Православии есть имя. Как выбрать православное имя девочке. Появление православных имен на Руси

Имя как путеводная звезда сопровождает человека всю его жизнь. Поэтому подбору имени на русском языке для своего малыша родители уделяют большое внимание.

Ведь будет оно способствовать счастью и успеху или вызывать противоречия, зависит от того как оно сочетается с влиянием планет и созвездий, созвучно с фамилией и отчеством. Ниже представлен полный список святых церковных имен на русском языке для мальчиков по алфавиту с толкованием их значения, который поможет родителям сделать выбор.

Стоит ли называть малыша по святцам или церковному календарю христианских имен и почему?

В России есть православный календарь или святцы, в котором перечислены все имена на каждый день года с указанием небесного покровителя.

Считается если дают имя того святого, чей день памяти приходится на день рождения малыша, то он становится покровителем или Ангелом-хранителем ребенка, помогает и оберегает его в жизни. По этой причине родители, выбирая красивое русское мужское или женское имя для для малютки, обращаются именно к святцам.

Полный список, как назвать мальчиков по святцам по алфавиту, их значения

  • Адам – земля, человек (евр.). Человеку с таким именем свойственны высокие моральные принципы, целеустремленность, благородство, признательность, невероятная сила воли. Могут замыкаться в себе, не очень общительны.
  • Александр – защитник людей (греч.). Признаки имени – сила воли, благородство, мужество, общительность, прекрасные лидерские качества. Ищут опору в себе. Непостоянство характера.
  • Алексий – защитник (греч.). Надежность и нежность, цельность характера, уважение семейных ценностей – эти черты предопределяет имя. Уязвленное самолюбие.
  • Анатолий – восточный (греч.). Высокий интеллект, общительность, уравновешенность, здоровье и сексуальность. Могут совершать непредсказуемые и необъяснимые поступки.
  • Валерий – бодрый, крепкий (лат.). Чувство юмора, любознательность, активность, оптимизм – основные черты. Эгоцентризм, непостоянство в дружбе.
  • Василий – царский (греч.). Широта кругозора, легкость, любовь к земле и животным. Исключительная интеллигентность и сила ума. Некоторая пассивность и подозрительность.
  • Вениамин – сын любимейшей из жен (евр.). Мягкость и не конфликтность характера. Склонность к коллекционированию. Могут искать утешение в алкоголе.
  • Виктор – победитель (лат.). Доверчивость, справедливость, основательность. Высокие интеллект и работоспособность дают возможность достичь успеха в любой области. Высокая импульсивность и горячность. В случае нереализованности увлекаются спиртным.
  • Виталий – жизненный (лат.). Огромный вкус к жизни, общительность. Влюбчивость.
  • Владимир – владеющий миром (слав.). Само имя дает силу любви и признания. Широта души, огромная работоспособность, благородство. Склонность к риску, авантюризм.
  • Владислав – (слав.). Достоинство, твердость, тактичность. Склонность пускать пыль в глаза, напыщенность.
  • Всеволод – всем владеющий (слав.). Талантливость, коммуникабельность, общительность. Могут долго хранить обиду, себялюбие.
  • Вячеслав – большая слава (слав.). Мягкость, преданность, общительность, высокое трудолюбие, очень развитое чувство справедливости. Вспыльчивость.
  • Геннадий – благородный (греч.). Спокойствие, уравновешенность, упорство, основательность и аккуратность, благородство.
  • Георгий – земледелец (греч.). Целеустремленность, ответственность, приверженность к семейным ценностям. Незаурядный ум и храбрость. Склонность к высокомерию.
  • Герман – единокровный (лат.). Высокая интуиция, коммуникабельность. Склонность к вымышленным историям о себе, вспыльчивости.
  • Глеб – высокий, большой (слав.). Мужество, оригинальность, основательность. Получаются прекрасные руководители. Могут производить впечатление внешне угрюмого человека.
  • Григорий – бодрствующий (греч.). Жизненность, общительность, упорство, интеллект. Имя защищает от внешнего негатива. Горячность может определить непростую судьбу.
  • Дмитрий – бог плодородия (греч.). Настойчивость, изобретательность, общительность, добродушие. Могут легко впадать в уныние из-за неудач.
  • Евгений – благородный (греч.). Страстность, надежность, целеустремленность, терпимость. Возможна психопатичность.
  • Ефимий – благодушный (греч.). Чрезвычайное трудолюбие, огромный запас жизненных сил. Очень высокая чувствительность.
  • Захарий – память Господня (евр.). Сосредоточенность, гостеприимство, трудолюбие, любовь к людям. Могут впадать в депрессию.
  • Иаков – второй по рождению (евр.). Мужественность, решительность, быстрота, общительность.
  • Игнатий – неведомый (лат.). Большие способности позволяют достигать успеха в любой профессии. Склонны к насилию, хитрости.
  • Игорь – защитник Бога (слав.). Стойкость, добросовестность, общительность. Могут переоценивать себя.
  • Илия – крепость Господня (евр.). Сдержанность, уравновешенность, внимательность к окружающим, целеустремленность.

