Потрясающие сооружения различных религий. Краткое объяснение православных богослужений Молитва после принятия пищи

Священные предметы, используемые на богослужении

В алтаре главным местом является престол – освященный четырехугольный стол. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика. В надземных церквах престолы сначала были деревянными, в виде обыкновенного стола, потом стали изготовляться из драгоценных металлов, камня, мрамора.

Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово.

Рис. 3. Святой престол и священные предметы, хранящиеся на нем и рядом с ним.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды. Нижняя белая одежда называется срачицей , она изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя. Верхняя одежда, индития , делается из драгоценной блестящей ткани и символизирует славу престола Господня.

Престол является особенным местом присутствия славы Божией и прикасаться к престолу могут только священнослужители.

На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Рис. 4. Жертвенник и священные предметы, находящиеся на нем.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого. Это правило восходит к первым векам христианства, когда Литургия совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию. Слово «антиминс» означает «вместопрестолие», поскольку, по сути, он представляет собой переносной престол. На антиминсе можно совершать Литургию в походном храме или каком-либо другом месте.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается в шелковый плат – илитон , изображающий собою пелены, которыми повит был Младенец Христос по рождестве, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Тело Спасителя при погребении во гробе.

Сверху антиминса полагается Евангелие , обычно украшенное, в драгоценном переплете, с изображениями иконы Воскресения Христова, а по углам – четырех евангелистов.

Рядом с Евангелием полагается крест , потому что на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным».

Дарохранительницей называется сосуд, в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец, в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник (подсвечник с семью лампадами), а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом .

Налево от престола, в северной части алтаря находится жертвенник – небольшой стол, украшенный со всех сторон драгоценной одеждою. На нем приготовляются хлеб и вино для совершения Божественной Литургии.

На жертвеннике находятся священные предметы:

Святая Чаша или потир – сосуд, в который вливается вино с водою, прелагаемое на Литургии в Кровь Христову.

Дискос – небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для преложения его на Божественной Литургии в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли, и гроб Спасителя.

Звездица состоит из двух небольших металлических дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.

Копие – нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

Лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих.

Губка или плат – для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами .

Большой покров, покрывающий вместе чашу и дискос, называется возду хом . Он знаменует собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, и Его погребальные пелены (плащаницу).

Из книги Книга жизни и практики умирания автора Ринпоче Согьял

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ МЕДИТАЦИИ Если ваш ум естественно, сам по себе, способен войти в состояние покоя, и если вы обнаруживаете, что у вас есть вдохновение просто отдыхать в его чистом сознавании, то вам не нужны никакие методы медитации. Фактически, вас может даже

Из книги Махакалагни Кула Тантра автора Бхайравананда

Ритуальные предметы Теперь о предметах, использующихся при благословлении. Для благословления учеников, адептов и других - применяется тришула мудра, и она мощнее металлической тришулы. Путем прикасания к верхушке головы или путем нанесения символа на лоб даруется

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Все предметы роскоши Жил некогда суфий, который также был преуспевающим купцом и накопил много богатств.Один человек, посетивший суфия, был потрясён его явным богатством. Он рассказывал: «Мне только что довелось увидеть такого-то суфия. Знаете, он окружён всевозможной

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Металлические предметы Здесь мы опять же сталкиваемся со смесью примитивной технологии и современных процессов, которую можно встретить в доколумбовском Перу. Если металл добывали довольно простыми методами, то производство предметов было весьма сложным. Индейцы

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

В. Предметы спора Чтобы яснее увидеть библейскую перспективу нравственной борьбы, в которую оказалась втянутой вся Вселенная, мы должны лучше уяснить для себя, вокруг чего разгорелся спор и почему это так взволновало многих

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

О Богослужении До Христа небо заключено было для всех людей, даже для праведников; после страданий, смерти и воскресения Его оно отверсто для всех верующих и кающихся искренне. О, щедроты! О, милосердие! О, богатство благости! Эта милость Божия к падшему роду человеческому

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

2. О Богослужении В силу тесной связи между духом и телом, человек не может не выражать вовне движений своего духа. Как тело действует на душу, сообщая ей посредством органов внешних чувств известные впечатления, так точно и дух производит в теле известные движения.

