Доказательство существования аллаха. Атрибут Бытия (Аль-Вуджуд). Создателем этого мира является Аллах Всевышний

Для верующего человека доказательства существования Бога не имеют принципиального значения, поскольку для него сам факт существования Вселенной и человека указывает на неизбежность существования Творца. Однако далеко не каждый, особенно в наше время, согласен принять на веру положения, пусть даже вполне логичные, если они не подкрепляются материальными аргументами. Научное мышление вытесняет мышление религиозное, и всё больше людей отказывается от формулы «не испытывай, но веруй».

Открытие Н.Коперником (1473-1543) вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработка И.Ньютоном (1643-1727) системы физических законов, в основе которых лежали понятия массы и силы, скорости и ускорения, подорвали авторитет религии в Европе. Открытие теории эволюции Ч.Дарвина (1809-1882), теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955), квантовой теории и, наконец, теории «Большого взрыва» было расценено как окончательное торжество материализма. Пропасть между наукой и религией стала сокращаться после того, как Европа глубже познакомилась с исламом и Кораном.

Писание Аллаха, не претерпевшее на протяжении свыше четырнадцати веков никаких изменений и содержащее удивительные естественнонаучные или обществоведческие знания, ничуть не противоречащие подтверждённым наукой фактам, разрушает материалистическую идеологию и доказывает истинность религии Аллаха. Сокрушая любые сомнения относительно своего небесного происхождения, Коран выступает в качестве доказательства, которое можно услышать и ощутить, над которым можно задуматься и поразмыслить. Более того, Коран призывает мусульман быть рациональными даже в вопросах веры: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намл, 64). Аналогичное веление ниспослано в 24-ом аяте суры «ал-Анбийа».

Но является ли рациональной сама вера в Аллаха? Нужно ли доказывать существование Творца? Как следует из Священного Корана, среди неверующих народов, к которым приходили посланники Аллаха, были такие, которые признавали Его существование, и такие, которые не признавали этого. Одним из величайших неверующих, отрицавших существование Всевышнего Творца, был египетский владыка - Фараон, возразивший пророку Мусе: «А что такое Господь миров?» (аш-Шу‘ара, 23).

Приходя к таким неверующим, посланники доказывали правдивость своей миссии не только чудесными знамениями, но и рациональными доводами. Они сокрушали сомнения неверующих неопровержимыми логическими аргументами, и поэтому в Коране сказано: «Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?”» (Ибрахим, 10).

Следует признать, что доказать отсутствие Аллаха невозможно. Материалисты пытаются сделать это, раскрыв природу происходящих во Вселенной явлений, однако открытие природных законов нисколько не противоречит идее о сотворении мира Аллахом. Напротив, это лишь доказывает безграничную мудрость и совершенную власть Творца.

Фактически, чтобы доказать отсутствие Творца, материалистам следовало бы исследовать все уголки Вселенной и даже выйти за её пределы. Не случайно Фараон, чтобы опровергнуть пророка Мусу, приказал своему визирю построить для него высокую башню: «О Хаман! Разожги [огонь] над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он один из лжецов» (ал-Касас, 38). Между тем существование Аллаха подтверждается множеством аргументов, которым уделялось внимание уже на раннем этапе развития исламской религиозной мысли.

Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85) сообщил, что некоторые последователи калама решили обсудить с Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Он сказал: «Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле в реке Тигр, который сам плывёт и нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!» Люди сказали: «Такое невозможно!!» На это он сказал: «Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»

Классифицируя аргументы, указывающие на существование Творца, их можно разделить на онтологический, космологический, телеологический, практический, психологический и основанный на авторитете откровения.

Онтологический аргумент опирается на разум: никто из тех, кто понимает, что такое Аллах и какими качествами Он обладает, не может даже представить себе, что Его не существует. Аллах самодостаточен и совершенен, и Его существование есть фактическая необходимость. Человек может предположить, что Аллаха нет, но тот несуществующий объект не может обладать совершенными качествами Аллаха.

Мухаммад ибн ‘Абдаллах ас-Сухайм пишет: «Разум не может не признать того, что у этой Вселенной есть Великий Творец, потому что разум воспринимает Вселенную как творение, имеющее начало и не существующее само по себе, а у творения непременно должен быть создатель. Человек также знает, что, когда он попадает в трудное, критическое положение, когда он не способен отвратить беду человеческими усилиями, он всей душой обращается к небу и молит своего Господа об облегчении, если даже в остальные дни он отрицает Его и поклоняется идолам. Это непреложная истина, которую нельзя отвергнуть и с которой нужно согласиться. Более того, даже животные, когда с ними приключается несчастье, поднимают голову и устремляют взор к небу» [ас-Сухайм, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Ал-Ислам усулух ва мабадиух. С. 178].

