уцелевших изображениях Сешат неизменно предстает в образе женщины, облаченной в длинное облегающее платье, поверх которого наброшена леопардовая шкура. Это единственная богиня, одетая подобным образом. Быть может, шкура - магический отличительный признак? Некоторые великие жрицы носили такой же наряд... Пока связь между этими фактами не установлена. Другая еще более характерная деталь, значение которой в точности неизвестно, - необычный цветок с семью лепестками (или розетка) на голове у богини. И над ним - пара перевернутых рогов.

Этот символ (возможно, какое-то древнее украшение) иногда использовался в качестве иероглифа имени Сешат. Будучи, подобно своему «коллеге» Тоту, покровительницей писарей, Сешат держит в руках калам и палитру. Изображения этой богини довольно немногочисленны. Среди них стоит отметить великолепный барельеф эпохи Рамессидов (около 1250 г. до н. э.), который украшает одну из стен храма Абу-Симбела.

Мифы о Сешат

Как и богиня Маат, с которой ее иногда отождествляют, Сешат не участвовала ни в одном из основных мифологических циклов. Она - персонифицированное воплощение абстрактных понятий: письма, счета и памяти. Могуществом богиня Сешат ничем не уступает своему влиятельному собрату - богу Тоту.

Упоминания о Сешат встречаются всего в нескольких сюжетах древнеегипетских мифов. Однако даже эти немногочисленные примеры ценны для нас тем, что свидетельствуют о глубочайшем уважении, которое к ней питали другие боги и богини пантеона. Ведь Сешат была очень просвещенной богиней!

Имена Сешат

«Я - та, кто ведает всем написанным», - с достоинством напоминает богиня. Более того, она - «первейшая из пишущих». Письмо, счет, рисунок - вот ее дело. Египтяне верили, что Сешат «заведует книгами богов и государственными архивами». Под этим подразумевалось, что мудрая богиня записывает все, что только известно людям об истории богов и деяниях фараона, и ведет учет всему, начиная с генеалогии правителей и заканчивая счетными книгами царской сокровищницы, - всему, что имеет отношение к устройству и благоденствию страны.

Сешат ведает и другими источниками информации, а не только записями, совсем как современные библиотекари. «Я - владычица чертежей, - пишет она, - и даже - владычица строительства». Она - воплощенное хранилище опыта в сфере архитектуры, искусства, которым богиня активно покровительствует. Разумеется, подобная задача требует обширных знаний математики (арифметики и геометрии) и астрономии (для ориентирования зданий относительно сторон света). Получается, что Сешат незачем соперничать с Тотом, тоже в высшей степени одаренным в этих областях.

Так говорил Гораполлон!

Гораполлон - загадочный автор трактата о иероглифах, датирующегося концом римской эпохи - полагал, что розетка на голове богини Сешат должна связываться с понятием судьбы. Во-первых, потому что имя «Сешат» образовано, несомненно, от глагола «сешаи», который переводится как «определять участь». А во-вторых, имя Сешат может записываться при помощи изображения ее головного убора. Исходя из этих утверждений, Гораполлон заключал, что необычное украшение Сешат говорит о том, что богиня - «та, кто определяет участь». Но современные специалисты считают эту гипотезу недоказанной.

Ненастоящие родители

Поскольку Сешат произошла скорее от абстрактного понятия, нежели от какого-либо божества, у нее не было никакой семьи, по крайней мере, в самое первое время. Но мы помним, что в Древнем Египте было принято приписывать богам родственников и паредр... И случай Сешат в этом смысле особенно показателен. Раньше всего родственные узы связали Сешат с богиней-гепардом Мафдет: это произошло еще во времена написания знаменитых «Текстов пирамид», в эпоху Древнего царства. И, хотя природа родства между ними нигде не объясняется достаточно четко, из источников становится понятно, что Сешат и Мафдет считались сестрами, причем не обычными, а близнецами! Вот почему день рождения этих богинь по обычаю отмечался одновременно.

В эпоху Нового царства египтяне сблизили Сешат с Тотом; основанием для этого сближения стало, как можно догадаться, сходство их функций. Богиня была одновременно и его сестрой, и дочерью! Впрочем, это обстоятельство никого не смущало: в древнеегипетском пантеоне кровосмесительные связи и даже инцесты были в порядке вещей. Интересно, что только при династии Птолемеев (с 300 г. до н. э.) у Сешат появилась пара: бог Сешау, одно из воплощений Осириса, о котором нам почти ничего не известно.

Еще позднее, в римскую эпоху, Сешат была отождествлена с неко-торыми из величайших египетских богинь: Хатор, Исидой и Нефтидой, а также с Раттауи, богиней, которой особенно ревностно поклонялись в Фивах.