Из книги 33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче автора Блаво Рушель

Заряжаем предметы Иногда необходимо применять в лечебных целях особые предметы (корректирующие чулки при варикозе, пояса из собачьей шерсти при радикулите и пр.). Советую купить два одинаковых предмета с тем, чтобы один в течение суток заряжался, а второй, уже заряженный,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

О богослужении Прошу тебя поэтому, сделай прежде всего так, чтобы на богослужениях совершались молитвы и возносились Богу прошения, ходатайства и благодарения за всех людей, 2 особенно за царей и за всех властью облеченных, чтобы жить нам спокойно и тихо, во всём

Из книги Творения автора Мечев Сергий

1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св. Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно.Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

53. О Богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм, и, как св. Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей «во храме воспитатися честно».Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни,

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

Из книги автора

О Богослужении Во время Богослужения, во время совершения всех таинств и молитвословий будь доверчив, как дитя по отношению к своим родителям. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенной, Духом Святым озаренные, руководят тебя! Как дитя, будь прост, доверчив, не

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии - террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика». Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета - Апокалипсис, в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма - ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме - вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья - зоны. К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника - Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников». Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

См.далее:

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов. Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов. в Галин - бургундов и затем лангобардов. Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг. Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика.

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином. Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций, выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

В алтаре главным местом является престол – освященный четырехугольный стол. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика. В надземных церквах престолы сначала были деревянными, в виде обыкновенного стола, потом стали изготовляться из драгоценных металлов, камня, мрамора.

Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово.

Святой престол и священные предметы, хранящиеся на нем и рядом с ним:
запрестольный крест, святой престол, семисвечник, дарохранительница, напрестольный крест, антимнис, напрестольное евангелие

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды. Нижняя белая одежда называется срачицей , она изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя. Верхняя одежда,индития , делается из драгоценной блестящей ткани и символизирует славу престола Господня.

Престол является особенным местом присутствия славы Божией и прикасаться к престолу могут только священнослужители.

На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Жертвенник и священные предметы, находящиеся на нем:
копие, кадило, жертвенник, лжица, малые покровцы, большой покров воздух, звездица, дискос, святая чаша или потир, ковш с блюдцем, губка

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого. Это правило восходит к первым векам христианства, когда Литургия совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию. Слово «антиминс» означает «вместопрестолие», поскольку, по сути, он представляет собой переносной престол. На антиминсе можно совершать Литургию в походном храме или каком-либо другом месте.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается в шелковый плат – илитон , изображающий собою пелены, которыми повит был Младенец Христос по рождестве, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Тело Спасителя при погребении во гробе.

Сверху антиминса полагается Евангелие , обычно украшенное, в драгоценном переплете, с изображениями иконы Воскресения Христова, а по углам – четырех евангелистов.

Рядом с Евангелием полагается крест , потому что на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным».

Дарохранительницей называется сосуд, в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец, в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник (подсвечник с семью лампадами), а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом .

Налево от престола, в северной части алтаря находится жертвенник – небольшой стол, украшенный со всех сторон драгоценной одеждою. На нем приготовляются хлеб и вино для совершения Божественной Литургии .

На жертвеннике находятся священные предметы:

Святая Чаша или потир – сосуд, в который вливается вино с водою, прелагаемое на Литургии в Кровь Христову.

Дискос – небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для преложения его на Божественной Литургии в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли, и гроб Спасителя.

Звездица состоит из двух небольших металлических дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.

Копие – нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

Лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих.

Губка или плат – для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами .

Большой покров, покрывающий вместе чашу и дискос, называется возду хом . Он знаменует собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, и Его погребальные пелены (плащаницу).

Христианские реликвии - свято хранимые и почитаемые христианами предметы, мощи и объекты, связанные с событиями прошлого, с атрибутами жизни святых, пророков или Бога. Все христианские реликвии освящены церковью и являются объектами поклонения, разной степени важности в зависимости от значимости события или святого. Поклоняясь святым мощам, христиане тем самым чествуют самого святого.

Почитание реликвий имеет огромное значение в христианстве, главным образом в католицизме. Православная церковь в большей степени уделяет внимание , а не реликвиям.

Реликвии в Католицизме

Первой христианской реликвией считается плащаница с тела апостола Павла, которую использовали для исцеления страждущих. Во время крестовых походов в Европу хлынул целый поток реликвий, но Католическая церковь утвердила поклонение реликвиям только на Тридентском соборе 1545 -1563. Наиболее ценными христианскими реликвиями в католичестве считаются фрагменты , на котором был распят Христос.

Реликвии в Православии

Православная церковь ранее уделяла основное внимание поклонению иконам, а не реликвиям. Позже начинает развиваться в различные страны мира для поклонения святыням, хранителями которых ныне являются представители иных христианских церквей. Как правило, православным паломникам предоставляется для этого разрешение и оказывается любезное содействие. Стремясь создать образ «Второго Иерусалима» и «Третьего Рима», православные государи и патриархи собирали христианские святыни , которые доступны верующим в большинстве храмах Православной церкви. В России большая часть реликвий находится в музеях Кремля - Оружейной палате, Успенском соборе. Среди главных святынь - частицы Ризы Христовой, Гвоздь из Креста Господня, частицы Ризы Богоматери. Уникальной реликвией является ковчег Дионисия Суздальского с частицей древа Животворящего Креста Господня и еще 16-тью святынями, среди которых - частицы хитона Христа, тернового венца, ароматы, которыми помазывали тело Спасителя перед погребением.

Реликвии в Протестантизме

Протестанты признают только Библию. Культ священных реликвий, святых и Богоматери упразднены. Протестантские реформаторы XVI в. единодушно осудили поклонение мощам.

Реликвии связанные с Иисусом

Множество реликвий, связанных с Иисусом востребованы и почитаемы на протяжении всей истории христианства. Некоторые люди верят в их подлинность, другие сомневаются. Например, в XVI веке католический теолог Эразм Роттердамский с сарказмом писал по поводу количества зданий, которые могли бы быть построены из дерева, по утверждению являющимся частью креста на котором распяли Христа. Кроме того, пока эксперты вели дебаты о том был ли Христос распят тремя или четырьмя гвоздями, их стало насчитываться по крайней мере тридцать.

Некоторые реликвии более почитаемые чем прочие. Так реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, привлекает меньше паломников, чем такая реликвия как Туринская плащаница.

Туринская плащаница

Является наиболее известной реликвией. Это ткань, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после его смерти. На ней остались кровавые следы от ран тела Христа. Кроме того, ученые на ней сумели обнаружить лик Иисуса Христа и восстановить его образ. Своим же названием «Туринская» она обязана городу Турину, Италия, в котором она хранится. Часть верующих убеждена, что на плащанице - подлинные отпечатки Лика и Тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых. Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности; ряд церковных деятелей считает её подлинной.

Популярность: в 2010 году реликвия впервые в новом тысячелетии была открыта для паломничества, и за 45 дней ее увидели 2,1 млн человек.

Терновый венец

Венец, возложенный на главу Господа (27:29). По мнению большинства толкователей, был сделан из белого терновника, росшего в изобилии в окрестностях Иерусалима.. До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом - ризничим государева храма. Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами. Он отмечает, что венец чудесным образом зацветает и как бы сохраняется нетленным, что он «гладкий и нежный» и не имеет острых колючек, а скорее напоминает цветы. В конце XIX в. венец был запаян в кольцеобразную стеклянную колбу, и научное исследование растений никогда не проводилось. Примечательно, что отсутствие реальных шипов не мешало французским королям отправ­лять в качестве особо ценного дара реликвии «шипов от тернового венца» в разные страны христианского мира. Реликвия находится в Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари, а отдельные шипы во многих церквях мира.

Популярность: каждую первую пятницу месяца, а в католический Великий пост - каждую пятницу и в Страстную пятницу, реликвию выносят к верующим, и каждый раз посмотреть на нее собираются тысячи человек.

Ясли Христовы

Ясли - кормушка для домашних животных в которую, согласно евангельского рассказа, Богородица как в колыбель положила новорожденного младенца Иисуса. Известны две реликвии, отождествляемые с яслями Христовыми - в Вифлееме и в Риме.

Реликвии Страстей

Эти и другие реликвии относятся к событиям Страстей Христовых и особенно важны в Христианстве как напоминания о физических и духовных страданиях в последние дни и часы земной жизни Иисуса. Реликвии Страстей - , особо сохраняемые церковью для почитания и использования в обрядах.

