День памяти святителя Тихона Задонского. Престольный праздник в скиту обители. Завещание патрирха Тихона

Тихон растет здоровым и спокойным ребенком. Своим характером походит на мать. Уравновешен и умеет принимать верные решения. Он редко делает что-либо на эмоциях, обладает львиной долей терпения. Он всегда ранний ребенок, еще не достигнув школьного возраста, он умеет бегло читать и хорошо писать.

Повзрослев, Тихон остается таким же спокойным и уравновешенным. Однако еще приобретает некую серьезность и самостоятельность. Он редко шутит. Никогда не принимает поспешных решений, он привык все обдумывать и взвешивать, из-за этого ему сложно общаться с эмоциональными людьми, которые привыкли все делать быстро. К нему обычно тянутся люди. Но если он видит, что кому-либо неинтересно с ним общаться, то своего общества не навязывает. Часто обладатели имени Тихон становятся хорошими психологами.

Для семейной жизни Тихон созревает только к тридцати годам. Он считает, что брак - это серьезный и ответственный шаг, идти на который следует только в том случае, когда человек полностью к этому готов и сможет обеспечить семью.

Судьба : Имя Тихон придает своему обладателю самостоятельность, основательность и беззлобность. Внешне этот мужчина выглядит спокойным и невозмутимым, однако в душе он живет полной чувствами жизнью.

День Ангела Тихона

Имя Тихон в переводе с греческого языка означает «судьба», «случай». Имя Тихон образовалось от имени древнегреческой богини удачи Тюхе, которое буквально переводится как «случайность, жребий, удача». Поэтому обладателю этого имени всегда будет улыбаться удача, за какое бы дело он ни взялся. В Россию это имя пришло из Византии. Со словом «тихий» это имя не имеет ничего общего. Святым покровителем этого имени является Тихон Задонский, которого также именуют святитель Тихон и Задонский чудотворец. Считали, что он может творить чудеса, поэтому и назвали его - Задонский чудотворец. Люди верили, что он помогает избавиться от различных тягостей, бед и невзгод. Имя Тихон было распространено среди простых сословий, но с 1920-х годом оно используется чаще среди монахов.

Тихон Именины по Церковному Календарю

  • 9 Января – Тихон (Никаноров), сщмч., архиепископ, Воронежский /новомуч./
  • 22 Февраля – Тихон Белавин, патриарх, Московский и всея Руси /новомуч./
  • 5 Марта – Тихон Валаамский, прмч.
  • 7 Апреля – Тихон (Белавин), патриарх, Московский и всея Руси /новомуч./ (преставление)
  • 27 Мая – Тихон
  • 29 Июня – Тихон Амафунтский, епископ; Тихон Луховской, Костромской, прп.; Тихон Медынский, Калужский, прп.
  • 9 Июля – Тихон Луховской, Костромской, прп. (Обретение мощей)
  • 1 Августа – Тихон Задонский, епископ, Воронежский
  • 2 Августа – Тихон (Кречков), сщмч., архим /новомуч./
  • 26 Августа – Тихон Задонский, епископ, Воронежский (Преставление, второе обретение мощей)
  • 9 Октября – Тихон (Белавин), патриарх, Московский и всея Руси /новомуч./
  • 17 Октября – Тихон (Архангельский), сщмч., иерей /новомуч./
  • 18 Ноября – Тихон (Белавин), патриарх, Московский и всея Руси /новомуч./ (избрание на Патриарший престол. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 3 декабря 2007 года)
  • 9 Декабря – Тихон Бузов, прмч., архим

26 августа Православная Церковь празднует память святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. В этот день состоялось прославление, а также второе обретение мощей этого замечательного святого, называемого Церковью «российским Златоустом».

Глубину и важность трудов епископа Воронежского высоко оценивали современники святителя. Спустя столетие его большим почитателем стал Н.В. Гоголь. Как свидетельствуют исследователи, поучения свт. Тихона Ф.М. Достоевский положил в основу поучений старца Зосимы, персонажа романа «Братья Карамазовы». Святитель Феофан Затворник наставлял современников: «Для уяснения религиозных понятий читайте святителя Тихона, св. Димитрия Ростовского, свв. Златоуста, Василия Великого и проч». «Св. Тихона читаете? - Добре! Никакая книга не может сравниться с его книгами».

По традиции в этот день был совершен крестный ход от храма Всех Святых Алексеевского монастыря в скитской храм святителя Тихона Задонского. Ранним утром настоятельница обители игумения Ксения с сестрами, старший священник и духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров, певчие, прихожане и паломники с духовными песнопениями прошли по спящим городским улицам, по аллеям парка Сокольники к скиту, скрытому в лесной прохладе Сокольников.

В скиту утреннее богослужение началось с водосвятного молебна, а затем собравшиеся с молитвой ожидали Крестный ход из монастыря. Под колокольный звон вошли крестоходцы в гостеприимно распахнутые двери. Храм наполнился до отказа. В этом году была организована трансляция богослужения из храма на улицу. Пожилые люди, прихожане с маленькими детьми, не заходя в храм, получили возможность участвовать в богослужении.

Праздничную Божественную литургию возглавил протоиерей Артемий Владимиров. Ему сослужил старший священник скита протоиерей Александр Симаков.

В своем слове по завершении литургии прот. Артемий Владимиров отметил, что в этот праздничный день «лучший всем нам подарок - такое обилие людей, которые стремятся здесь обновиться душой и телом в таинстве причащения, …насладиться тишиной и красотой этого места и …возвратиться во своя си обновленными и просвещенными».

Отец Артемий поздравил Матушку игумению с сестрами обители с престольным праздником и преподнес ей букет цветов.

В ответном слове Матушка Ксения поздравила всех присутствующих с престольным праздником и отметила, что и сама она и сестры находят в скиту ту тишину и покой, которых так не хватает монастырю, стоящему у шумной городской автомагистрали, и с молитвенной радостью посещают храм свт. Тихона Задонского.

В праздничной сестринской трапезе приняли участие Матушка игумения с сестрами, духовенство, певчие, прихожане и сотрудники Алексеевской обители.

В храме святителя Тихона Задонского скита Алексеевской обители по пятницам служится молебен с акафистом свт.Тихону. По завершении молебственного пения протоиерей Александр Симаков проводит беседы на Священное Писание. Дату и время совершения молебнов и бесед можно уточнить в расписании.

