Арес – греческий бог войны. Арес – бог войны Мифы про ареса


АРЕС, Аре й (Ἄρης ),

в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны,
в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. Il. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859—861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403—407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889—898). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264—366). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, “Archiv für Religionswissenschaft”, 1920—22, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—24, № 22.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи» (римские копии). Арес изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «Арес и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях Арес изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «Арес и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж.Л. Давида). Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.

МАРС

(Mars),Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва — бык. От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии).
Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23).

В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Штаерман

Неожиданные выводы

Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов -покровителей или особые божества. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени.
Если говорить мудрёными словами, то Боги - это проявление архетипа народа.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как база - «обмен» божествами (или восприятие чужого архетипа).
Арей и Марс в «учебной» литературе преподносятся как один и тот же бог.
Однако даже при самом поверхностном сравнении бросается в глаза, что Арей не воспринимался греками как родной бог, они даже не признавали его сыном Зевса (отца богов), но потом всё же приняли как «нелюбимого» сына.
Вероятно, что Арей, безусловно, обладающий данными бога, напористо пришёл в Грецию извне (как результат вливания в греческую общность народа (или народов) почитающих Арея).
Арей силен, ловок, но не вызывает почтения у греков, его воинскому искусству они противопоставляют воинское искусство Афины, и похоже даже радуются его поражению под Троей.
Вероятно, что греки как войны имели свои навыки ведения войны, а сила Арея их пугает, они ищут от неё защиту у «своих» богов.
Совсем другое отношение к этому богу у римлян. Здесь Марс в троице великих богов. Один из самых почитаемых богов и отец основателя Рима (помним, что Рим (Мir) был основана протославянами - арийцами). Это их родной бог - Бог Арийцев. Их не пугают его грозные проявления, для них он родитель.
Получается, что римляне были арийцами. Также арийцами были племена галлов, британцев, жителей берегов Рейна! А греки нет. Поэтому и не любили они бога Арея.
PS: Интересное подтверждение своим выводам нашла .

А как же славяне? У славян один из верховых богов - Описание характеристик один в один Марс (Арей). Кстати жертва усечённого руского языка, так как должен был бы писаться через йотировнную А т.е. ЙАрило.

Бог ремесел Гефест

Гефест и его хромота. Гефест, сын Зевса и Геры, родился на светлом Олимпе. Некрасив был ребенок: с тонкими кривыми ногами, хилым тельцем и непомерно большой головой. В гнев пришла Гера оттого, что так некрасив ее ребенок, и сбросила его с Олимпа вниз. Упал Гефест на землю и сломал себе ногу. Так, вдобавок к природной неказистости, он получил еще и хромоту. На земле его приютили Эвринома, дочь седого старца Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея.

В лазурном гроте на дне Океана воспитали они Гефеста, и стал он искусным мастером. Множество красивейших сосудов, гребней, брошей из золота и серебра изготовил он для своих спасительниц. Даже олимпийские боги, прослышав о его мастерстве, обращались к нему с просьбами, и всем Гефест помогал, выполнял все заказы.

Золотой трон Геры. Одной только Гере он никогда ничего не делал. Но вот однажды богам показалось, что Гефест сменил гнев на милость, — он прислал Гере прекрасный золотой трон. Обрадованная богиня немедленно уселась на него — и тут откуда-то появились оковы, которые намертво приковали ее к трону. Все усилия остальных богов были напрасны, и освободить Геру никак не удавалось.

Тогда обратились они к Гефесту. Но тот принял богов с гордым видом и ответил на их просьбы безоговорочным отказом — мать обошлась с ним в детстве так, что теперь у него нет ни малейшего желания оказывать ей помощь. Приуныли великие олимпийцы, не зная, что теперь им делать, и тут Дионис предложил: «А давайте-ка теперь я попробую его уговорить!» Взяв с собой несколько бурдюков вина, он отправился к Гефесту и предложил ему выпить за знакомство. Тот согласился. За первой чашей последовала вторая, за ней третья, четвертая… когда Гефест был уже совсем пьяным и из-за этого более сговорчивым, Дионис рассказал ему, как страдает прикованная к трону Гера.