Реликвии включают в себя часть Орудий страстей как инструментов мученичества. Наиболее известные и почитаемые реликвии:

  • - четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти ( );
  • , который согласно , был возложен на голову Иисуса римскими воинами во время Его ;
  • , на котором был распят Иисус;
  • - по одной из легенд, именно этим копьём римский центурион , ударил распятого Иисуса Христа между 4 и 5 ребром. В различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьем Лонгина, либо его фрагментом. Среди них:
  • - табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский » написанными по указанию ( );
  • - название описанного в Евангелии от Иоанна погребального плата с головы Иисуса Христа ( );
  • , которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, во время взятия Христа под стражу отсёк ухо рабу первосвященника;
  • - чаша, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа;
  • - Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который дала Иисусу Христу, когда он нёс свой на , чтобы он вытер лицо;
  • - бесшовный , полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа ( );
  • - является, как утверждается, тем столбом, к которому был привязан Христос во время в доме Пилата;
  • - по легенде эта лестница была привезена в из и происходит из дворца Понтия Пилата и что по ней поднимался на Иисус Христос;
  • Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту;
  • Губка, с которой Иисуса напоили ;
  • Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста;
  • Клещи, которыми вынимали гвозди.

Реликвии связанные с Богородицей

Пояс Пресвятой Богородицы

Реликвия, которую, по преданию, Дева Мария перед вознесением передала вместе с ризой двум иерусалимским вдовам (в католической традиции - апостолу Фоме). В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование - «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю). В Католической церкви почитаемым является пояс находящийся в кафедральном соборе Св. Стефана в Прато.

Популярность: Поклониться реликвии, привезенной из Греции в Россию на месяц, пришли более 2,5 млн россиян в 15 городах.

Риза Богородицы

Реликвия почитаемая в Православной церкви представляет собой одежду, принадлежавшую, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование - «Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).

Реликвии связанные со святыми

Голова Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель был обезглавлен Иродом Антипой из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. По преданию, хранившуюся у Иродиады голову вынесла из дворца одна из ее служанок, после чего святыню тайно погребли. Православная церковь празднует три Обретения главы Иоанна Предтечи. Католическая считает единственной подлинной голову, которая хранится в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме. Последователи ислама, в свою очередь, утверждают, что голова Иоанна Крестителя находится в мечети Омейядов в Дамаске. Однако есть еще несколько мест, в которых, как считается, тоже хранится голова: Амьен, Антиохия и Армения.

Популярность: общее число паломников, ежегодно стремящихся увидеть голову Иоанна Крестителя во всех названных местах, исчисляется сотнями тысяч.

Десница Иоанна Крестителя

Реликвией является нетленная правая рука святого пророка Иоанна Крестителя. Одна из самых почитаемых святынь христианского мира , так как согласно Библии Иоанн Креститель возложил правую руку на голову Иисуса Христа во время Крещения. Реликвия хранится в Цетинском монастыре Черногории.

Вериги святого Петра

Цепи (вериги), которыми, по преданию, был скован апостол Пётр во время своих арестов. В Православной церкви установлено празднование поклонения честным веригам апостола Петра, которое совершается 16 января (по юлианскому календарю).

Меч святого Петра

Меч святого Петра - реликвия, отождествляемая с мечом, которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, движимый горячей любовью и преданностью, во время взятия Христа под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника - Малху. Это происшествие упоминается во всех четырёх евангелиях, хотя лишь одно Евангелие от Иоанна позволяет уточнить имена персонажей. Хранится в музее архидиоцеза (Познань). Точная копия меча святого Петра (работы Богдана Пухальски) хранится в Базилике святых Петра и Павла в Познани.

В то время как воины явились ночью в Гефсиманский сад с целью взятия Иисуса под стражу, лишь один ученик вступился за Господа - апостол Пётр. Выхватив меч, он отрубил ухо одному из пришедших, но Спаситель, даже в предсмертный Свой час, исцелил раба. Применение Петром оружия и реакция Христа послужили основой для дальнейших околорелигиозных светских дискуссий о том, был ли Господь пацифистом.

Меч сделан из цельного куска железа, только гарда была выкована отдельно. Его длина составляет 70,2 сантиметра, причём изначально меч был на 1 или 2 сантиметра длиннее. Ширина - до 9,4 сантиметров. На рукоятке меча - отверстие диаметром 0,4 сантиметра и глубиной 10,3 сантиметра. На мече было выгравировано «В начале было Слово».