Волшебница Сешат

Магия занимала весьма существенное место в повседневной жизни древних египтян: целительные или оберегающие заклинания для заботы о здоровье, заклинания, связанные с подношениями умершим или богам... Короче говоря, магия присутствовала во всем. Так что быть богиней магии считалось очень почетно. Кроме того, в магии нуждаются даже сами боги! Они прибегают к ней во время споров или сражений между собой. Египтяне верили, что волшебница Сешат вместе с Тотом и Хикой (еще одним богом магии) путешествует на ладье Ра, побеждая своей силой чудовищного змея Апопа, каждую ночь неустанно нападающего на солнечного бога.

Магия в Египте

Магия - неотъемлемая часть древнеегипетской цивилизации. Но ни в коем случае не развлечение! Напротив, она была очень функциональна. Если говорить, к примеру, о здоровье, то здесь люди полностью полагались на магию - против каждой болезни в Древнем Египте существовало свое заклинание. Другой формой защитной магии был оберег. Он чаще всего принимал вид амулета, который постоянно носили на шее. К тому же, магия имела отношение не только к живым, но и к умершим. Как же умерший будет вкушать все яства, которые его близкие оставили в гробнице во время похорон, если не при помощи магии! А что бы делали с оставленными подношениями храмовые статуи? Они могли питаться только благодаря могущественной магии. Так что у Сешат было немало забот!

Культ Сешат

Несмотря на то что в честь Сешат редко создавались целые храмы, она всегда была желанной гостьей в больших святилищах, в строительстве которых богиня принимала самое активное участие. А когда Сешат не участвовала в строительстве, она неутомимо записывала историю всей страны.

Столь важная сфера деятельности особенно тесно связывала Сешат с жизнью фараона. Именно в окружении правителя богиня была наиболее востребована, хотя ее никогда по-настоящему не чествовали. И действительно, в соответствии с древнеегипетскими верованиями, имеющими отношение к личности фараона, Сешат участвовала (по крайней мере, как считали египтяне) во многих придворных церемониях, связанных с закладкой зданий, с юбилейными церемониями...

Малое число храмов и праздников в честь Сешат

Незаметность Сешат обусловлена немногочисленностью посвященных ей мест культа. Видимо, ее духовен-ство было родом из Дельты, а точнее, из города Саис. Кроме того, богине поклонялись в Мемфисе, и, разумеется, в Гермополе, главном городе бога Тота, потому что Сешат часто почитали вместе с ним. Ведь мы помним, что она играла роль «приглашенного» божества, то есть делила святилища с их хозяевами, как это было принято в Древнем Египте.

Так, Амон принимал ее в своем храме в Фивах. Именно этот город стал основным местом ее культа. Но в целом следует отметить, что Сешат чествовалась лишь в исключительных случаях.

Сешат, первая архивистка в истории

«Я заведую домом божественных книг (и) архивами», - так говорит о себе богиня. В силу своих обширных знаний Сешат была покровительницей многочисленных профессий Древнего Египта. Так, будучи богиней письма и математики, она покровительствовала писарям (и их ученикам) и архитекторам. Под ее защитой оказывались также библиотекари и архивисты (особенно придворные). Египтяне верили, что Сешат записывает историю их страны. Именно в этой роли богиня изображена на одном из барельефов большого храма Абу-Симбела: с каламом и чернильницей в руках она вносит дополнения в документы правительственных архивов.

Память о выдающихся деяниях царя

Именно Сешат обеспечивала долгую память о фараоне и его посмертную славу, о чем свидетельствует декор погребального храма пирамиды Пепи II в Саккаре. Среди величественных барельефов, украшающих его стены, есть одна достаточно типичная для подобного места сцена: победа фараона над врагами. На этом изображении Пепи II истребляет своих противников. Другие же на коленях умоляют о помиловании. Рядом громоздятся военные трофеи. В самом центре этой грандиозной фрески восседает богиня Сешат, записывающая на табличку события, при которых она присутствует. Она исчисляет годы жизни, а также годы правления государей Египта, составляя, столетие за столетием, так называемые «списки царей», важнейшие исторические источники, сегодня помогающие исследователям установить хронологию правлений.

Изобретатели уровня

После того как расположение храма было определено, следовало заложить его фундамент. Именно от него зависела надежность здания. Сложнее всего на этом этапе было получить идеально ровные горизонтальные линии. Для этого древние египтяне изобрели систему наполненных водой и сообщающихся между собой желобков, которые прокладывались по всей территории будущего храма. И все расчеты уровня велись от уровня воды, который в любой точке строительной площадки был одинаков.