Космологический аргумент опирается на факт существования мира: всё, что имеет начало, имеет причину своего существования, и если Вселенная имеет начало, то она должна иметь причину. Эта причина и есть Аллах, ибо Вселенная не могла возникнуть из небытия. В Коране сказано: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами - творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35). Когда же мы задаёмся вопросом, откуда возник Аллах, то приходим к пониманию Его извечности и самодостаточности.

Телеологический аргумент опирается на конкретные качества, присущие сотворённому миру: целесообразный замысел и порядок, существующий во Вселенной, доказывают существование у неё Творца. Всё сущее в природе подчиняется определённым законам и ведёт себя сообразно некоему замыслу, даже если оно лишено сознания. Тот, кто направляет всё сущее к определённой, заранее намеченной цели, и есть Аллах [Подробнее см.: Томпсон М. Философия религии].

Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной единого Творца.

Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/74) пишет: «Задумайся над высшим и низшим мирами со всеми их частями, и ты увидишь, что они свидетельствуют о существовании Творца, Создателя и Правителя. Для человеческого разума и естества отрицание Творца равносильно отрицанию существующего мира. Между этими отрицаниями нет никакой разницы. Более того, для людей с чистым, просветлённым и возвышенным разумом и здоровым естеством указание Творца на творения, совершающего действие на само действие и изготовителя на изделие очевиднее, чем обратное. Мудрые и проницательные люди познают деяния и творения Аллаха через Него, в то время как остальные люди познают Аллаха через Его творения и деяния. Несомненно, оба пути правильные, оба они истинные, и Коран охватывает их обоих».

Практический аргумент опирается на религиозный опыт: определённые вещи и явления вызывают переживания, которые указывают на существование и всемогущество Аллаха. Современники пророков были свидетелями чудес, на которые способен только Творец. Обычные люди ежедневно являются свидетелями того, как Аллах внимает их мольбам, удовлетворяя порой самые невероятные желания. Конечно, религиозный опыт может быть оценён неправильно. Однако следует признать, что познание Аллаха через опыт, по меньшей мере, возможно.

Психологический аргумент основан на том, что здоровое естество каждого человека признаёт существование Аллаха, пока он не попадает под влияние материалистических философий и учений. Но какими бы сильными ни были предрассудки и заблуждения, здоровое естество периодически высвобождается из их оков. Шейх ‘Умар Сулайман ал-Ашкар пишет: «Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит путей к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!» [ал-Ашкар, ‘Умар Сулайман. Ал-‘Акида фи-Ллах. С. 71].

Но самое убедительное доказательство существования Аллаха - Священный Коран. Его неподражаемость свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворённое Слово Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Некоторые люди утверждают, что метафизические вещи невозможно доказать. Можно ли доказать существование Аллаха?

Ответ:

Существование Аллаха и Его единственность настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. Требование доказательства существования Аллаха, подобно требованию рыбами доказательства существования воды.
Существа не ограничиваются лишь видимым. К тому же человек обладает не только способностью видеть. Человек обладает разумом, совестью и чувствами. В таком случае каждый думающий человек легко может понять существование Аллаха. Поскольку каждое сделанное дело или каждое произведение искусства доказывает своего автора и описывает его. Например, представьте себе письмо. Хотя мы и не видим того кто написал его, мы знаем что существует писарь написавший его и из этого письма можем понять его профессию, должность, желания и характер.
Знаем ли мы что, Мечеть Салимиййе имеет архитектора только из книг по истории? Или же мы можем понять своим умом, что у него имеется архитектор? Сейчас никто не видит архитектора Мимара Синана. Но, несмотря на это также как никто не думает, что Мечеть Салимиййе возникла само собой, таким же образом все могут увидеть в нём ум Мимара Синана, его архитектурный гений и его творческую личность.
Таким же образом вселенная является письмом и произведением искусства знакомящей нас Аллахом. Каждое существо является чудом творения, которое описывает Аллаха. Все эти существа объявляют всем, кто имеет разум и глаза и кто внимательно посмотрит на них, что Аллах существует и что Он един. Те кто посмотрят на вселенную чистым разумом очищенным от низменных страстей и желаний, увидят Аллаха и более того поймут что Он скрылся от нас по причине чрезмерной явности Его существования.
poznayteislam.

Бог есть? Как это доказать? В чем его проявления? Именно такими вопросами мучают атеисты и агностики своих близких и родных из числа уверовавших. Но, несмотря на то, что Ислам называется верой, основана эта религия на достаточно ясных положениях.

