Какую молитву читать когда дают фитр садака. Что такое фитр-садака и для кого она обязательна? Статус выплаты закятуль-фитр

ДУМ РТ разъясняет особенность выплаты садака фитр

· Вопрос: Что такое садака фитр?

Ответ: Ученые ханафитского мазхаба определяют особенности садака-фитр следующим образом:

1. Подобно закяту, садака-фитр является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат.

2. Свое название данный вид пожертвования (садака разговения) получил по той причине, что раздавать его надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамазана.

3. Данный вид пожертвования совершается в знак благодарности Аллаху за предоставленную возможность поститься в Священный месяц Рамазан.

4. Данный вид пожертвования совершается в качестве дополнения за недостатки в поклонении или за грехи, совершенные в данный месяц.

5. Также данный вид пожертвования совершается с целью порадовать малоимущих мусульман. Дабы радость праздника была общей для всех.

6. Данный вид поклонения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

· Вопрос: С какого момента садака-фитр становится обязательной?

Ответ: Обязательным данное пожертвование становится с начала рассвета дняПраздника Разговения

· Вопрос: Когда можно начинать раздавать садака-фитр?

Ответ: Садака-фитр можно начинать раздавать с первого дня Рамазана. Так, что если человек совершит пожертвование с намерением на фитр-садака в первый день Рамазана, оно будет засчитано.

· Вопрос: Наличие каких качеств необходимо, чтобы садака-фитр стало обязательным для мусульманина?

Ответ:Любой взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздавать садака-фитр. Под дееспособностью, в том числе, понимается наличие необходимых материальных средств в размере равном нисабу, рассчитываемому по серебру (18000 рублей - 2018 год). Такой размер денежных средств (имущества) принимается в расчет в том случае, если это является излишком от средств, предназначенных для удовлетворения собственных неотложных потребностей и содержания тех, кто находится у него на иждивении, а также, если у него нет долгов, которые необходимо погасить.

Пример № 1: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 25000 рублей. Его долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 15000 рублей. Этих средств недостаточно, чтобы садака-фитр стало вмененным в обязанность.

Пример № 2: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 30000 рублей. Долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 20000 рублей.В данном случае уплата садака-фитр становится обязательной.

· Вопрос: Кому выплачивается садака-фитр?

Ответ: Садака-фитр выплачивается бедным и неимущим мусульманам.

Примечание: Садака фитр не выплачивается на материальные нужды мечети или медресе.

· Вопрос: Можно ли выплачивать садака-фитр своим детям?

Ответ: В данном случае будет более уместным и полезным перефразировать данный вопрос на следующий: Кому из родственников нельзя выплачивать садака-фитр?Ответом на этот вопрос будет: садака-фитр запрещено давать следующим категориям родственников:

1. Родителям, родителям родителей и далее.

3. Своей семье.

Примечание: мусульманин, тем не менее, имеет право дать садак-фитр своему брату или сестре.

· Вопрос: За кого,помимо себя, мусульманин обязан раздавать садака-фитр?

Ответ: Мусульманин, помимо себя, должен раздавать садака-фитр за своих малолетних

детей, не достигших совершеннолетия по Исламу (половозрелости).

Мусульманин не обязан (но может, по желанию) раздавать садака-фитр за свою жену,родителей или совершеннолетних детей, поскольку его права, в полной мере, не распространяются их имущественные дела.

· Вопрос:Минимальный размер садака-фитр составляет 100 рублей, а максимальный - 600 рублей на 2018 год. С чем связана такая разница?

Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо произвести небольшой экскурс в историю. Дело в том, что в эпоху посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) садака-фитр раздавали основными видами продуктов (пшеница, финики и изюм), которые, так или иначе, были распространены в той местности. Объем пшеницы должен был составлять пол са’, что, примерно, соответствует двум килограммам, а объем изюма и пшеницы должен был составлять один са’, что, примерно, соответствует четырем килограммам. На сегодняшний день, если говорить о данных продуктах в ценовом выражении, то разница очевидна. Поэтому экспертами ДУМ РТ за основу была взята средняя цена за каждый из видов вышеперечисленных продуктов так, что минимальная цена составила 100рублей, а максимальная - 600. Поэтому минимальный размер садака-фитр составил 100 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту -600 рублей.

А Аллах знает лучше.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост человека остается подвешенным между небом и землей, пока он не раздаст садака аль-фитр» (Ад-Дайлями, Ибн Маджа).

Закят аль-фитр (иначе, садака аль-фитр , в переводе с арабского — милостыня разговения‎) - милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам).

Кто обязан выплачивать закят аль-фитр и в каком размере его выплачивают?

Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние больше, чем необходимо для обеспечения себя (а также для тех кто находится под их опекой) питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении.

Ее размер составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении).

На 2017 год по России размер закят аль-фитр: от 100 — для малоимущих людей, до 500 — для обеспеченных.

Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба» (Бухари и Муслим).

Кому нужно раздавать закят аль-фитр?

Эту милостыню раздают тем же людям, которые имеют право на получение закята.

Если у меня есть несовершеннолетние дети, должен ли я выплачивать милостыню от их имени?

Да, вы должны это сделать. Если же у них есть какое-то свое имущество или деньги, то закят аль-фитр выплачивается оттуда.

Когда нужно выплачивать закят аль-фитр?

Закят аль-фитр можно раздавать в любой день месяца Рамадан, до дня праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам).

Ибн ‘Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву» (Сахих аль-Бухари).

Какой крайний срок раздачи закят аль-фитр?

Эту милостыню нужно постараться раздать до праздничного намаза Ураза-Байрам.

Каково значение милостыни аль-фитр?

Таким образом нуждающимся людям дается возможность провести праздник наравне с другими, а постящиеся таким образом очищают свой пост от ошибок, которые они возможно допустили.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Каким образом лучше раздать эту милостыню – лично нуждающимся людям или можно отдать в мечеть или организации, которые занимаются помощью нуждающимся?

Предпочтительно раздать садака аль-фитр лично нуждающимся людям, но можно и через мечеть или какую-то организацию. Передавая свою милостыню организации, вы тем самым, делаете их своим представителем (вакиль) по выплате садака аль-фитр. Ваша милостыня будет выплачена тогда, когда организация будет распределять собранные средства среди нуждающихся. Соответственно, какое-то неисполнение ими обязательств будет считаться, что вы не исполнили обязанности по выплате закят аль-фитр. Так что вам следует поинтересоваться относительно того, когда этот фонд или благотворительная организация будет распределять собранные средства.

Если праздник прошел, а я не раздал закят аль-фитр, что будет?

Вам нужно раскаяться в этом и раздать его как можно скорее, поскольку в хадисе сказано, что «Пост Рамазана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закят-аль-фитр он (пост) будет вознесён на небеса», т. е. закят-аль-фитр способствует принятию нашего поста.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Jamiatul Ulama

Публичная оферта о заключении договора пожертвования

Благотворительный Фонд «ЗАКЯТ», в лице #LEGAL_FACE_RP#,
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:

1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - Благотворительный Фонд «ЗАКЯТ».

1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.

2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.

3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.

4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.

5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования

Благотворительный Фонд «ЗАКЯТ»

ОГРН: 1117799007534
ИНН/КПП: 7702470088/770201001
Адрес места нахождения: 129090, г. Москва, пер. Выползов, д. 7 корп. 1

Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810738090000511
Банк: ПАО СБЕРБАНК
БИК банка: 044525225
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810400000000225

Генеральный директор
Измайлов Рифат Зуфярович

Вот и подходит к концу Благословенный месяц Рамадан, весь месяц мы поклонялись Всемогущему Аллаху с большим усердием чем в обычные дни, ведь существуют виды поклонения, за которые, для нас определена многократная награда и которые мы можем совершать только в этот месяц, и одно из таких поклонений это милостыня разговения (сaдaкa фитp), другое название зaкят aль фитp.

Цель выплаты зaкятa аль фитp это сплочение уммы Мухaммaда (Да благословит его Аллах и приветствует), помощь бедным и воспитание чувствa братства в сердцах мусульман. Выплата милостыни является необходимым условием для принятия поста и лежит на каждом свободном мусульманине, который имеет необходимое количество продуктов для пропитания своей семьи в течение ближайших суток.

Сообщается, что Ибн "Аббaс, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обязал выплачивать зaкят разговения в качестве средства очищения человека, соблюдавшего пост, от греха пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих. Зaкят того, кто раздаст его до молитвы, будет принят, для того же, кто раздаст его после молитвы, это станет одним из видов сaдaки» (Абу Дaуд; Ибн Мaджа; aд-Дapaкутни; aль-Хaким).

Лучшее время для раздачи сaдaки разговения является время перед праздничной молитвой, чтобы избавить бедняков от необходимости обращаться к людям с просьбами в этот день. На это указывают также слова Ибн "Умaрa, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) велел раздавать зaкят разговения до выхода людей на молитву» (aль-Бухapи). Нежелательно задерживать время с раздачей сaдaкa, ведь милостыня фитp это завершающее действие поста, предающее ему совершенство и восполняющее недостатки поста. В этот праздничный день, сaдaкa фитp позволит беднякам разнообразить свой скудный стол, и облегчить бремя нужды.

Выплачивать сaдaкa фитp обязан каждый взрослый и дееспособный мусульманин за себя и своих малолетних детей, а также тех близких кто находится на его обеспечении и на кого распространяются его права. Однако не лежит обязанности на муже выплачивать милостыню за свою жену, т.к., его власть над ней является ограниченной и не распространяется на ее финансовые и имущественные дела.

Размер и качество выплаты сaдaка разговения рассчитывается исходя из хадиса:

727 (1512). Сообщается, что Ибн ‘Умap, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать в день разговения сaдaку в размере одного сa‘ ячменя или одного ca‘ фиников малому и старому, свободному человеку и невольнику». (Сaхих аль Бухapи).

Пол са" соответствует примерно 2,25 килограмма. По мнению Хaнaфитских ученых считается, что вместо продуктовой помощи бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. В основе этого мнения лежит то, что выплата милостыни разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в праздничный день, однако человек может нуждаться не только в еде, но и в других вещах необходимых ему. Таким образом, мы видим по какой причине ученые говорили, что в благополучное время раздавать зaкят лучше деньгами, нежели едой, ведь лучшим будет дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся. Это мнение соответствует хадису: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (aд-Дapa Кутни; Ибн Ади; aль-Хaким).

Хотя милостыня aль-фитp может быть выплачена всем категориям нуждающихся, имеющих право на зaкят, исламские ученые единодушны в мнении, что при выплате сaдaкa фитp предпочтение должно отдаваться живущим в бедности и нужде мусульманам, так как назначение садaкa фитp – это помощь в удовлетворении их нужд. Наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что зaкят «берется у богатых и раздается бедным» (Сaхих aль-Бухapи), то есть бедные и необеспеченные люди в этом вопросе имеют преимущественное право.