Сцена, в которой Апостол Пётр отрубает ухо рабу Малху, послужила мотивом для многих произведений европейских живописцев и нередко сопутствует главному эпизоду взятия Христа под стражу, а также присутствует в барельефах и росписях многих соборов и храмов, как католических, так и православных. В частности, сцену можно увидеть среди росписей Церкви Фёдора Стратилата.

Мощи святых

В Христианской религии Мощи являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых. Традиция поклонения мощам исходит с первых времен христианства, когда христиане собирали останки мучеников. Платки, пропитанные кровью, косточки, хранимые христианами, укрепляли их веру.

Христианство - одна из самых распространенных религий. Каждый храм или предмет церковной утвари - настоящее произведение искусства, древнейшие из которых стоят баснословных денег. Но не красотой определяется ценность христианской реликвии, а ее религиозной значимостью. Любое косвенное отношение к Христу делает вещь бесценной.


Эксперты всего мира спорят о том, сколько же гвоздей использовали при распятии Христа. Одни утверждают, что три, другие говорят о четырех. Их точное количество неизвестно, но есть несколько так называемых гвоздей Креста Господня, которые почитаются уже много лет. По преданию, император Константин Великий отправил свою мать Елену на поиски Креста в Иерусалим. По возвращении Елена привезла с собой частицы Животворящего Креста и гвозди, которыми был распят Христос.

Один из гвоздей Константин вковал в свой шлем, второй – вставил в уздечку своей лошади. Последний, третий гвоздь, был перекован в так называемую Железную Корону Лангобардского королевства. Кроме того, на территории Европы разбросано ещё около 30 гвоздей, почитаемых, как реликвии. Но, скорее всего, некоторые из них не имеют к Христу никакого отношения.


Венец из тёрна с головы Христа исследуется учёными на протяжении долгого времени, но научных доказательств его подлинности нет. Однако это не мешает миллионам верующих почитать его как святыню. Судьба тернового венца была нелёгкой. В 1238 году император Балдуин II закладывает венец в венецианский банк из-за финансовых трудностей.

Но благодаря королю Франции Людовику Святому, который выкупил венец за огромные деньги, реликвия перевозится в Нотр-Дам де Пари в августе 1239 года, где хранится по сей день. Изначально в венце было 70 шипов, но за века шипы были поделены между французскими королями и византийскими императорами.


Первые письменные упоминания о Туринской плащанице появляются в XIV веке. Реликвия передавалась из рук в руки на протяжении столетий, пока не была помещена в туринском Соборе Иоанна Крестителя в 1578 году. Туринская плащаница – наиболее известная, изученная и одновременно с этим спорная святыня христианского мира . Католическая церковь до сих пор не сделала относительно неё официального заявления о своей позиции.

Согласно данным радиоуглеродного анализа 1988 года плащаница была изготовлена в период между 1260 и 1390 годами. Последующие исследования также показывают, что её возраст гораздо меньше предполагаемого. Хотя некоторые эксперты утверждают, что результаты исследований могут быть недостоверными. В то же время часть верующих со всего мира уверены, что это та самая плащаница, в которую было завёрнуто тело Христа после смерти.

7. Сударь (пелена)


После распятия Иисуса ученики завернули его тело в плащаницу, а сударь (латинское название платка для вытирания пота с лица ) положили на лицо, чтобы отереть его. Сударь - отрез льняной ткани со следами крови и сукровицы . Краткое упоминание о нём, как о погребальном плате, содержится в Евангелии от Иоанна. Большая часть информации, известной о реликвии, была записана в XII веке Пелагием, епископом Овьедо. Немногим ранее, в 1075 году, ларец, в котором хранился сударь, был найден национальным героем Испании, известным под именем Эль Сид Кампеадор.

Сейчас сударь хранится в Овьедо, где паломники могут его увидеть три раза в год. Радиоуглеродные исследования датируют реликвию 700-м годом нашей эры. Это значит, что сударь старше плащаницы, и они не могли быть использованы в одно и то же время. Это также ставит под сомнение его подлинность, если верить результатам анализа.


По легенде, когда Иисус нёс крест Голгофу, благочестивая женщина по имени Вероника подала ему плат, чтобы отереть пот со лба, после чего на ткани появилось изображение лика Христа. Однако, в Библии этот случай не описан. С XVII века плат Вероны считался утерянным. По некоторым данным он был украден из Ватикана.

Не так давно Франк Генрих Фейфер, немецкий священник из ордена иезуитов, преподаватель Грегорианского университета в Риме, обнаружил плат Вероны в маленькой итальянской деревушке Манопелло. Доказать подлинность реликвии сложно из-за возраста и риска повредить. Тем не менее некоторые эксперты и многие верующие склоняются к тому, что этот плат настоящий.


После распятия Христа Иосиф Аримафейский, один из его тайных последователей, вытирает куском ткани кровь с лица Иисуса. По преданию, эта ткань хранилась в Иерусалиме до второго Крестового похода, когда король Балдуин III передал реликвию Тьерри Эльзасскому, графу Фландрии. Когда граф вернулся в родной город Брюгге в Бельгии, он приказал поместить ткань в часовне Базилики Святой Крови.

Святыня хранится там по сей день во флаконе, украшенном золотом и ангелами. Удивительно, но флакон ни разу не открывался . Современные исследования показали, что он изготовлен из горного хрусталя, и предположительно изначально являлся флаконом для духов.

Каждый год в день Вознесения Господня в городе проходит праздник в честь Крови Христа, на который съезжаются туристы со всего мира. Епископ Брюгге проносит по улицам флакон, а за ним идут горожане, воссоздавая библейские события.


По легенде Гай Кассий Лонгин, римский центурион, вонзил копьё в подреберье распятого Иисуса Христа. В мире существует несколько фрагментов копья, претендующих на подлинность. Одно из копий было найдено в 1908 году во время Первого крестового похода в Антиохии обедневшим монахом по имени Петр Варфоломей.

По словам монаха, ему явился апостол Андрей и сказал, что Копьё спрятано под собором Святого Петра в городе. Петр Варфоломей рассказал о своём видении графу Раймонду и епископу Ле Пюи. Епископ отнёсся к его словам скептически, зато граф был воодушевлён. Он приказал своим людям начать копать под собором, но те ничего не нашли.

Тогда Петр Варфоломей спрыгнул в выкопанную траншею и обнаружил металлический предмет, похожий на копье. И хотя не было никаких доказательств, что это Копье Лонгина, крестоносцы, находившиеся в осаде, поверили в находку и нашли в себе силы прорвать блокаду города.


Священный препуций или священная крайняя плоть – самая необычная и ценная реликвия, так как является непосредственно частью тела Христа . Как и все еврейские мальчики, Иисус был обрезан на восьмой день после рождения. Первое упоминание о священной крайней плоти датируется 800 годом нашей эры, и принадлежит Карлу Великому. Король франков утверждал, что получил священный препуций от явившегося ему ангела. Позже Карл Великий передал реликвию папе Льву III, который возложил императорскую корону на его голову. Так Карл получил титул римского императора.

С момента появления реликвии в католической церкви вокруг неё не утихали споры. Более 20 церквей, которые настаивали на обладании священным препуцием. Удивительно, но католическая церковь сделала официальное заявление касательно этого. Папа Климент VII объявил, что настоящая крайняя плоть Христа хранится в аббатстве Шару. Между тем теологи утверждают, что существование священного препуция невозможно, так как Христос вознёсся на Небеса, а, значит, и все части его тела больше не находятся в мире людей.


Спас Нерукотворный или чудотворный Мандилион – изображение Христа, происхождение которого остаётся спорным . Общепринятая версия гласит, что царь Эдессы Абгар отправил слугу Анания с письмом к Иисусу. В письме он просил Христа прийти и вылечить его от проказы. Христос отклонил просьбу, но благословил царя и пообещал прислать ученика, способного его вылечить.

По одной из версий Ананий был художником и нарисовал портрет Христа, а по другой – Христос дал Ананию полотенце, которым только что отёр лицо, и его изображение осталось на ткани. С этим Ананий вернулся к Абгару, и король Эдессы обрел священное изображение Христа.


Что бы ни говорили Монти Пайтон и Дэн Браун, Святой Грааль – всего лишь чаша, из которой Христос пил на Тайной вечере, и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого Иисуса . В христианстве распятие и кровь Христа имеют особое значение, поэтому Грааль вызывает большой интерес у верующих и исследователей.

Существует несколько чаш, претендующих на подлинность. Самая известная – чаша из кафедрального собора Валенсии, имеющая сертификат подлинности с 262 года нашей эры. Утверждают, что чашу использовали первые 22 пап, начиная со святого Петра до папы Сикста II, который передал её святому Лаврентию.