Сешат, богиня-архитектор

Культ богини Сешат проявляется также в строительстве храмов по заказу фараона, в котором она, согласно египетским верованиям, обязательно принимала участие. Ее знания в области геометрии в такой ситуации очень кстати. Принятие решения о сооружении храма - прерогатива правителя. Но ритуальные предписания, связанные с закладкой здания, недвусмысленно указывают, что в этом деле фараону должна была помогать Сешат. Она одна могла разрешить ему приступить к расчету ориентации храма. Эти работы выполнялись ночью, потому что расположение четырех углов храма следовало определять по положению звезд: ориентиром служило созвездие Большой Медведицы - или, согласно мифам, бедра Сета, бога, которого никогда не стоило терять из виду. Для расчетов правитель использовал специальную подзорную трубу, которой, как считалось, его научила пользоваться Сешат.

Следующим этапом была разметка площадки. Сешат, принимавшая обличье женщины, помогала царю протянуть веревку между двумя колышками, чтобы отметить на земле будущий фундамент храма.

Сешат следила за точностью разметки. Так богиня в этом акте творения - разметке основания храма - помогала фараону добиться успеха и тем самым сравняться с богами.

Записывающая дань

В сценах времен Древнего и Среднего царств она изображается, делая записи о военной добыче, количестве военнопленных и налогах, которые платили фараону подчиненные им страны.

В частности Сешат делает запись стад рогатого скота, овец, коз и ослов, захваченных как добыча фараоном V династии Сахурой в Ливии. Эта сцена в Абусире становится прототипом для других подобных изображений. Аналогичная сцена содержится в храме фараона XII династии Сенусрета I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.) в эль- Лиште, где Сешат делает запись о пленниках и иностранной дани.

Также Сешат записывает любые события, которые были достойны быть зарегистрированными и увековеченными.

Богиня архитекторов и строителей

Начиная с Древнего царства (первые свидетельства относятся ко времени правления фараона II династии Хесехемву), она участвовала в ритуале «протягивания шнура» вместе с фараоном. Главным содержанием этого магического ритуала была символическая разметка фундамента, которая предшествовала возведению пирамид или храмов.

Сешат, по взглядам древних египтян, осуществляла божественный контроль над процедурами разметки и выравнивания будущего сооружения в соответствии со звездами и планетами и относительно сторон света: севера, востока, юга и запада.

Такая тесная связь с строительством привело к тому, что Сешат стала считаться богиней- покровительницей архитекторов и строителей.
В божественном мире Сешат отвечала за строительство домов богов. Ей помогал в этом и ряд других божеств. Определенные функции, связанные со строительством, Сешат осуществляла и в загробном мире, где она «строила» дома для особо благочестивых и важных покойников.

Богиня письменности Сешат: особенности иконографии

Сешат обычно изображается в антропоморфной форме как женщина со знаком на голове, состоящим из символа, похожего на звезду из семи лучей на прутике-основании, и двух изогнутых линий выше «звезды».

Ни семиконечная звезда, ни изогнутые линии выше пока не имеют однозначного толкования у египтологов. В отношении второго элемента встречается мнение, что это «перевернутые рожки», но смысл этого тоже не прояснен. Тем более, что иногда на изображениях две линии смыкаются, образуя своеобразную зазубренную дугу, которую иногда интерпретируют как «поклон».

Просмотрев множество изображений богини Сешат. Одно из них, возможно, дает некий ключ к толкованию изогнутых линий. Это изображение богини на маске мумии из Метрополитен-музея, Нью-Йорк, США.

Богиня изображена с семиконечным символом, но изогнутые линии выше отсутствуют. Зато на прутике- стойке «звезды» мы видим богинь Уто и Нехбет в виде змей.

То, что это именно Сешат, подтверждается иероглифической надписью, в которой, кстати, присутствует и семиконечная звезда, и изогнутые линии выше.

Отсюда такое предположение: изогнутые линии - это не перевернутые рога, а обращенные друг к другу головами две змеи.
То есть, предположительно, таинственный знак Сешат включает в себя стилизованное изображение Уто (кобра с Красной короной Нижнего Египта) и Нехбет (кобра с Белой короной Верхнего Египта) в виде двух изогнутых линий.

Поскольку на данном изображении две эти богини изображены на основании «звезды», то просто не было необходимости их рисовать (повторять или дублировать) выше.

В руках Сешат, как правило, держит палочку для письма.
Также, начиная со времени Нового царства, характерным для нее является своеобразный посох - зубчатая изогнутая пальмовая ветвь. Зубчики на посохе - это метки, отражающие длительность времени. Часто основание посоха заканчивается знаком «шем» - символом вечности.
Нередко она носит шкуру пантеры (леопарда), наброшенную на платье. В этом смысле она похожа на бога Инмутефа. для которого одеяние из шкуры леопарда или гепарда является обычным.

В храме Сети I в Абидосе имеется рельеф, где Сешат и Инмутеф, одетые в шкуры леопарда, стоят рядом друг с другом.

Египетское

Значение имени Сешат

Сешат - богиня искусства письма, родственная с Тотом. На голове символ коронования, в руках письменные принадлежности. Отождествлялась с греческой богиней Музой.

Нумерология имени Сешат

Число Души: 9.
Обладатели числа имени 9 мечтательны, романтичны и импульсивны. Они веселы, любят большие шумные компании, им свойственно делать широкие жесты, они любят помогать людям. Однако «девятки» склонны к завышенному самомнению и зачастую заигрываются, и превращаются в высокомерных эгоцентристов «Девятки» веселы, влюбчивы и романтичны. Однако чувства их далеко не всегда постоянно, что зачастую выражается в «ветрености» в личной жизни. «Девятки» довольно эгоистичны. Построить крепкую семью с «девяткой» может только очень сильная личность.

Число скрытого духа: 7

Число тела: 2

Знаки

Планета: Нептун.
Стихия: Вода, холод-влажность.
Зодиак: Стрелец, Рыбы.
Цвет: Аквамариновый, морской зеленый.
День: Четверг, Пятница.
Металл: Редкоземельные металлы, платина.
Минерал: Топаз, аквамарин.
Растения: Виноград, мак, розы, шафран, плакучая ива, водоросли, грибы, кувшинка, белена, конопля.
Звери: Глубоководные рыбы, кит, чайка, альбатрос, дельфин.

Имя Сешат как фраза

С Слово
Е Еси (Есть, Быть, Существовать)
Ш Ша (Из евр. квадратного письма; Шин - изначальный огонь)
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Т Твердо

Интерпретация значения букв имени Сешат

С - здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности; в раздражении - властность и капризность. Человеку важно найти свой собственный путь в жизни.
Е - потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
Ш - внимательность к жизни, способность по малейшему намеку, шепоту, шороху оценивать ситуацию. Скромность и умение устраивать свои дела по-тихому. Развитое чувство юмора.
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.

Богиня Сешат - покровительница писцов, ученых, художников, писателей и ремесленников. На плечах носит шкуру леопарда-знак высшего посвящения.

Шкура леопарда - атрибут жреца,
Символ посвящения знатного лица.
И мало знает женщин святой Египта град,
Кто чести удостоился носить такой наряд.
Царица Нефертари, Клеопатра, Хатшепсут-
Вот царственные жрицы, что пестрый плащ несут.
Но есть одна богиня, зовут ее Сешат,
На чьих плечах покоится из леопарда плат.
Она мудра и сильна, красива и скромна,
И в высшие познания Сешат посвящена.
Сешат - царица знаний, владычица ума.
Она, где строят здания, где письменность нужна.
В руках у этой девы палитра и калам,
Она искусной речью узор дает словам.
Сешат слагает гимны и летопись ведет,
И знает все деяния царей наперечет.
Архивы и папирусы под ведением Сешат,
Писцы и математики с вопросом к ней спешат.
Она выводит формулы и чертежи хранит,
Ученый и ремесленник Сешат благодарит.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Наша таблица даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

Наша таблица египетских богов может использоваться в школе для подготовки учеников 5 класса. См. также: Боги Древней Греции – список , Боги Древнего Рима – список , Боги Древней Скандинавии , Боги Древней Индии – список , Боги древних славян – список .

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота . Священным животным Сешат считалась пантера , поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой изображалась семиконечная звезда.

День рождения Сешат праздновался в один день с днём рождения Мафдет , поэтому предположительно Сешат является её сестрой-близнецом. Часто Сешат выступала в качестве проявления других богинь - Мафдет, Тефнут , Нефтиды .

Первоначально Сешат была локальной богиней Саиса , но затем центром её культа стал Хемену (Гермополь Великий) . Богиня почиталась как глава «дома жизни», то есть собрания рукописей , архива . Одна из её функций - записывать на листьях дерева «шед» (её фетиша) годы жизни и правления фараона. Кроме того, она заведовала искусством счёта (военных трофеев, пленных, даров, дани), а также составлением строительных планов, и покровительствовала строительным работам.

Напишите отзыв о статье "Сешат"

Ссылки

Литература

  • // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.

Отрывок, характеризующий Сешат

– Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите!
– Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости.
– Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других.
Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился.
Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
– Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.