Но мне хотелось поговорить не столько об , сколько вообще о существовании . Ведь прежде чем размышлять о том, каков Он, нужно поверить, собственно, в Его существование.

Давайте начнём с обычных рассуждений, которые велись ещё в древности. В природе движется всё, что существует. Даже, казалось бы, застывшие горы движутся – это доказано наукой. Соответственно, ничто не может начать движение само по себе, для этого требуется внешний источник воздействия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен и невозможен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся началом всякого движения.

В этом нас убеждает и закон Ньютона, который гласит, что для сдвига физического тела к нему нужно обязательно приложить стороннюю силу. Что движет всем, что есть в мире? Природа, высший разум, небесная сила? Упрямости людей, изобретающих подобные определения, нет предела. У Творца достаточно имён, зачем придумывать новые?

Теперь попробуем рассмотреть вопрос создания Земли с точки зрения эволюционистов и материалистов. По их мнению, всё произошло само собой: планета образовалась в результате Большого взрыва, жизнь на ней появилась в процессе развития какого-то сгустка, зародившегося в воде в форме водоросли… Подобных версий десятки.

Но давайте спросим у людей, придерживающихся именной этой точки зрения: если появление чего-либо из ничего попросту невозможно, согласно законам физики, то откуда возникла та самая точка сингулярности, с расширением которой образовалась Вселенная, и откуда появился первый живой организм?

Получение живой материи из неживой невозможно – это доказано многочисленными научными изысканиями. Даже если идти методом исключения и отбросить все остальные доказательства существования Творца, мы не найдём иной причины возникновения первых живых существ, кроме могущества Бога. А кто может, пусть найдёт и предложит.

Осознаёт ли человек свою конечность, ограниченность и смертность? Думаю, только неразумный скажет, что он бессмертен. А откуда приходит осознание конечности и смертности? Бог постоянно напоминает людям об этом через свою бесконечность, безграничность и бессмертие.

То есть конечность человека сама по себе является доказательством существования бесконечного Бога. Ведь если бы Он был чем-то ограничен, то люди попросту перестали бы существовать без Его могущества. Но мы существовали, существуем и будем существовать до тех пор, пока на то есть воля Бога. А если наша жизнь зависит от Божьего промысла, значит Он есть, и Он – Создатель.

Существование Бога подтверждали такие величайшие люди, как Аристотель, Эйнштейн, Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Вольтер, Дени Дидро, Иммануил Кант, Роберт Бойль, Уильям Шекспир, Иоганн Гёте, Виктор Гюго, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин и другие.

Я намеренно не стал перечислять исламских учёных, чтобы каждый мог объективно оценить позицию и мышление людей, не имеющих никакого отношения к умме Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Даже немусульмане не могли отрицать существование высшей силы, которую мы называем Аллахом.

И последнее. Давайте задумаемся, перед каким выбором стоит не верующий в Бога человек: либо выбрать неверие, которое ему при любом варианте ничего не даёт, либо верить в Бога, который обещает за веру в Него райские блага.

Так не лучше ли уверовать, если «нечего терять»? В Священном Коране неоднократно говорится, что мирская жизнь – игра, в которой есть выигравшие и проигравшие. (6:32; 29:64; 47:36; 57:20)

Уверуй, или проиграешь!

На прошлом уроке мы говорили о «Теории эволюции» или, как её ещё называют, «теории Дарвина». Эта ложная теория прямо противоречит Исламу. Поэтому, тот человек, который верит в эту теорию, является неверующим.

أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ

«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?» (52:35).

Аллах вопрошает, неужели люди появились сами по себе или же сами себя создали? Это очень глубокий и грамотный вопрос .

С одной стороны, ничего не может появиться без творца , а факт существования человека не вызывает у него сомнений. С другой стороны, не вызывает сомнений и то, что люди не создали самих себя .

Так же вокруг нас существует огромное количество других знамений : луна, солнце, звезды, него, моря и так далее – и всё это работает без сбоя, с поразительной точностью.

Шайтан работает, и поэтому человек не прекращает удивляться последним техническим достижениям, но при этом забывает, что одна только клетка его организма, или тем более его сердце, или его мозг – сложнее чем любая из технических новинок или машин, существующих на данный момент.

قَالَتْ رُسُلُهُمْ أَفِي اللَّهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ

«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?» (14:10).

В этом аяте указание на то, что для того чтобы доказать существование Аллаха, достаточно обратить своё внимание на существование человека, земли и небес. Это – величайший довод на существование Творца, поскольку без творца ничего само по себе никогда не появляется .

Удивительно, как люди не допускают возможности того, что какая-нибудь техника может появиться сама по себе, но при этом допускает самопроизвольное появление системы, несоизмеримо более сложной.