    Люди с таким именем очень часто достигают значительных успехов в карьере.

  • Иннокентий – невинный (лат.). Скромность, богатство духовно жизни. Ранимость.
  • Иоанн – благодать Божия (евр.). Чувствительность, целеустремленность. Имя раскрывает широту натуры. Зажатость.
  • Иосиф – приумноженный (евр.). Твердость, целеустремленность, успешность. Закрытость.
  • Ипполит – (греч.). Твердость, подвижность. Обидчивость, недостаток гибкости.
  • Исмаил – слышит Бога (евр.). Одаренность, яркость.
  • Иулий – Иулиев (греч.). Честолюбие, уравновешенность, активность.
  • Кирилл – солнце (перс.). Любознательность, успешность. Имя усиливает верность семье.
  • Константин – твердый, постоянный (глат.). Ответственность, добропорядочность, чувство юмора. Склонен к непостоянству.
  • Лаврентий – лавровый (лат.). Лидерство, общительность. Упрямство.
  • Лев – доброжелательность, мягкость. Скрытность.
  • Леонид – подобен льву (греч.). Доброта, общительность, деловитость.
  • Леонтий – львиный (греч.). Интеллигентность, хорошие руководители. Высокомерие.
  • Макарий – блаженный (греч.). Общительность, исполнительность, не конфликтность. Переменчивость характера.
  • Максим – величайший (лат.). Самодостаточность, сдержанность, интуиция, легко устанавливает контакты с любыми людьми.
  • Марк – сухой, увядающий (лат.). Трезвость, практичность, непритязательность. Проявляет эгоцентричность.
  • Михаил – как БОГ (евр.). Неординарность, успешность. Имя усиливает волевые качества человека.
  • Модест – скромный (лат.). Активность, сила воли, сексуальность, выносливость. Может развиться комплекс неполноценности.
  • Мстислав – защитник славы (слав.). Внутренняя энергия, богатое воображение. Самолюбие.
  • Наум – утешение (евр.). Спокойствие, покладистость. Излишняя обидчивость.
  • Никита – победитель (греч.). Лидерство, творчество, сообразительность. Не постоянство в привязанностях.
  • Николай – побеждающий народ (греч.). Доброта, нежность, трудолюбие, надежность. Склонность к неожиданным поступкам.
  • Олег – святой (слав.). Душа компании, активность, решительность. Беспощадность к обидчикам.
  • Павел – малый (лат.). Доброта, отзывчивость, трудолюбие. Ревнивость.
  • Петр – камень (греч.). Добродушие, правдивость, интуиция. Высокая ранимость.
  • Платон – широкий (греч.). Высокий ум, работоспособность, самодостаточность. Самолюбие.
  • Родион – героический (греч.). Самостоятельность, общительность, выдержанность. Честолюбие.
  • Роман – римский (лат.). Рассудительность, сила воли, работоспособность, прекрасный ум. Замкнутость.
  • Савва – вино (евр.). Цельность, духовность, бескомпромиссность. Тяга к одиночеству.
  • Серафим – пламенный (евр.). Коммуникабельность, амбициозность, справедливость.
  • Сергий – высокопочитаемый (лат.). Добросовестность, коммуникабельность, открытость. Склонность к идеализации.
  • Стефан – венец (греч.). Прекрасный руководитель, оптимист. Не злопамятный. Влюбчивый.
  • Тарасий – волнующий (греч.). Сила воли, нестандартность мышления, энергичность. Долго принимает решение.
  • Тимофей – почитающий Бога (греч.). Способность на глубокие чувства, самостоятельность, подвижность. Эмоциональная неустойчивость.
  • Феликс – счастливый (лат.). Интеллигентность, самостоятельность, коммуникабельность. Снобизм.
  • Феодор – Божий дар (греч.). Добродушие, уравновешенность, отходчивость, надежность. Необходимо развивать чувство юмора.
  • Филлип – любящий коней (стар.). Целеустремленность, справедливость, постоянство. Излишняя вспыльчивость.
  • Филарет – любящий добродетели (греч.). Требовательность, целеустремленность, влюбчивость.
  • Харитон – благодатный (греч.). Надежность, нравственность, авторитетность.
  • Юрий – земледелец (слав.). Неординарность, твердость, добродушие, интуиция.