Код для блогов / сайтов

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец, родился в 1724 г. в селе Короцко близ Валдая, в Новгородской губернии, в семье дьячка Савелия Кириллова и жены его Домники. Во святом крещении был назван Тимофеем.

“С тех пор, как я начал себя помнить, - вспоминал святитель Тихон, - в доме при матери нашей (отец семейства рано скончался. – Ред.) было нас четыре брата и две сестры; старший брат был дьячком, средний - взят в военную службу, а мы все еще малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище; мать наша сильно скорбела, как воспитать нас. В нашем приходе жил богатый, но бездетный ямщик, - он часто приходил к нам в дом, - и я полюбился ему. Он неоднократно просил меня у матушки и говорил: “Отдай мне Тиму своего, я его вместо сына воспитаю, и все имущество мое - его будет”. Матушка моя, хотя и отказывала ему, - жаль ей было отдать меня, но крайний недостаток в пропитании понудил ее отдать меня этому ямщику, и я хорошо помню, как, взяв за руку, она повела меня к ямщику. Старшего брата в то время не было дома. Когда же он возвратился, то спросил сестру: “Где матушка?” Та отвечала: “Повела Тиму к ямщику”. Брат, догнав матушку, стал пред ней на колени и сказал: “Куда вы ведете брата? Ведь ямщику его отдадите, то ямщиком он и будет. Я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику. Постараемся обучить его грамоте, тогда он может в какой-нибудь церкви определиться в дьячки или пономари”. И потому матушка воротилась домой. Когда бывало дома есть нечего, я ходил на целый день боронить пашню у богатого мужика, чтобы только накормили меня хлебом. Вот в какой нужде воспитывался я”.

Уже в детские годы Тимофей обладал высокой духовной зрелостью. “Он обыкновенно избегал детских игр и любил говорить только о божественном, причем его отзывчивая душа горячо воспринимала всякую беду людскую: и лихую болезнь, и нищету неисходную, и всякую неправду... В воскресные дни и праздники маленький Тимофей, разрядившись в новенькие лапотки, раньше всех являлся в Короцкую церковь и бывал очень счастлив, если ему удавалось или как-нибудь услужить священнику в алтаре, или что-нибудь прочитать или пропеть в церкви”.

В начале 1737 г. (4 февраля и 5 марта) были изданы два указа императрицы Анны Иоанновны, согласно которым все молодые люди духовного происхождения, если они не имели образования и не учились в данное время в школе, должны были поступить на службу в армию. Эти указы, особенно строго исполнявшиеся в Новгородской епархии, побудили многих родителей из духовного сословия отдавать своих детей в духовную славянскую школу при Новгородском архиерейском доме. Мать Тимофея также решила устроить туда своего сына, но наплыв желающих был так велик (в училище собралось до тысячи мальчиков всякого возраста), что для бедного сына дьячка и сироты Тимофея не нашлось в этой школе места и его назначили к исключению из духовного звания и определили в военную арифметическую школу. Но и опять любовь братская спасла его. Другой старший брат Тимофея - Петр, бывший причетником в Новгороде, упросил начальство принять отрока в училище, обещая содержать его. Просьба была принята, и Тимофей под фамилией Савельев (по имени отца) был включен в число учеников.

Вскоре скончалась мать Тимофея. «А я начал, - вспоминал святитель, - продолжать учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию себя. И так бывало: когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам: куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку. Но богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки (стоптанные лапти), и начнут смеяться надо мною и оными махать на меня, говоря: «Величаем тя…» Когда же я посвящен был в викарного епископа и приехал в Новгород, то оные ж и пришли ко мне, по обыкновению, для принятия благословения, но я им сказал: «Вы, братцы, смеялись надо мной, когда мы были в Семинарии малолетними детьми, и отопками, как выше сказано, на меня махали, теперь же и кадилами будете кадить» – в то время иные из них священниками и диаконами были. А они мне: «Прости, владыка святый!» Я же сказал им: «Я шутя вам говорю, братцы».

Учился Тимофей Савельев хорошо. Он успешно переходил в высшие классы и занимался с таким усердием, что ему, ученику богословского класса, доверили преподавание греческого языка. О знании Тимофеем греческого языка, можно судить по следующим обстоятельствам: во-первых, Тимофей одновременно совмещал обязанности ученика и учителя, а во-вторых, он довольно быстро подготовил себе преемника по семинарской кафедре, своего ученика Феодора Сотского, который впоследствии стал видным официальным переводчиком с греческого языка при Св. Синоде.

Только на 30-м году своей жизни Тимофей Савельевич Соколовский (новую фамилию по обычаю того времени он приобрел в семинарии) окончил учебу. Причина, почему святитель так долго - с 1740 по 1754 годы, то есть 14 лет – учился, состояла, в том, что семинария тогда только начинала свое существование. В некоторых классах по необходимости приходилось оставаться не один год.

Уже в те годы обнаруживалась склонность Тимофея Соколовского к монашеской жизни. Он любил в ночное время читать святоотеческие книги и молиться. Однажды майской ночью, находясь в богомыслии, он узрел благодатное видение, о котором рассказал в конце своей жизни: «Я вышел из келлии на крыльцо, которое на северную сторону было, и стоячи размышлял о вечном блаженстве. Вдруг небеса разверзлись, и там такое сияние и светлость, что бренным языком сказать и умом понять никак невозможно; но только сие было кратко, и паки небеса во своем виде стали, и я от того чудного явления более горячее желание возымел ко уединенной жизни; и долго после оного видения чувствовал и восхищался умом, да и ныне, когда вспомню, то ощущаю в сердце моем некое веселие и радость».

10 апреля 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. Через год его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря, а затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря, а вместе с этим членом Духовной Консистории.

Однажды, в день Пасхи, на Божественной литургии во время пения Херувимской песни Тихон подошел вместе с другими священнослужителями к архиерею, который вынимал частицы из просфор у жертвенника. «Помяни мя, Владыко святый”, - сказал Тихон по обычаю архиерейской службы архиерею, целуя его в плечо. Преосвященный Афанасий, и сам того не замечая, ответил: “Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем”. Отец Тихон смутился, но архипастырь, заметив свою ошибку, с улыбкой сказал ему: “Дай Бог вам быть епископом!» Удивительно, но как выяснилось позже, в этот самый день первенствующий член Св. Синода митрополит Димитрий (Сеченов) вместе с Смоленским епископом Епифанием избирали викария для Новгородской епархии. Уже написаны были имена семи кандидатов, выбор которых должен был состояться, как Смоленский епископ сказал митрополиту: “Прикажите написать жребий тверского ректора Тихона”. Митрополит отвечал: “Он еще молод, время не ушло”, - однако имя его было написано. Три раза кидали жребий, и три раза выпадал жребий Тихона. “Ну, знать, так Богу угодно, - сказал митрополит. - Я не туда назначал его”. После митрополит Димитрий сам говорил Тихону: “Я имел намерение перевести тебя в Троицкую лавру архимандритом”.

Хиротония архимандрита Тихона во епископа состоялась в 1761 году. «Я нигда и не мыслил о сем важном сане, чтобы быть мне епископом, а у меня мысли были непременно куда-нибудь удалиться в пустынной монастырь, пострищись в монахи и проводить уединенную жизнь. Но Всевышнего судьбе так угодно, что есмь, недостойный, – епископ».

Сразу после хиротонии епископ Тихон отправился в Новгород. На встречу архипастыря собралось очень много людей, желающих видеть своего святителя, который не так давно был учеником и учителем местной семинарии и которого издавна все привыкли уважать за его истинно благочестивую жизнь. Эта встреча надолго сохранилась в его памяти святителя Тихона. «Случилось, - рассказывал он после своему келейнику, - что между народом находилась, смотря на церемонию, и сестра моя родная, которая прежде вдовствовала в крайней бедности... Поутру же послал я за ней коляску, а она, приехавши, и не смеет войти ко мне в келлию. Я, отворяя двери, сказал ей: “Пожалуй, сестрица”, - и она, залившись слезами, вошла ко мне. “О чем ты плачешь, сестрица?” - спросил я. “Я плачу, - отвечала она мне, - от великой радости, братец! Вспомните, в какой мы бедности воспитывались при матушке, что, бывало, не имели и дневной пищи; а теперь вижу вас в таком высоком сане!” ...Я говорю ей: “Сестрица, ты почаще посещай меня, теперь есть на чем вам приехать ко мне; у меня есть прислуга, лошади и коляска для вас”. А она сказала: “Благодарствую, братец, но иногда и наскучу вам частым приездом”. - “Нет, родная, - сказал я ей, - я никогда не соскучу твоим посещением, я сердечно тебя люблю и почитаю”. Но недолго сестра святителя Тихона наслаждалась своей радостью: через месяц она умерла, и сам святитель отпевал ее.

В июне 1762 года во главе государства стала императрица Екатерина II. Двор, государственные деятели и высшее духовенство (Св. Синод в полном составе) должны были принимать участие в предстоящих торжествах. Для управления текущими делами Церкви на пост председателя Синодальной конторы было решено назначить викария Новгородского епископа Тихона, что свидетельствует о его способности решать сложные вопросы церковной жизни. 1 января 1763 года скончался Воронежский епископ Иоанникий. Екатерина II вынесла распоряжение: “Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому”.

В течение четырех с половиной лет управлял Воронежской епархией епископ Тихон. Он неустанно трудился над исправлением нравов воронежской паствы, наставляя словом, но наиболее своей собственной праведной жизнью. В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы. В пределах войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования.

Епископские труды сильно подорвали и без того слабое здоровье епископа Тихона. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой. «У него всегда простирались мысли ко уединению и пустынной жизни вспоминал впоследствии его келейник, - о чем он часто говаривал: «Если бы можно было, я бы и сей сан с себя сложил, и не токмо сан, но и клобук и рясу снял с себя и сказал бы себе, что я простой мужик, и пошел бы себе в самый пустынный монастырь и употребил бы себя в работу, как-то: дрова рубить, воду носить, муку сеять, хлебы печь и прочее; но та беда, что у нас в России сего сделать не можно».

Именно в уединении святитель Тихон стяжал обильные духовные дарования и стал великим учителем христианской жизни.

Первоначальным святитель поселился в самом глухом монастыре Воронежской епархии - Спасо-Преображенском Толшевском. Братия монастыря происходила исключительно из крестьян, и богомольцев приходило очень мало. Святителю Тихону нравился этот монастырь: «Вот здесь, - говорил он, - на монастырь походит, самая монашеская и уединенная здесь жизнь». Здесь он хотел провести остаток жизни. Однако из-за сильной сырости и плохой воды святитель был вынужден перебраться в Богородский Задонской монастырь, где и прожил около пятнадцати лет до конца своей жизни. Он занял небольшой каменный домик раядом с колокольней, состоящий из трех комнат (приемной, кабинета-спальни, комнаты для келейников), прихожей и кухни, пристроенной с западной стороны.

Но вскоре, восстановив здоровье, святитель стал скорбеть, что мало потрудился для Церкви, и хотел вернуть к пастырской деятельности, которую, как ему думалось, он оставил слишком рано. Смущала его и та мысль, будто бы он незаслуженно получает пенсию. В душеном смятении целыми днями святитель Тихон сидел, затворившись в своей келлии и не выходил из нее. Только слышны были его быстрые шаги по комнате и молитвы. Он ждал указания Промысла Божия и получил его через слова простого, но уважаемого старца Аарона, к которому отправил за советом своего келейника. Выслушав его старец Аарон сказал: "Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда". Kелейник передал это Преосвященному. "Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда", - и разорвал уже написанное прошение о возвращении на кафедру. Но не скоро обрел святой отшельник спокойствие. Он все еще не знал, на что употребить свои силы, чему, какому делу посвятить свое свободное время, которое прежде было отдано служению Церкви. И в таком неопределенном положении святитель Тихон провел целый год. Закончилась эта борьба довольно неожиданно. Как свидетельствует келейник святителя Тихона Иоанн Ефимов, “по прошествии года, однажды, лежа на диване, святитель стал вдумываться в свое положение и в свои мысли и так строго и решительно начал обдумывать их, что весь был облит чрезмерным потом. Потом он вдруг встал с дивана и громко воскликнул: “Господи! Хоть умру, но не пойду!” От этого часа уже не так стали беспокоить его такие мысли, а другой год, находясь там, проводил в спокойствии духа и в...веселии сердца, потому что был напоен духовной радостью”.

В уединении святитель полностью посвятил себя духовному деланию: молитве, богомыслию, литературным трудам. Вот что рассказывал о жизни святителя Тихона его келейник: «Ночи он имел привычку провождать без сна, а ложился на рассвете, - рассказывал клейник святителя. - Упражнением его были в ночное время молитвы с поклонами, но притом не хладные его молитвы были, но самые горячие, от сокрушенного сердца происходили, так что иногда и гласно вопил он: «Господи, помилуй! Господи, пощади!» И присовокуплял еще: «Кормилец, помилуй!» Сам же главою ударял об пол. Все же сие происходило в нем от великого внутреннего жара и любви к Богу.

Он имел обычай всегда во время обеденного стола слушать чтение Священного Писания Ветхого Завета; я же и читывал оное. Но при сем замечательно и то, как велика и горяча была его любовь к Богу. Он редко кушал без умилительных слез, а паче, когда читали книгу Исаии пророка. Иногда прикажет: «Паки читай сию же главу»; сам, положа ложку, начнет плакать. Он мало и редко разговаривал о светских делах, разве с благородными о военных действиях, и то редко говаривал, но первые его разговоры были о вечности.

Объявлю же и о нестяжательной келейной его жизни, ибо он имел только самое нужное и необходимое. Постеля у него была – коверчик постлан да две подушки; одеяла не имел он, но шубу овчинную, китайкою покрытую; опоясывался ременным поясом; также и ряса у него одна была, но и та суконная гарусная, да две зимы в лаптях ходил, но только в келлии в оных ходил, и скажет: «Вот как спокойно ногам в лаптях ходить»; Замечательно в нем было и то, что он весьма осторожен был, чтобы к какой вещи временной и тленной не привязан был ум его: придет, бывало, от обедни, снимешь обыкновенно с него рясу, станешь складывать, а он возьмет ее из рук моих и, бросив на пол, скажет: «Это бредня, братец; давай на стол скорей, я есть хочу». В келлии его никакого убранства и украшения не было, кроме святых картин с изображением Страстей Спасителя нашего и прочее, но все соответствовало его смиренномудрию и нестяжанию.

Объявлю теперь о милостивых и милосердных его деяниях. Он с охотою внимал гласу вопиющих к нему: питал сирот и беспомощных, милосерд был к нищете и убожеству – словом, он все раздавал, как-то: деньги, кои из казны получал и что привозили к нему старшины донских казаков; также из городов Воронежа и Острогожска благородные и купцы богатые присылали немалое количество денег, но он не только деньги, но и самое белье раздавал, а оставалось лишь то, что на себе имел. Иногда и то бывало, что приходящему бедному и откажет, но только расспросит, откуда и какой человек. На другой день приходил в сожаление, призовет меня и скажет: «Вчера отказал я такому-то бедному, возьми деньги, пожалуй, отнеси ему; так, может быть, и утешим его». И всем бедным, приходящим к нему, весьма удобный был приступ. Смиренномудрие в нем было удивительное: из приходящих поселян стариков сажал при себе и с ними ласково и много разговаривал о их сельской жизни и, снабдя их нужным, отпускал их радостными. Также близ монастыря живущих экономических бедных крестьян, а паче вдов и сирот, он на своем коште содержал и за них подушные и прочие казенные подати платил, хлебом кормил и одеждами одевал их – словом, во всех нуждах помогал им. Замечательно было: в который день приходящих бедных более бывало у него, и когда больше раздаст денег и прочего, в тот вечер он веселее и радостнее был; а в которой день мало или никого не было, в тот день он прискорбен был.

Малых детей экономических крестьян приучал он к обедне ходить, и чем же? Когда он из церкви пойдет, то они за ним все идут; войдет в переднюю келлию, и они за ним войдут, по три поклона земных положат, единогласно и громко скажут: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» А он скажет им: «Дети, где Бог наш?» Они так же единогласно и громко скажут: «Бог наш на небеси и на земли!» – «Вот хорошо, дети», – и погладит рукою всех по голове, даст по копейке и белого хлеба по куску, а в летнее время по яблоку оделит их. Когда же, по слабости своего здоровья, не бывал в обедне, то дети придут в церковь, посмотрят – нет Его Преосвященства в церкви, они и уйдут вон; когда же я приду к нему от обедни, то он спросит: были ли дети в обедне? Скажешь, что входили в церковь, посмотрели, что нет Вашего Преосвященства в церкви, и ушли по домам. Он улыбнется и скажет: «Это беда: они, бедные, ходят к обедне для хлеба и копеек. Что ты их не привел ко мне? Я весьма радуюсь, что они ходят к обедне».

Любвеобильности и заботе святителя Тихона о спасении душ человеческих говорит также следующий пример. Однажды некий помещик, вольнодумный и вспыльчивый, разговаривая со святителем, пришел в такую ярость от его суждений о Боге, ударил архипастыря по щеке. Святитель пал своему собеседнику в ноги говоря: «Простите меня Бога ради, что я ввел вас в такое исступление». Смирение и кротость святого отца настолько поразили гостя, что он со слезами упал к его ногам и умолял о прощении. Это было хорошим уроком для дворянина, и с тех пор он стал добрым христианином.

Однако несмотря на всю искренность действий святителя Тихона, недобрые люди находили поводы соблазняться его жизнью. Пересудам подвергались его выезды из монастыря в уединенную келлию, его подвиги благотворения, и особенно частое посещение темницы.

Однажды, когда он проходил мимо братской трапезной, то рабочие, рубившие дрова, стали бросать вслед ему поленья, произнося обидные слова: «Вон наш ханжа, ходит по монастырю, все ханжит». Возвратясь в свою келлию, Преосвященный попросил келейника позвать к себе монаха Митрофана, с которым и поделился своей скорбью. Старец Митрофан молвил: «Это, Владыко, вам хорошо, что делают вам озлобление: аще кого человецы укоряют и поносят, того Бог превозносит и прославит на небеси и на земли». Святитель сказал: «Благодарю тебя, о. Митрофан, что ты скорбь мою отогнал, знать, Господь тебя вразумил; хотя бы и мог отомстить им и несчастливыми сделать, но не хочу сего творить. Господь сказал нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44). В ответ на насмешки подвижник говорил: «Видно, Богу так угодно, что и служители смеются надо мной. Да я же и достоин этого за грехи мои и еще мало мне этого». И добавлял: «Ну, долго ли мне обидеть их? Да не только их, но и начальнику я скоро бы отмстил, но не хочу никому мстить, прощение лучше мщения».

Плодами подвижнической жизни святителя стали такие шедевры духовной письменности, как «Сокровище духовное от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». По рассказам келейников святитель работал над книгами в особом, вдохновенном настроении. «Когда что-либо я писывал у него, - вспоминал келейник Иван Ефимов, - слово его столь иногда скоротечно из уст его проистекало, что я не успевал писать. А когда не столь Дух Святый в нем действовал, то от непространных его мыслей или от задумчивости отсылал он меня в свою келлию, а сам, став на колена, а иногда крестообразно распростерт, мАливался со слезами Богу о ниспослании Вседействующего. Призвав же паки меня, начнет говорить так пространно, что я не успевал иногда рукою водить пера». Сочинения святителя Тихона всегда были любимым чтением тех, кто ищет подлинной духовной жизни. «Пользуются ими многие, ищущие душевного спасения, - пишет келейник святителя Василий Чеботарев, - некоторых дознал я, кои от чтения его книг презрели суету мира сего, взяли крест свой и потекли во след Христа. О, сколь многих людей, жаждущих вечного спасения, духовная струя сия напояла в маловременной сей жизни, но и по преставлении его в блаженную вечность напояет своими душеполезными сочинениями!»

25 декабря 1779 г., в праздник Рождества Христова, находясь на богослужении святитель почувствовал себя как-то особенно плохо и даже был вынужден выйти их церкви. С этого времени и до самой кончины святитель никуда не выходил из своей келлии и только изредка принимал посетителей - самых близких к нему духовных чад, а в ночное время посещал заключенных. Еще более он углубился в свои излюбленные размышления о смерти и вечности. В чулане его домика стоял гроб, и смотря на него, святитель говорил: “Вот до чего довел себя человек, что, будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю”.

В этот период своей жизни святитель Тихон много молился псаломскими словами: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть» (Пс. 38, 5). И вот однажды он услышал голос: «Конец твоей жизни будет в день недельный (воскресный. – Ред.)». Это известие святой отец как тайну открыл только схимонаху Митрофану. Именно в воскресенье 13 августа 1783 года святитель Тихон Воронежский скончался на 59-м году жизни. Погребли его в Задонском монастыре, под алтарем соборного храма в честь Божией Матери Владимирской в особом склепе. Согласно завещанию, оставшиеся вещи святого отца были распределены между теми, кому предназначались, или розданы бедным, а некоторые проданы и вместе с оставшимися деньгами (всего 14 руб. 50 коп.) розданы нищим. Сочинения в том же году были отправлены келейником в Святейший Синод.

С каждым годом место погребения святителя привлекало все больше и больше паломников. Многочисленные знамения, чудеса и исцеления происходили в монастыре по молитвам к святому.

Так, в Ельце восьмилетний мальчик заболел глазами. От ужасной боли он не находил покоя ни днем, ни ночью. За две недели веки перестали закрываться, а зрачки сделались белыми, как от бельма. Мать привезла больного сына в Задонск к врачам. Полтора месяца лечения нисколько не улучшили состояния больного. Тогда мать, как бы проснувшись, вспомнила о чудесных исцелениях у гроба святителя Тихона. После первой же молитвы мальчик уснул прямо у гроба святителя. Во сне он увидел старца, выходящего из царских врат и говорящего: “Кто грешен, молитесь!” Мальчик ответил: “Я грешен”, - и заплакал. Когда он, проснувшись, рассказывал этот сон, то уже четко видел все предметы.

Послушник Задонского монастыря, близкий ученик святителя, Никандр Бехтеев рассказывал, что через три года после кончины святитель Тихон в небесной славе явился своему другу по духу и жизни схимонаху Митрофану и сказал ему: «Отец Митрофан! Всемогущий Бог хочет прославить меня», - и потом сделался невидимым. «С того времени, - свидетельствует послушник Никандр, - потек от всех мест народ для поклонения святителю и начали служить при гробе его панихиды».

Постепенно все места, так или иначе связанные с жизнью святителя Тихона, стали приобретать известность. Два колодца в окрестностях Задонского монастыря, вырытые руками св. отца в местах, где он любил уединяться для молитвы и богомыслия, стали посещаться паломниками. В 1813 г. на одном из них была построена церковь в честь Божией Матери, а через несколько лет - богадельня. В 1833 г. было начато строительство женского монастыря, который впоследствии был назван Тихоновским. На другом колодце был сооружен скит, который впоследствии также был назван Задонско-Тихоновским.

Святейший Синод, рассмотрев изложенные обстоятельства и многочисленные свидетельства чудесных исцелений по молитвенным призываниям благодатной помощи Святителя, обратился с докладом к Его Императорскому Величеству Александру Николаевичу с предложением признать почившего Тихона в лике святых и нетленное тело его мощами святыми, а память Святителя праздновать в день преставления его 13 августа. На упомянутом докладе Святейшего Синода Государь Император собственноручно написал: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».

На торжества открытия мощей святителя Тихона 13 августа 1861 года прибыло около 300 тысяч человек. Митрополит Санкт-петербургский Исидор, возглавлявший торжества, говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, - и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…».

Жизнь святителя Тихона повлияла на самые разные слои русского общества. Светлый образ епископа-подвижника имел не только чисто религиозное, но и общекультурное значение. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский свидетельствовал о себе, что «давно с восторгом принял в свое сердце» образ святого Тихона Задонского и именно в его личности увидел образец прекрасного человека. «Почем мы знаем, - писал Достоевский, - может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература, а не Лаврецкий, не Чичиков, не Рахметов и прочие».

После революции мощи святителя Тихона разделили судьбу многих русских святынь. 28 января 1919 года специальной комиссией было произведено освидетельствование мощей святителя Тихона. Однако вскоре останки святого вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой. Вскрытие гробницы святителя Тихона, особенно после явления нетленных мощей, быстро стерлось в народном сознании.

Возвращенные мощи святителя до весны 1922 года находились под опекой насельников Задонского Богородицкого монастыря, позже их хранителями стали раскольники-обновленцы, которые при содействии богоборцев захватили святую обитель, а в 1932 году святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца, откуда попали в Орловский краеведческий музей. Там они пребывали в запасниках до Великой Отечественной войны. Во время боев, превративших Орел в руины, верующим удалось спасти и сохранить святыню.

Позднее, с наступлением мира, мощи святителя Тихона Задонского были открыто выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году. Однако во время новой атеистической кампании при Н. С. Хрущеве мощи Задонского чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея. Лишь в 1988 году чтимая чудотворная святыня передана была Орловской епархии. Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью - под своды Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 13 (26) августа 1991 года. С тех пор мощи Задонского чудотворца неотлучно пребывают во Владимирском соборе, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой.

Будущий святитель родился 19 января 1865 года в семье священника. В крещении Василий. Дети в семье не были избалованы. Выполняли любую работу по дому: и полы мыли, и за скотиной ходили; все могли своими руками делать. В возрасте 13 лет покидает родительский дом: поступает в семинарию. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам. Ребята прозвали его архиереем. В академии к нему пришло новое прозвище - Патриарх, которое оказалось пророческим. В 26 лет он принимает постриг с именем Тихон.
Ректор духовной семинарии, архимандрит, епископ Люблинский. При переводе с этой кафедры рыдающие люди живой преградой легли на рельсы перед его поездом; его очень любили. Затем рыдала православная Америка, где его до сих пор величают Апостолом Православия. Затем Ярославская кафедра, потом Виленская и Литовская. Везде стяжал он любовь людскую.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну».
Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. Это было очень непростое патриаршество: время было лютое, принятие непростых решений было неизбежностью. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил Святитель.
Он молился за Отечество и народ со слезами: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...»
Аресты, покушения... Всё претерпел Святейший...

19 января (ст. ст.) 1918 года Патриарх Тихон издал своё знаменитое Воззвание, которое, в частности, гласило:

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.

Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех» (1Кор. 5:13).

Патриарх осудил тех, кто:

гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И всё это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдалённых окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).

Всё сие преисполняет сердце Наше глубокою болезненной скорбью и вынуждает Нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1Тим. 5:20).

«Все, взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26:52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9—10). Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».

От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. <…>

21 июля 1918 года в слове, сказанном по Евангелии в Казанском соборе на Красной площади, осудил расстрел Николая II и то, что «Исполнительный комитет одобрил это и признал законным».

В архиве издательства «Даниловский благовестник» хранится общая тетрадь, полученная в апреле 1994 года от Надежды Эммануиловны Шульц. В ней – дневниковые записи священника, побывавшего на похоронах святителя Тихона в марте/апреле 1925 года. К сожалению, известно об авторе только то, что он приехал в Москву из Ленинграда; даже имя его установить не удалось. Однако нам кажется, что эти записи интересны и важны не только для церковных людей, но и для всех, кто интересуется историей России.

«В вере и надежде и любве и кротости и чистоты и в священном достоинстве благочестно почил еси приснопамятный» (Тропарь, глас 2. Последование свящ. погребен.).

Весть о кончине Святейшего Патриарха Тихона была получена в Ленинграде в среду 8 апреля 1925 года.
Господу угодно было подвергнуть Русскую Церковь новому испытанию. Известия подтвердились.

Сомнений быть не могло. Душа невольно рвалась туда. В Москву, где на отдаленной окраине города в древнем монастыре почивает во гробе Великий Начальник Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Господь судил и пишущему эти строки с благословением православных епископов Ленинграда побывать в Москве в наступившие исторические дни, поклониться праху почившего Первосвятителя и облобызать неподвижно лежащую руку Страдальца за веру православную и Церковь Российскую.

Святитель Тихон Московский

Уже на вокзале чувствовалось, что в Москве творится что-то необычайное. Извозчики наперерыв предлагают довезти к Донскому. Народ массами стремится к трамваю, особенно осаждают № 11 и Б и другие, идущие к Калужской площади, к Донскому монастырю. В трамвае часто слышатся разговоры о Святейшем. Чем ближе подходит трамвай к Калужской площади, тем все заметнее движение народа по одному направлению; сначала точно маленькие ручейки текут по отдаленным концам Москвы, и, чем ближе к Донскому, тем они становятся шире и полноводнее. На Калужскую площадь уже из всех улиц вливается широкой волной людской поток, как в водовороте, повернувшись на площади сплошной массой, устремляется в Донскую улицу. Более счастливые, т. е. сидящие в трамвае № 11, едут до Донского проезда. Здесь – новая картина. Саженях в 20-ти от трамвая начинается длиннейшая, растянувшаяся версты на полторы очередь желающих поклониться гробу Святейшего. Стоят по четыре человека в ряду; очередь тянется к воротам монастыря, через обширный монастырский двор до большого летнего собора. Здесь она разделяется на две половины, с двух сторон подходят к гробу Святейшего по два человека с каждой стороны, прикладываются и выходят из северный дверей во двор. Поклонение почившему во гробе Первосвятителю началось в среду и беспрерывно продолжается день и ночь, не прекращаясь во время богослужений. Кто может сосчитать, сколько прошло народа за эти дни. Говорили, что в одну минуту проходило 100–120 человек, т. е. 160–170 тысяч в сутки. То медленнее, то быстрее движется очередь; целуют Крест, Евангелие и одежды Святейшего и, как выражаются газеты, вежливо, но быстро выпроваживаются дальше, «чтобы освободить место новым поклонникам». Духовенство пропускалось вне очереди через северные двери (очередь идет через западные двери). Около дверей собора и по аллее расположились продавцы карточек святейшего и его сотрудников. Особенное впечатление производит снимок: Святейший на смертном одре. Прекрасный добротою паче всех человек бездыханен во гроб полагается.
Я не скажу, чтобы первой мыслию были забота о судьбах Российской Церкви, кормчий которой, опытный и мудрый, которому все верили, которого любили все верные и на которого с таким ожесточением напали враги, на веки закрыл свои очи, так ласково смотревшие на всякого обращающегося к нему, сомкнул уста, умевшие так тепло сказать слово утешения, так твердо и авторитетно слово правды и так неподражаемо остроумно обмолвиться шуткой, иногда настолько загадочно глубокой, что не все сразу понимали, что хочет сказать этот ласково улыбающийся старец.
Нет, прежде всего перед умственным взором встал сам этот величавый старец именно как человек, как живая обаятельная личность. Не напрасно носил Он титул «Святейшего». Это был действительно Патриарх. Отец Отцов. Год тому назад я видел Святейшего, окруженного более 20-ти епископами, среди которых не только молодые, но люди почтенного возраста, как митрополиты Петр, Серафим и другие. Казалось, я вижу доброго-доброго старика Отца, окруженного родными детьми, живущими в разных городах нашей обширной родины и съехавшихся на Его именины. Каждый имеет свои заботы, свои огорчения, печать которых еще лежит на их задумчивых лицах. Но вот появляется Отец, ласково треплет по плечу одного, обнимает другого, улыбается третьему, скажет ласковое слово четвертому, и заметно, как разглаживаются скорбные морщины на старческом лице седого угрюмого архиепископа, повеселело на сердце у молодого викария, просветлело лицо старика митрополита, восторженно смотрит в глаза старика Патриарха молодой ученый епископ. И теперь этого Отца не стало: осиротели епископы, осиротело духовенство, сиротой стал православный русский народ, вдовой – Русская Православная Церковь. На ступенях лестницы и при самом входе в собор стояло несколько человек распорядителей (о чем свидетельствовали черные повязки с белым крестом на рукаве), наблюдавших за порядком и не впускавших никого, кроме священнослужителей. Из собора непрерывным потоком шли уже поклонившиеся погибшему Патриарху. Небольшой храм полон народа, и только от западных и северных дверей до гроба оставлен свободный проход. Служил панихиду Преосвященный Прокопий с сонмом духовенства. Я остановился около гроба и склонил колени. Дубовый гроб стоял на возвышении посредине собора. Патриаршая мантия покрывала его. Лик Патриарха закрыт воздухом, в руках Крест и Евангелие. Руки также закрыты. Тропические растения высились вокруг гроба, и оставался свободным только проход с обеих сторон, по которому беспрерывным потоком или двумя бесконечными лентами шли желающие приложиться. Около гроба у возглавия стояли два иподиакона с рипидами, дальше по два иподиакона с каждой стороны гроба, пропускавшие народ.
Рядом с нами у ног Святейшего – аналой, на котором сиротливо высился патриарший куколь, еще два иподиакона, из коих один держал патриарший Крест, другой – патриарший посох. У возглавницы около цветов было несколько венков с надписями, один из коих от архиепископа Кентерберийского.
Народ прикладывается к Кресту и Евангелию и целует одежды Святейшего. Сделав земной поклон, я наклонился над гробом Святейшего и попросил открыть руку Патриарха. Стоявший иподиакон исполнил мою просьбу, и я припал к благословлявшей и меня когда-то руке, но теперь лежавшей неподвижно. Рука Святейшего была мягкая, теплая. Не желая задерживать народ, я отошел от гроба к амвону и стал молиться. После панихиды я вошел в алтарь Архимандрит Нил сообщил мне, что Преосвященный Венедикт находится здесь с четверга, что на Литургию завтра назначено 12 архиереев и 24 священника, среди которых один наш ленинградский протоиерей Пашкевич, что едва ли будет возможно какое-либо изменение утвержденного церемониала, так что обедню мне разрешат служить только где-либо в другом месте, облачение же как приезжему будет выдано. И далее рассказал порядок богослужения на завтрашний день. Духовенство, не участвующее в служении Литургии, собирается в теплом храме, облачается и к 12-ти часам приходит в летний собор и занимает места вокруг гроба.
На стене в алтаре было помещено расписание служб при гробе Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в котором значилось:

Пятница Литургия Епископ Прокопий
Панихида Стефан
Иннокентий
Гавриил
Суббота Литургия Епископ Прокопий
Панихида Борис
Всенощная Митрополит Петр, Сергий, Тихон, Серафим.
Епископы: Николай, Борис, Сергий и Прокопий.

Большой собор Донского монастыря

Могила приготовлялась в теплом храме около стены на южной стороне. В соборе не было никого, кроме рабочих, т. к. вход был закрыт, дабы не мешать работать. Меня как священнослужителя пропустили беспрепятственно. Везде, во всех мелочах видна была разумная распорядительность; такое внимание к духовенству, вообще неизбалованному на этот счет, конечно, было внушено распорядителями. Нужно отдать им справедливость, распоряжались они умело и толково. Глубина могилы не более 2-х аршин. Пол был уже выложен камнем, и рабочие укладывали стены. Я ушел в отдаленный конец монастырского кладбища, чтобы наедине среди могил несколько прийти в себя и разобраться в этих так быстро нахлынувших впечатлениях. Во весь свой богатырский (физически и духовно) рост вставал почивший Первосвятитель.
От личных воспоминаний я перешел к общецерковной деятельности почившего. После падения самодержавия Святейший Патриарх Тихон вступил на Патриарший престол, вдовствовавший более 200 лет, не ожидая для себя ничего, кроме тернового венца, но Он шел на этот подвиг, так как туда звал Его Христос, так этого требовало благо Церкви. Отбросив всякие мирские соображения, всю мирскую мудрость, Он руководствовался только верой во Христа Иисуса и, пламенея любовью Христовою, видел только измученных и нравственно, и физически людей, часто даже растерявших веру, и во всех от мала до велика прозревал живые души. Для него было все равно, кто перед ним: бывший генерал, бывший дворянин, крестьянин или рабочий. Ни до, ни после революции он не был заражен модною болезнью различать людей по их социальному положению. Он видел во всех образ Божий и любил, и жалел их. Вот чем объясняется Его безграничная ласка к людям. Если билось в них верующее сердце, душа, ищущая Бога, он принимал всех, как отец – блудных сынов, и заколал для них тельца упитанного, хотя знал и видел, что недовольство известных кругов против него растет. Но он не обращал на это внимания и делал дело Божие. Когда же окружившие его, как ученики Господни в саду Гефсиманском, испугались приведенных Иудой-предателем и разбежались, он остался один, но ни минуты не поколебался ответить: «Да, я Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Это было не только красиво, это была великая победа Духа, победа веры. Вся Русь дрогнула, и началось великое собирание церковных сил, возвращение к соборности.
Около 5-ти часов я отправился в собор. Постепенно начало собираться духовенство. Пришли ленинградский протоиерей Николай Пашкевич, протоиерей Рождественский, Киевского подворья иеромонах Никон, затем Преосвященный Борис, епископ Можайский; епископ Трифон. Епископ Борис благословил облачаться, и мы вышли на панихиду. Больно в сердце отзывались слова служащих. О упокоении раба Божия Великого Господина и Отца Нашего Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. После панихиды я уже не выходил из собора, так как народу прибывало все больше и больше, и вернуться обратно было бы затруднительно.
В алтаре духовенство собиралось. Сначала потянулись московские батюшки, а затем почти сразу пришли монашествующие Донского монастыря и иподиаконы, затем снова духовенство с разных концов Москвы. Наконец, один за другим начали прибывать епископы. Преосвященный Борис отдал последние распоряжения. На правой стороне алтаря появился белый клобук – это митрополит Серафим Тверской и с ним митрополит Сергий без клобука. Прибыл и наш владыка Преосвященный Венедикт Кронштадтский. Согласно данному мне епископом Николаем (Сестрорецким) разрешения, я просил благословения Владыки на участие в служении. Наконец прибыл Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященный Петр, митрополит Крутицкий. Владыка Местоблюститель благословил меня принять участие в служении Всенощного бдения и отпевания, а Литургию совершить в церкви Св. Саввы Освященного.
Всенощное бдение совершалось праздничное – Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение). Служил архимандрит Владимир с протодиаконом Холмогоровым. На литию выходил митрополит Сергий. После литии им было сказано теплое слово о почившем Патриархе.

– Что привлекло сюда такое множество народа? – говорил Владыка. – Какое-либо торжество, или празднество, или, может быть, любопытное зрелище? Нет. Не любопытство, не получение удовольствия, а смерть отца. Нас привлек сюда этот гроб, в котором почивает Великий Господин и отец наш Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

Его святительская деятельность и до избрания в Патриархи никогда не сопровождалась внешним блеском. Его личность не была заметна. Казалось, что Он не имел никаких особенных дарований, которыми Он мог бы блистать. Как будто даже ничего не делал. Не делал, но всегда его деятельность была плодотворна по своим результатам, не делал, но при нем какой-то маленький приход превратился в Американскую Православную Церковь. Тоже было в Литве и Ярославле, где последовательно служил Святейший в сане архиепископа. Тоже повторилось и в Москве. Казалось, что Он ничего не делал, но тот факт, что вы собрались здесь под сенью православного храма, есть дело рук Святейшего. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Им мы живем, движемся и существуем как православные люди. По своему характеру погибший Святитель отличался величайшей благожелательностью, незлобивостью и добротою. Он всегда одинаков был верен себе и на школьной скамье, и на пастырской, и архипастырской ниве вплоть до занятия Патриаршего Престола. Он имел особенную широту взгляда, способен был понять каждого и всех простить. А мы очень часто Его не понимали и еще больше огорчали своим непониманием, непослушанием, своим отступничеством. Один Он безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. За что любил его православный русский народ.

Каким образом у почившего созрели такие высокие редкие добродетели? Любил православный народ своего Патриарха, потому что Он возрастил эти богатые добродетели на почве Церковной при благодатной помощи Божией. Свет Христов просвещает всех, и этот свет Христов был тем светом, который путеводил погибшего во время его земной жизни. Будем надеяться, что за высокие качества милосердия, снисходительности и ласки к людям Господь будет милостив и к нему, предстоящему теперь пред Престолом Всевышнего.

Не точно, не буквально, отрывочно я записал эту речь, но и в этой бледной записке видна основная мысль митрополита Сергия, и мне кажется, что эта лучшая характеристика Святейшего, какую я слышал за эти дни. На полиелей выходили, если не ошибаюсь, около 20-ти архиереев, в том числе митрополиты Петр, Сергий, Серафим, Тихон и другие епископы, указанные в расписании. К ним присоединились епископ Венедикт и другие. Священников было около 60-ти человек. Истово совершается богослужение. Превосходно поют хоры певчих Чеснокова, Астафьева и другие. А толпы народа бесконечной вереницей идут ко гробу Святейшего, молятся, прикладываются и уступают место другим, все новым и новым поклонникам. Только когда митрополит Петр совершал каждение после величания, на время остановился людской поток, а после чтения Евангелия вновь пошел, чтобы не прекращаться всю ночь. Всенощная окончилась в 11 часов, и начались панихиды и чтения Евангелия, продолжавшиеся всю ночь до Литургии. Владыка Венедикт, живший в Москве с четверга, рассказывал мне многое, что я уже слышал от разных лиц, но теперь это было собрано воедино. Кроме того, Владыка поведал мне и свои личные впечатления. Святейший умер в ночь со вторника на среду. Во вторник было Благовещение, но Святейший не служил, т. к. чувствовал себя плохо. Литургию в последний раз совершал Святейший в воскресение в храме Вознесения на Никитской улице. В понедельник Он был намерен служить Всенощную в храме Благовещения на Тверской улице, а во вторник Благовещения – Литургию у Благовещения в Елохове.
Вследствие болезни зубов у Святейшего была произведена операция, но не все благополучно, т. к. появилась опухоль и Святейший чувствовал себя не в состоянии служить: как говорили, послал свою мантию митрополиту Петру, давая тем знать, чтобы последний отслужил за него в назначенных храмах. Опухоль опала, но Святейший не чувствовал себя лучше.
Святейший все время находился в лечебнице Бакуниной на Остоженке, откуда довольно часто выезжал служить. Одни говорили, что 25 марта днем Святейший чувствовал себя лучше и даже занимался делами, читал письма и бумаги и писал резолюции. Другие, наоборот, утверждали, что Святейший уже с воскресенья не мог не только писать и читать, но почти без сознания лежал в постели. Как бы то ни было, часов около 10-ти вечера Святейший потребовал умыться и с необычайной для него строгостью серьезным тоном, «к которому я не привык», рассказывал келейник, сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная-длинная, темная-темная». Несколько времени Он лежал спокойно. Потом сказал келейнику: «Подвяжи мне челюсть», – и настойчиво повторил это несколько раз: «Челюсть подвяжи мне, она мне мешает». Келейник смутился и не знал, что делать. «Святейший бредит, – сказал он сестре. – Просит подвязать челюсть». Та подошла и, услышав от него такую же просьбу, сказала: «Вам тяжело будет дышать, Ваше Святейшество». «Ах, так… Ну, не надо, хорошо», – ответил Святейший. Затем немного уснул. Проснувшись, Он подозвал келейника, сказал: «Пригласи доктора». Сейчас же было послано за доктором Щелканом, а до его прибытия пришли врачи лечебницы. Пришедший Щелкан стал на колени у постели Святейшего, взял Его за руку и спросил: «Ну как Ваше здоровье, как вы себя чувствуете?» Святейший не ответил. Щелкан держал руку Святейшего, замирающий пульс говорил ему, что здесь совершается таинство смерти. Он обвел глазами присутствующих врачей в знак того, что жизнь угасает, – надежда на благополучный исход иссякла.

Альманах «Даниловский благовестник», № 23