Гефест выезжает на Олимп. К этому времени Гефест подобрел и насытился своей местью, поэтому он согласился отправиться на Олимп и освободить мать. Но одно дело согласиться, и совсем другое — добраться до Олимпа. Гефест был уже так пьян, что не мог не только идти, но и стоять на ногах. Тогда Дионис кликнул свою свиту и приказал усадить его на осла. И вот Гефеста посадили верхом, на голову ему надели венок из виноградных листьев, а чтобы он не свалился, сатиры стали поддерживать его с боков. Так, в шумном дионисийском фиасе, горланя пьяные песни, на Олимп въехал новый член семьи богов-олимпийцев. Выпитое вино не лишило Гефеста его навыков, поэтому он легко освободил Геру и совершенно с ней примирился.


Главная кузница Гефеста. Больше того, он не просто примирился, но и однажды сильно пострадал за мать. Произошло это в то время, когда Зевс жестоко наказал Геру, и никто из богов не осмелился ему перечить. Один только Гефест попытался вступиться за мать, и тогда Отец бессмертных и смертных сбросил его с Олимпа второй раз. Гефест упал на остров Лемнос и сломал себе вторую ногу; поэтому его иногда называли «Хромец обеногий». Так как жители Лемноса отнеслись к нему хорошо, остров ему полюбился. Здесь в его честь был назван город Гефестий, и здесь же, под огнедышащей горой, находилась его главная кузница, в которой он работал вместе с помогавшими ему циклопами.

Гефест приносит богам хорошее настроение. На Олимпе Гефест построил величественные дворцы всем богам и самому себе, причем в своем он устроил еще одну кузницу. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, он работает в ней все свое свободное время. Чудесные вещи изготовляются в его мастерской: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки. Окончив работу и омывшись, идет Гефест, чуть прихрамывая, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветлив и добродушен Гефест, и часто удается ему прекратить ссору между родителями. Когда начинает он ковылять вокруг стола, разливая нектар в золотые кубки, не могут без смеха видеть этого боги. Веселье начинается на пиру, забываются все обиды и недоразумения.

Афродита - жена Гефеста. Женой самого некрасивого из богов была красивейшая богиня - Афродита. Обладавший покладистым характером Гефест очень любил свою жену и не придавал значения тому, что она далеко не всегда хранила ему верность. Сам он больше времени проводил в своих кузницах, чем с женой. Конечно, хромота мешала ему работать, но он соорудил себе из золота служанок, которые могли двигаться и исполнять все его приказы. [Гефест был неразлучен со своим ремеслом, поэтому его всегда изображали в виде кузнеца — в остроконечной кожаной шапке, с молотом и клещами в руках. Однако его считали своим богом не только кузнецы, но и все ремесленники.]

Гефест и людские дела. Гефест настолько был занят и увлечен своим делом, что в земные дела совершенно не вмешивается. Ему случалось изготовлять для людей разные вещи (например, для царя Колхиды Ээта он изготовил медных быков, для Ахиллеса - его оружие и доспехи, для Геракла - золотой панцирь, поножи и шлем), но в общем их войны его не интересуют, и даже в Троянскую войну он вмешался только один раз, когда своим огнем укротил разбушевавшуюся реку Скамандр, грозившую утопить Ахиллеса.


Бог войны Арес

Рождение Ареса. Насколько Гефест чужд войнам, настолько же их любит его брат — буйный Арес, бог войны. Говорят, что он появился на свет необычным образом. Когда разгневалась Гера на Зевса за то, что он породил Афину сам, без ее участия, она отправилась к дальним берегам Океана, где дотронулась до себя волшебным цветком, который был способен справиться с любым бесплодием. От этого прикосновения и появился на свет Арес, который унаследовал строптивый характер своей матери.