Поэтому любой разумный человек не может отрицать существование Аллаха. Каждый человек подсознательно признает существование Творца и поэтому во всех местах и во всех временах люди имеют религиозные убеждения.

Любой человек, попадая в по-настоящему экстримальную ситуацию, начинает просить у Господа помощи в не зависимости от того, каким ярым атеистом он себя считал. И это лучшее доказательство на уверенность каждого человека в существовании Бога на уровне подсознания, даже если языком он и отрицает это.

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (2:164).

Если есть небо – то должен быть и Творец. Так же и смена ночи днём, которая неизменно происходит с поразительной точностью – у этой системы непременно должен быть Управитель. Как бы не старались люди контролировать такие созданные ими системы, как поезда и самолеты, им всё равно не удается избежать сбоев в системе и отклонения от расписания. Но никогда не допускает отклонения система, которая в миллиарды раз более сложная и великая – и это смена ночи днём.

Так же и корабль не может плыть сам по себе без экипажа. Аллах обращает на это наше внимание: раз это касается корабля, то разве не нуждается в Контролере и Управителе система Вселенной?

Когда человек размышляет о системе, созданной Аллахом, это приносит ему большую пользу, потому как побуждает осознать величие Творца.

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

وَمِنْ آيَاتِهِ خَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّلْعَالِمِينَ

وَمِنْ آيَاتِهِ مَنَامُكُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَابْتِغَاؤُكُم مِّن فَضْلِهِ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَسْمَعُونَ

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих.

Среди Его знамений - сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом - знамения для обладающих знанием.

Среди Его знамений - ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости. Воистину, в этом - знамения для людей слышащих» (30:21-23).

Господь указывает людям на знамение, которое заключается в них самих . В действительности, доказать существование Аллаха очень просто, поскольку сам человек является тому доказательством.

Вопрос:

1) Как объяснить атеисту «где Аллах», что Он неподобен Своим творениям, и мы не можем представить Его? 2) Можно ли дать немусульманину почитать перевод Корана для того, чтобы ознакомиться с его смыслом?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Вам следует помнить, что руководство и наставление на правильный путь (хидая) исходят от одного лишь Аллаха. Тот, кого Аллах одарил пониманием истины, осознает величие и милость Аллаха, и наоборот, кто игнорирует откровение Всевышнего по Своей испорченности и упрямству, останется со своими заблуждениями.

Так что лишь Аллах решает, кого наставить на прямой путь. Аллах говорит в Коране, обращаясь к Своему Пророку (мир ему и благословение):

إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Поистине, ты (о, Пророк) не приведёшь (к Вере) тех, кого ты любишь (и кому желаешь Веры): а Аллах (Сам) приводит (к Вере), кого пожелает. И Он лучше знает тех, кто пойдет (истинным) путём» (28, 56).

Существование Аллаха – это то, каждый человек может осознать. Размышляя над устройством собственного тела, конечностей, органов, думающий человек поймет, что это все никак не могло возникнуть само собой, без божественной помощи. Общеизвестно, что если работа сердца прекращается, нет в мире технологии, которая может заново заставить его работать, кроме воли Аллаха. Если человек теряет зрение или становится парализованным, все врачи в мире могут сделать лишь немногое. Помимо этого только Аллах может восстановить зрение или подвижность человека – врачи говорят при этом «только чудо может вылечить человека сейчас».

Аллах напоминает в Коране:

«И на земле есть знамения для убеждённых, и (также) в (сотворении) вас самих. Разве вы не видите (всё это) (и разве вы не размыслите об этом)?» (51, 21)

Таковы признаки существования и могущества Аллаха, и это только верхушка айсберга. Есть много других творений, которые свидетельствуют о существовании Аллаха.

Ваша обязанность как мусульманина – попытаться объяснить человеку существование и единство Аллаха. Обратитесь к аятам Корана, где рассказывается о создании Вселенной, разных народов и языков, что это не просто совпадение или случайность. Обратитесь к главе «Пчелы», где говорится, как Аллах направляет ее туда, где есть мед, и как образуется молоко у коровы. Все это явные признаки бытия Аллаха, все это не могло возникнуть само собой. Если человек понимает это, то хвала Аллаху. Если отвергает, это его беда.

2) В Коране сказано, что Всевышний уникален и абсолютно не похож ни на одно Свое творение.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого, подобного Ему. Он Слышащий, Видящий» (42, 11).

3) Нет никакого запрета в том, чтобы дать немусульманину копию перевода Корана, чтобы он мог узнать об Исламе. Однако, в переводе не должно быть арабского текста (подлинника) Корана.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед