«Именно здесь ей было явление Святой Троицы. О разных иконах пресвятой троицы

23 мая в Свято-Введенском женском монастыре прошли первые малые Тихвинские Таисиинские чтения, посвященные Столетию памяти Великой игумении. Это один из четырех монастырей, в котором подвизалась матушка Таисия в течение своей жизни. Именно в нем начался монашеский путь благодатной подвижницы благочестия Русской Церкви XIX - нач. XX в. Здесь она приняла иноческий постриг, прожив в монастыре десять лет - с 1862 до 1872 г.

Начиная с 2000 года прихожане Леушинского подворья в день Ангела матушки Таисии приезжали на богомолье в Тихвинскую обитель, когда она еще была закрыта, молились, омывались в водах Святого ручья. После открытия монастыря в этот день стали служить Литургию и совершать панихиду памяти леушинской игумении. Однако никогда еще День Ангела матушки Таисии не проходил на таком высоком уровне. Организатором проведения Тихвинских Таисиинских чтений выступила Тихвинская епархия. Дата и место проведения этого мероприятия были выбраны не случайно: 23 мая - день тезоименитства игумении Таисии (Солоповой) и день её иноческого пострига во Введенском девичьем монастыре г. Тихвина. В 2015 году отмечается столетняя годовщина упокоения Леушинской Игумении.

В Чтениях приняли участие представители Санкт-Петербурга, Тихвина, Лодейного Поля, Череповца, Боровичей, Мурманска, пос. Мяксы, были гости из Финляндии.

Чтения открылись Божественной литургией в монастырском соборном храме. Литургию совершили иеромонах Иоанн (Булыко), протоиерей Геннадий Беловолов, протоиерей Сергий Филонов, иеромонах Киприан (Галкин), иерей Михаил Ломакин. После Литургии была отслужена заупокойная лития по игумении Таисии и совершено освящение вод Введенского ручья, опоясывающего святую обитель. Некоторые паломники тут же омылись в освященных водах.

Затем перед главным собором прямо под открытым небом был проведен праздничный концерт. Гости услышали классические произведения в исполнении лауреата международных конкурсов, участника программ Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова детского ансамбля скрипачей «Тутти» из Санкт-Петербурга (руководитель - заслуженный работник культуры Ольга Щукина). Дети Воскресной школы «Свечечка» при Спасо-Преображенском соборе г.Тихвина декламировали стихи матушки Таисии (руководитель Наталья Дмитриева). Мальчики-аккордеонисты из семейного дуэта порадовали слушателей виртуозным исполнением произведения Антонио Вивальди «Зима». Настоятельница Введенской обители игумения Тавифа (Федорова) на правах хозяйки мероприятия обратилась к собравшимся с приветственным словом. Матушка Тавифа отметила важность проведения Таисиинских чтений в Тихвине. Именно в Тихвине начался подвиг монашеского делания великой подвижницы - старицы Таисии, и именно здесь ей было явление Святой Троицы. Она поделилась с участниками Чтений своим желанием именовать обитель «Крестокрещенской», согласно с Божественным откровением, полученным матушкой Таисией.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма исторического Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, по благословению настоятельницы взял на себя обязанности ведущего мероприятия. Со свойственной ему харизмой батюшка обращался к аудитории, рассказывая о тех или иных аспектах жизни матушки Таисии и событиях, связанных с современным ее почитанием. Особо отец Геннадий отметил личное участие в популяризации почитания Леушинской игумении епископа Череповецкого Флавиана.

Первым докладчиком стала Александрова Галина Александровна, председатель паломнического отдела Боровичской епархии. Она рассказала о родине игумении Таисии, о ее детстве, о создании музея игумении Таисии. Владыка Боровичский и Пестовский Ефрем передал в дар Введенской обители икону святого Иакова Боровичского, покровителя города Боровичи, которому в своей юности молилась матушка Таисия.

Максим Антипов, церковный историк, сотрудник Президентской библиотеки представил вниманию участников Чтений книгу незаслуженно забытого христианского писателя-историка А.П.Башуцкого «Тихвинские монастыри». Это историческое исследование начала XIX века не потеряло своей актуальности и по сей день. Любознательный читатель отметит высокое художественное достоинство этой книги. Башуцкий воспитывался вместе с будущим Императором Николаем I, что определяло его большое будущее. Однако, будучи в юности «светским повесой», душой компании, он совершенно изменился после смерти графа М.А.Милорадовича, раненого во время вооруженного мятежа на Сенатской площади (восстание декабристов), став постепенно глубоко религиозным человеком. Башуцкий оказался талантливым и плодотворным писателем. Задолго до Некрасова в своих рассказах он описал народную жизнь - характерные портреты представителей разных профессий Российской Империи. Неожиданным для участников Чтений стал тот факт, что жена Башуцкого, Мария Андреевна, поступила в Свято-Введенский Тихвинский девичий монастырь послушницей.

Иеромонах Киприан (Галкин), насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, сделал доклад на тему «Бог Авраама, Александра и Таисии», в котором провел сравнительный анализ трех известных явлений Святой Троицы.

Ида Александровна Климина, писатель-краевед из города Череповца, рассказала участникам Таисиинских чтений о создании Ново-Леушинского женского монастыря в посёлке Мякса, ближайшем населенном месте от затопленной Леушинской обители.

Все докладчики держали внимание аудитории и были вознаграждены благодарными аплодисментами. Участники Чтений смогли пообщаться между собой в неформальной обстановке, задать вопросы докладчикам, обменяться опытом, завязать контакты.

Было высказано единодушное мнение, что Таисиинские чтения в Тихвине должны проводиться регулярно и стать новой духовной традицией Тихвинской обители.

Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Троица Нового Завета

Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название "Троица Ветхозаветная". Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства. Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно». В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в

Варианты изображения Новозаветной Троицы

Данный сюжет известен в нескольких иконографических вариантах, отличающихся между собой, главным образов положением, изображённых в нём фигур. Наиболее распространённый из них ― «Сопрестолие», представляет фронтальное изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на престолах или облаках, и парящего над Ними Голубя - Святого Духа.

Другой также широко известный сюжет носит название «Отечество». В нём Бог Отец представлен восседающим на престоле с младенцем сидящем на его коленях и держащем в руках сферу в голубом сиянии. Внутри её помещено символическое изображение Святого Духа в виде Голубя.

Споры о возможности изображение Бога Отца

Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.

Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.

Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.

Свидетельство жительницы деревни Ольгино Тумаковой Варвары Васильевны 1925 года рождения, или как ее все в деревне ласково называют: баба Варя.
Примерно в начале ХХ столетия был на Святом источнике "Скорыж" удивительный случай. Отец мой, Кривченков Василий Матвеевич 1894года рождения, - рассказывает баба Варя,- непосредственно общался со священником служившем в церкви к которой был приписан "Скорыж" и дьячком жившим на Ольговке. Вот они и поведали отцу о весьма удивительном случае.
Поскольку Святой источник "Скорыж" с момента образования почитался местными людьми как источник во Имя Пресвятой Троицы, то непосредственно в Праздник Пресвятой Троицы, или Пятидесятницы на источнике особенно было много молящихся людей. На "Скорыже" была Часовня, а храм в соседнем селе Лугань, туда все Ольговские ходили на службу. В Праздник Святой Троицы из этого ближайшего храма в соседнем селе Лугань и совершался на источник "Скорыж" Крестный ход. На источнике была церковная служба а потом люди становились под водопад.
Был день святой Троицы. После службы дьячок живший на Ольговке приглашает к себе домой священника, ради столь Великого Праздника. Священник пришел в гости к дьячку, жена дьячка накрыла стол. Дьячок же и говорит жене чтобы сходила она за свежей водой на источник. Жена взяла кувшин, потому как в то время на "Скорыж" с кувшинами за водой ходили, и пошла. И когда она подошла к крутой горке, внизу которой течет Святой Источник и стоит Часовня, то услышала как с источника доносится церковное пение. Очень удивилась женщина, потому как подумала в себе: "Кто может служить, ведь батюшка и дьячок у нее в доме". Стала она спускаться к источнику и когда обошла изгиб горы и кусты не дававшие до того рассмотреть кто это поет, так обомлела.
Видит трех старцев стоящих у колодца с белыми, белыми и длинными бородами. И от того все они и сами казались белыми. Старцы стояли у сруба колодца лицом на запад и от этого видны были до пояса. Перед каждым старцем горела толстая свеча и каждый в руках держал книгу. Пение это напугало и удивило жену дьячка, оно и эхом на небе отражалось и страх от него и умиление. Запомнила она только слова которые пели старцы: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение...".
На нее три старца даже не взглянули. Попятившись назад от испуга, женщина обогнула за кустами источник, там где вода впадает в реку, зачерпнула кувшином воду и поспешила домой рассказать обо всем священнику и дьячку. Когда она пришла и обо всем рассказала, все поспешили на "Скорыж". А когда прибежали на источник, старцев там уже не было, но три свечи остались стоять на срубе колодца горящими, а возле каждой свечи лежала книга которую читал каждый старец.
И заглянув в колодец увидели лежит на дне икона Пресвятой Троицы, но через мгновение иконы видно не стало.
Каковы были имена священника, дьячка и его жены пока неизвестно.

Упоминаемые слова звучат в церковном песнопении называемом "Великое Славословие". Чтобы лучше представить всю торжественность описываемого события прослушайте это песнопение в исполнении Братского хора Свято-Успенской Святогорской Лавры.

Икона Святой Троицы – что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике – она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово - и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона - символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя - Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - мы называем «День Святой Троицы».

Троица и “Гостеприимство Авраама” – сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему - служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней - гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская» , принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского - несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу - телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии », окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними - Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым . Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий - дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест – на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов – явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому :

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской - из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная » встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность - разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона – «Отечество » новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него - Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола - серафимы и херувимы, ближе к раме - святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку - Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине - Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми - Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним - Христос на Кресте, а над ними - Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная - носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери » связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.

Храм в честь Живоначальной Троицы

Христинство раскрывает нам учение о Святой Троице - Триедином Боге . Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Бог Отец - не сотворен, не создан, не рожден; Сын - предвечно (вне времени, бесконечно) рождается от Отца; Святой Дух - предвечно от Отца исходит.

Учение о Святой Троице является основой христианства. Это учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе). Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш - образ Бога Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа, - учит святитель Игнатий Брянчанинов. - Ум наш не перестает рождать мысль. При этом ум без мысли существовать не может, как и мысль - без ума. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякая книга имеет свой собственный дух. А в существовании мысли и духа перед нами раскрывается существование ума».

Бог сотворил весь мир и человека в нем, Он есть источник любой жизни, поэтому Троицу называют Живоначальной.

Явление Святой Троицы Аврааму

Откровение о том, что Бог есть Троица, во всей полноте принес людям Иисус Христос. Однако уже в Ветхом Завете даются указания на троичность Бога.

Праотец Авраам, которому Бог обещал, что его потомки станут великим народом, будучи в преклонном возрасте, все еще оставался бездетен. Однажды они с женой Сарой разбили шатер в дубраве Мамвре, и там их посетили Три Путника. Священное Писание однозначно говорит нам о том, что Авраам сразу узнал в Путниках Господа, так как обратился ко всем Троим: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Путники остановились у Авраама, и Один из Них сказал: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сары, жены твоей». И действительно, сказанное Господом исполнилось: у Авраама и Сары родился сын Исаак. Каждому из нас нужно всегда помнить, что Господь знает, что нам необходимо, и подает просимое, если это действительно нужно и полезно, насколько бы невероятным это всем ни казалось.

Икона Святой Троицы

Явление Святой Троицы Аврааму стало сюжетом для многих икон, изображавших Бога в виде трех Путников или трех Ангелов. Самая знаменитая из них, прославившая и художника, и его страну на весь мир, принадлежит кисти известного русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Образ был написан «В похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона во время строительства в Свято-Троицком монастыре каменного Троицкого собора.

Как сообщает предание, преподобный Андрей Рублев долго не мог решить, как изобразить Троицу. Традиционно Троицу писали в виде трех Ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба. Общепринятые сюжеты включали в себя множество сцен и действующих лиц: Авраама, его жену Сарру, слуг, угощение. Осознавая, что обилие деталей отвлекает молящегося от главного - от созерцания Бога, преподобный Андрей предпринял неслыханный для своего времени шаг. Он решил изобразить лишь самих трех Ангелов, безмолвно беседующих друг с другом.

Когда в монастыре узнали о такой неслыханной дерзости, то пригрозили художнику, что выгонят его из обители и не дадут закончить работу. Преподобный погрузился в тяжкие раздумья - с одной стороны, он был обязан следовать общепринятым нормам, чтобы не смущать насельников. Но с другой - был убежден, что Святая Троица является центром и смыслом православной веры и что нельзя на иконе главное - изображение Бога - смешивать с второстепенным. Погруженный в такие тяжелые думы преподобный Андрей молился всю ночь, чтобы ему открылась воля Божия. Внезапно художник ясно увидел, как стены его кельи исчезли, и он оказался охваченным неописуемым светом и несказанной благодатью. В вышине иконописец увидел Саму Троицу. Преподобный не смог долго созерцать это видение, так как исполнился чувством божественной любви и от избытка радости потерял сознание. Когда он очнулся, то принялся неустанно трудиться, воплощая в красках то, что явил ему благословивший его Господь.

Когда братия монастыря и сам игумен Никон увидели икону Святой Троицы, написанную преподобным, то не могли выразить словами своего восхищения. Все внимание на иконе было сосредоточено на трех Ангелах, изображавших Лица Пресвятой Троицы, и на их безмолвном общении. Преподобный Андрей изобразил Ангелов восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Христа. Левый и средний Ангелы на иконе как бы благословляют эту чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на крестную смерть во имя любви к людям, а Бог Дух Святой присутствует на иконе как Утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.

Слава этого великого произведения древнерусской иконописи распространилась по всему миру, и на сегодняшний день икона Андрея Рублева считается одним из самых известных произведений мирового искусства и символом русской культуры. Сейчас икона находится в собрании Государственной Третьяковской Галереи.

Троица в Новом Завете

Явление Пресвятой Троицы свершилось при Крещении Иисуса Христа в Иордане. Когда вышел Спаситель из воды, раздался голос Бога Отца с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея). И Дух Святой сошел на Сына Божия в виде голубя.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Евангелие от Матфея).

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.