Арес на поле битвы. Только жестокие битвы могут порадовать этого бога. Любо ему, когда один за другим падают на землю сраженные герои. В сверкающем вооружении неистово носится Арес среди сражающихся, а следом — два его сына, Фобос и Деймос — «Страх» и «Ужас», богиня раздора — Эрида, кровожадная Энио, внушающая смятение сражающимся воинам. Кипит, грохочет битва; ликует забрызганный кровью Арес. Без разбора рубит он налево и направо, громоздит вокруг себя груды израненных тел. Торжествующий крик издает он, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Никто не может сладить со свирепым и грозным Аресом, но если уж очень разойдется он в сражении, если слишком много героев лишатся из-за него жизни, разрешает Зевс выступить против него Палладе Афине, и тогда оказывается грозный бог войны покоренным. Мудростью и спокойной силой побеждает его Афина и заставляет покинуть поле сражения.

Арес, Афродита и Гефест. Внешне Арес очень привлекателен: он силен, атлетически сложен, высок ростом. Поэтому и не устояла перед его красотой Афродита: она стала тайно встречаться с Аресом, опозорив этим своего мужа, Гефеста, перед всеми богами. Благодушный мастер очень долго ни о чем не подозревал, но однажды светлый Гелиос, который видит и знает все, рассказал ему об измене жены. Гефест задумал отомстить. И вот однажды, когда он, как всегда, отправился в свою кузницу, Арес явился на свидание к Афродите. Однако на этот раз все окончилась для них неудачей и позором: они были опутаны тонкой золотой сетью, в которой барахтались подобно рыбам, попавшим в невод, а все боги, приглашенные Гефестом, смеялись над ними. Когда им, наконец, удалось выпутаться, они бежали и еще долго не осмеливались появляться на Олимпе, опасаясь насмешек. Но потом Гефест простил свою жену, и все пошло по-прежнему.


Арес. Римская
копия с греческого
оригинала

Арес в плену. Несмотря на то, что у Ареса такая внешность, он довольно труслив и не переносит боли. Когда в боях под Троей герой Диомед при помощи Афины ранил его копьем, крик Ареса был так же силен, как крик десяти тысяч человек. А однажды он даже побывал в плену. Случилось это так. Жили некогда братья Алоады, От и Эфиальт, сыновья Посейдона. Они были так сильны, что грозили, взгромоздив друг на друга Пелион и Оссу, соседние с Олимпом горы, низвергнуть богов с неба на землю. Вот они-то и захватили Ареса. Могучий бог войны был посажен в огромную медную бочку и закрыт в ней. Только после гибели силачей боги смогли освободить Ареса из заточения.

Дети Ареса. Такие же буйные и жестокие, как Арес, были его дети, рожденные от смертных женщин: царь Фракии Диомед кормил своих кобылиц мясом забредших в его владения путников, царь Элиды Ойномай убивал женихов своей дочери Гипподамии, царь одного из греческих племен Флегий поджог храм Аполлона в Дельфах. К счастью для людей, с большинством из них покончили герои, очищавшие землю от чудовищ и злодеев.

Арес в глазах греков.

Вполне естественно, что Арес не нравился никому — ни богам (за исключением Афродиты, Фобоса и других его спутников), ни людям. Даже сам Зевс говорил, что Арес более всего ненавистен ему из всех бессмертных. Поэтому храмов Ареса было мало, изображений его до нас дошло тоже немного. Да и как было относиться с любовью к богу, сами прозвища которого говорили о его характере — «Кровавый», «Губитель людей», «Разрушитель городов», «Неистовый», «Яростный», «Беснующийся»! Грозными были и символы Ареса — копье, шлем, зажженный факел; кони его носили имена «Блеск», «Пламя», «Шум», «Ужас», и повсюду колесницу Ареса сопровождали на земле стаи собак, а в небе — стаи коршунов.

От союза с женой красавицей Афродитой родились дети: Гармония, Фобос (страх), Эрос, Гимерос, Деймос (ужас), Пофос (бог любовной тоски), Эрот (бог любви), Антерос. Арес воевал с Гераклом, который в обоих боях ранил его. Сын финикийского царя Кадм убил дракона, которого посвятили Аресу.

Биография Афродиты

Она родилась недалеко от Кипра, возникнув из морской пены. Поплыла богиня на чудесной раковине, на священный остров с именем Кифера. Как только ступила она на берег, сразу приблизились к ней богини времён года, юные оры. Поднесли прекрасной, золотоволосой девушке золотые, роскошные одежды. На голову богине надели венок из самых чудесных цветов. Куда только ни приходила дева, воздух наполнялся благоуханием и свежестью, всё вокруг расцветало.

Высокая, стройная, ступает она по земле, а в синих глазах светится любовь. Все покоряются ей, она возбуждает любовь, заканчивающуюся браком. Благодарные девушки приносят ей в жертву пояса, с наилучшими вышивками. Одинокие женщины, которые молятся Афродите, будут услышаны ею, и встретятся со своей судьбой. Когда появляется она, животные идут за ней парами, а волк и заяц стоят вместе, и не враждуют.

История любви

Красавица Афродита была замужем за старшим братом Ареса — Гефестом. Он родился некрасивым, худым, тонконогим, с большой головой. Хромал, был угрюм и молчалив. Гефест отличался большим трудолюбием и покладистым характером. Его добрый нрав привлекал симпатии Олимпийских владык. Он всё работал в своей золотой кузне, и не любил вмешиваться в дела людские. Но охотно выполнял их заказы, ковал для них золотых быков и другие изделия.

А в это время соблазнил прекрасный, воинственный мужчина красотку Афродиту. Не устояла перед его атлетической красотой вечно юная богиня. Потеряла голову от его страстных и пламенных речей. Неистовая любовь и страсть возникла между ними. Встречались они тайно, наслаждаясь друг другом, пока божественный супруг работал в своей кузнице.

Про измену жены он знать не знал, пока «добрые люди» его не просветили. Страшно разозлился «рогоносец» и решил отомстить изменникам. Пошёл в кузню, а когда любовник прибыл к возлюбленной, попали они в золотую, тонкую сеть. Опозорил их Гефест перед всеми жителями Олимпа. Смеялись и насмехались над ними божества. Сбежали любовники далеко-далеко, долго боялись приблизиться к Олимпу. Но со временем муж простил неверную жену и предавшего его брата.

Афина Паллада- сестрица

Больше всех не любила она Ареса. Из-за его неистовости и свирепости, кровожадности и подлости. Олимпийские небожители охотно наблюдали за сражениями людей, иногда помогали своим любимцам в справедливой войне. Внезапно бравый вояка издавал вопль, словно крик десяти тысяч мужчин. Этим он вносил разлад в ряды сражающихся, исход битвы мог кардинально измениться. Только Афина Паллада могла противодействовать ему, проявляя силу и мудрость. Когда Афродита пыталась прийти мужу на помощь, Афина быстро прогоняла её, осыпая насмешками и эпитетами.

Во время Троянской битвы, Афина Паллада направила копьё Диомеда, и оно попало в незащищённый доспехами живот Ареса. Мучительнейшая боль пронзила храбреца. Издал он истошный вопль, ринулся на Олимп к отцу, чтобы пожаловаться на сестру. Но отец и слушать не захотел, заявив, что тот получил справедливое возмездие.

Древние греки и наш герой

Из-за постоянных распрей, не могли люди наладить свою жизнь. Как-то обратились они к двум великанам, чтобы заманить воителя, нейтрализовать постоянный вред от него. Сумели сыновья Посейдона посадить покровителя войн в медную бочку. Тринадцать месяцев земля процветала. Мир наступил на всей планете. Люди собирали богатый урожай, дружно жили, везде было изобилие.

Но после смерти великанов, сумели боги выпустить Ареса. Опять возникли кровавые конфликты на земле. Только Афина спокойствием и мудростью побеждает его.

Продолжая тему древнегреческой мифологии, герой нашего сегодняшнего повествования – греческий бог войны Арес. Среди всех жителей Олимпа Арес был у античных греков далеко не самым любимым Богом, и это неудивительно с оглядкой не сферу его ответственности — жестокую, кровопролитную и вероломная войну. Одно его имя нагоняло ужас на мирных обывателей.

Бог Арес был чужд обоим родителям-олимпийцам и остальным богам из-за своей немотивированной жестокости, любви к смертельной битве ради самого убийства и неутолимой жажды крови. Воины, которым покровительствовал этот бог, были сродни берсеркиерам, о которых говорится в более поздних скандинавских мифологиях.

Внешность:

Греческого бога Ареса изображали суровым мужчиной средних лет, увенчанным боевым шлемом, с хищным и жестоким выражением лица и могучей мускулатурой – воплощением брутальности и воинственной ярости.

Символы и атрибуты Ареса:

Бог войны немыслим без копья, горящего факела и своего воинского шлема. Свиту его составляют коршун Арея – предвестник безумной битвы и собаки, готовые рвать и терзать все живое.

Бога войны изображали суровым мужчиной средних лет, увенчанным боевым шлемом, с хищным и жестоким выражением лица и могучей мускулатурой

Сильные стороны:

Неукротимая целеустремленность, решительность и бесстрашие. Качества истинного воина, но не стратега. Греки более уважали прагматичность и расчетливость, а потому между богом Аресом и Афиной выбирали все-таки богиню, тяготеющую к справедливости и договоренности в решении конфликтов. Буквально звериной чертой Бога войны была мстительность на почве чадолюбия. За своих детей Арес вступался всегда, невзирая на превосходящие силы противника, и не успокаивался, пока не видел мертвого тела врага.

Слабости:

Импульсивность, дикость и кровожадность, неспособность к компромиссу и выбору менее затратных решений. Именно эти качества и вызывали негодование Зевса, который не раз грозился низвергнуть сына в глубины Тартара как недостойного находиться в пантеоне богов. Ареса не раз побеждали в бою боги и смертные – он редко обдумывал последствия и часто ввязывался в драку только из потребности сражаться.

Родители греческого бога Ареса:

Есть две версии о том, как родился греческий бог войны Арес. С одной стороны, он признан законным сыном Зевса от его жены Геры. Но бытовал и вариант, согласно которому Гера, обиженная частыми изменами своего ветреного Зевса и еще более уязвленная рождением детей у супруга то из бедра, то из головы, без необходимости в ее материнстве, решила достойно отомстить и зачала будущего бога войны от прикосновения к волшебной траве. Траву эту, заручившись клятвой богов от Геры, передала ей малозаметная богиня Хлорида, позднее у римлян – Флора.

Сильные стороны — неукротимая целеустремленность, решительность и бесстрашие. Качества истинного воина

Место рождения:

По некоторым мифологическим данным, греческий бог Арес был рожден на Олимпе. Но в течение своей жизни он предпочитал находиться в горах Фракии. Поэтому и возникали слухи о том, что его родиной является именно эта местность. Зачатие бога без участия его небесного отца только порождало досужие толки.

Женщины и богини бога Ареса

Самой прочной любовной связью, после которой осталось много мифологических упоминаний, был роман Ареса с богиней любви и страсти – . Остальные романтические эпизоды носили больше мимолетный характер, но потомство от них было и славным, и обильным. Женой Арес не обзавелся и остался убежденным холостяком, как и всякий мужчина, посвятивший себя войне. Неутолимый в битве и неутомимый в любви греческий бог войны почтил чувственным вниманием многих, но имена их связываются в основном с теми, кого они сумели породить.

Дети:

Плодовитостью с Аресом могут сравниться разве что его официальный отец Зевс и дядя Посейдон. От Афродиты были рождены его дети – , маленький божок любви, заменивший изначальную силу Вселенной – Эрос, Антерос – его брат-антипод, символизирующий разрушающую страсть, Деймос и Фобос – ужас и страх, Гармония и Гимерос – символы сочетанности и согласия. От смертных женщин у Ареса рождались дети, а от нимф, эринний и прочих сверхъестественных существ – драконы, оборотни, амазонки и одержимые, перечень которых занял бы не одну страницу.

Самой прочной любовной связью роман с богиней любви и страсти – Афродитой

Основные мифы

Арес часто упоминается в троянском цикле мифов, где роль его представляется неблаговидной – он сражается на стороне троянцев против родственных по крови богов. Пикантные подробности интимной жизни выдает сказание о пленении их с Афродитой на месте преступления (прелюбодеяния) законным мужем Афродиты Гефестом.

Изначально почитался как покровитель бурь и различных стихий, враждебных для земледелия. Позже его стали отождествлять еще с войной, которая также губительна для сельского хозяйства. В мифологии Арес - бог войны, он описывается настолько свирепым и жестоким, что даже родной отец, громовержец, ненавидит его. В римской мифологии его идентифицируют со вторым по значению божеством - Марсом.

Рождение

По одним источникам древний бог Арес был рожден Герой, которая зачала его от касания к колдовскому соцветию. По другим же, Зевс признает его своим ребенком. Хоть и самым нелюбимым, но родным, что и оберегает Ареса от низвержения в Тартар.

Родители

Его мать, Гера, покровительствует сыну, несмотря на его непомерную жестокость. Тем не менее даже она не может смотреть на все его выходки сквозь пальцы.

Гера известна как ярая блюстительница благонравности. Она строго наказывала нарушителей супружеской морали. Наиболее показательны были гонения многочисленных любовниц Зевса и их отпрысков.

Это объясняет ее гнев, который бог Греции Арес вызвал своей незаконной связью с Афродитой.

Зевс неоднократно во всеуслышание заявлял о том, что ненавидит сына сильнее всех других олимпийцев. Громовержец отказывал Аресу в помощи, в почтении. Был груб и жесток с ним. Однако сын воспринимал такое поведение как должное, ведь он и сам никогда не был ласковым мальчиком.

Семья

Арес - бог, рожденный от брака верховных олимпийцев Геры и Зевса. От этих же родителей были произведены на свет две его сестры - Геба и Илифия, и брат Гефест.

Также в окружении Ареса регулярно упоминается его последовательница Эрида. Она сопровождает бога в его путешествиях.

У Ареса было множество любовниц. Однако единственная связь, которую в некоторых источниках называют даже супружеством, это их любовь с Афродитой. Поскольку богиня была замужем за другим, античная мифология достаточно осуждающе упоминает об их отношениях.

Дети

Арес бог чего мы уже писали выше. Казалось бы, свирепость и беспощадность такого олимпийца не могла быть привлекательной для женщин. Однако в мифологии встречается масса упоминаний о его любовных похождениях.

В отличие от многих богов пантеона, Арес не насиловал и не брал обманов своих избранниц. Все его женщины были искренне влюблены в воина.

Наиболее скандальной и плодовитой оказалась его связь с Афродитой. От этой связи родилось минимум семеро известных детей. Сын Эрот стал символом любви, Антерос - страсти, жадности и ненависти. Дочь Гармония стала покровительницей согласия, олицетворяла собой счастливый брак. Гимерос - бог страстной любви, а Пофос - романтической тоски.

Еще два сына любовников - Фобос (страх) и Деймос (ужас) - и дочь, богиня войны Энио, сопровождали Ареса повсеместно в его кровопролитных сражениях.

Также Арес - бог войны - имел роман с Пиреной (в других источниках Пелопия). От их связи произошел сын Кикн, позже убитый Гераклом.

По некоторым источникам именно Арес стал отцом Амазонок.

Сыновья Ромул и Рем были рождены от связи с Сильвией (по другой версии Эмилии). Позже в истории и мифологии они становятся известны как основатели Рима.

Мифы

В отличие от других олимпийцев, Арес - бог войны - удостоился упоминаниям в куда меньшем количестве мифов. Часто его противопоставляют богине войны Афине. Такое сравнение зачастую происходит в далеко не выгодном для него свете.

Многие мифы противоречат друг другу. Начиная от истории его рождения и заканчивая любовными и военными похождениями.

Согласно одному из мифов, учитель Ареса Приап стал учить его танцевать. И только освоив это искусство, перешел к обучению военному делу.

Истории, описывающие детство бога, освещают его конфликт с братьями Алоады (вероятно, тоже еще маленькими детьми). Великаны приковали его цепями и поместили в медную бочку. Там он провел целый год своей жизни. Однако об этом инциденте узнал Гермес, который и освободил Ареса.

Сказания о его военных похождениях всегда ярки и красочны. Солдат, военачальник, он появляется со свитой, состоящей из двоих сыновей - Фобоса и Деймоса - и верной сестры Энио. Повозку его везет конь бога Ареса по имени Блеск. Были и еще лошади - Пламя, Шум и Ужас. Что интересно, воин не просто обучил элитных скакунов. Его кони - это уникальные мифические существа. Они ведут свое происхождение от связи ветра Борея и богини мести из Эриний.

Согласно преданиям, Арес больше всего предпочитал проводить свое свободное время во Фракии, стране ветров и непогоды.

Отражение в искусстве

Достаточно редко, если сопоставлять с другими олимпийскими богами, творцы удостаивали своим вниманием Ареса. Лучше всего удалось сберечь скульптуру произведения Скопаса Младшего - Арес Людовизи. Бог изображен погруженным в свои мысли. У ног его копошится малыш Эрот.

В творчестве римлян Арес представляется во весь рост и во всем обмундировании. На деньгах зачастую изображались его эмблемы. Очень популярна было изображать Ареса с Афродитой вместе.

Достаточно много мы знаем о нем из Илиады Гомера. Также поэт посвятил Аресу VIII гимн Одиссеи и LXV орфический гимн.

Почитание

Закономерно, что более всего бог войны почитался в Лагани, у боевых спартанцев.

Там же располагалась уникальная скульптура, представлявшего Ареса в металлических цепях. Высоко ценился бог также и в Фивах.

Наиболее известный храм, построенный в его честь, располагается в Афинах. Но в целом культ Ареса в Греции не отличался особой популярностью.

Поражение

На удивление, единственной сферой, где Арес не знал поражения, было любовное ложе. В мифах описывается единственный случай, когда он был пойман с поличным мужем Афродиты Гефестом. Узнав об измене, бог огня выковал тончайшую сеть. Обманом заманив в нее прелюбодействующих партнеров, он постарался опозорить их перед всеми олимпийцами. Однако любовники не встретили никакого осуждения. Посмеявшись над комичной картиной, зрители возлюбленных освободили, а разъяренный Гефест был вынужден смириться.

А вот на поле боя сильный и кровожадный Арес довольно часто терпел поражения. Во многих мифах и историях Арес противопоставляется богине войны Афине Палладе. Симпатии греков зачастую были на стороне хитрой дочери Зевса.

Также описываются поражения Ареса перед смертными людьми.

Так, наиболее известны два героя, сумевших одолеть воина-бога. Среди них - мифический царь Аргоса Диомид. Во время битвы за Трою он поразил Ареса медным копьем. Конечно, неспроста смертный одолел олимпийского бога. Его удар был направлен рукой вечной соперницы Афины.

Дважды он был ранен Гераклом. Впервые - в битве за Пилос. Сбежав с поля боя на Олимп, Арес обратился за помощью к Аполлону, который и вылечил страшную рану. Поправившись, неистовый воин тут же ринулся обратно в битву, где был ранен вновь стрелою Геракла.

Второй раз это случилось, когда сын Ареса, преступник Кикн, призвал к бою героя Геракла. Воинственный Бог вмешался и, как всегда, поддержал своего сына. Тем не менее его помощь не помогла Кикну, так как к Гераклу пришла все так же Афина. Благодаря содействию богини он ранил Ареса и практически убил его. В этот раз от гибели бога спас родной отец. Это был чуть ли не единственный раз, когда Зевс вступился за сына. Нельзя назвать это именно «заступничеством», так как верховный бог не стал становиться на сторону ни одного из сражающихся. Однако смертоубийства громовержец не допустил.

Бог Древней Греции сегодня почитается и как покровитель бурь, стихий, враждебных для земледелия, и как воин. А в римской мифологии его идентифицируют со вторым по значению божеством - Марсом. Как бы там ни было, Арес - это имя божественного борца, которому некоторые люди до сих пор молятся и просят успехов в делах, победы над врагами, прекращения войн на земле и прочее. Все эту чуждо христианству и по большей части относится к легендам античных времен.