Выбирая имя по святцам, можно наложить энергетику и характер имени на зодиакальные свойства натуры новорожденного, чтобы они были созвучны и не противоречили друг другу. Тогда человеку будет и Ангел-хранитель помогать, и звезды ярче светить.

Обряд крещения.

Крещение – это первое и важнейшее христианское таинство. С точки зрения Церкви, при крещении человек умирает для греховной жизни и возрождается к жизни духовной. Самой важной частью этого церковного ритуала является наречение имени. Считается, что человек входит в воду без имени. В это время священник отгоняет молитвой темные силы, призывает силы Света взять под свою опеку нового христианина и нарекает имя, по которому его будут узнавать на Небесах. Церковь считает, что выбор имени при крещении – это выбор небесного заступника, который будет возносить молитвы Богу за своего подопечного.

Канонический выбор имени при крещении.

До революции 1917 года ребенок традиционно получал имя при крещении, которое совершалось на восьмой день после рождения. Ему давали имя святого, день празднования памяти святого этого дня, которого указывал . С мальчиками все было ясно – ведь Православная Церковь каждый день вспоминает какого-либо святого. Женских имен в святцах гораздо меньше. Поэтому девочку крестили либо именем-аналогом мужского (Александра, Иоанна), либо выбирали имя святой, день памяти которой был ближайшим после дня рождения. Некоторым женским «гражданским» именам соответствуют церковные, сходные по значению. Например, Светлана – Фотиния, Виктория – Ника.

Крещение в наши дни.

Со временем правила церковного имянаречения стали менее строгими. Сейчас церковь уже не требует неукоснительного соблюдения традиций. Родителям позволительно новорожденному не сверяясь при этом с . А какие имена дают при крещении? Если имя в свидетельстве о рождении не соответствует церковнославянской форме, то при крещении дается созвучное ему имя: Денис – Дионисий, Марта – Марфа, Сергей – Сергий, Иван – Иоанн. В случае, если такого соответствия в святцах нет (Эдуард, Эльвира, Карл), выбирается имя святого, упомянутого в церковном календаре непосредственно после дня рождения человека. Таким образом, ребенок или взрослый получает второе имя при крещении. Иногда бывает, что человек хочет принять имя святого, которого считает близким по духу. И тогда происходит крещение другим именем.

Веками считалось, что у человека должно быть два имени. Крестильное имя зачастую знали только священник и крестные родители. Делалось это, чтобы темные силы не могли причинить вред через освященное «настоящее» имя. В наши дни второе, данное при крещении имя, используется при исполнении церковных обрядов. Знать имя святого необходимо для того, чтобы чтить своего небесного заступника и иметь представление, в какой день отмечаются именины.

Родился сын – наследник, защитник, папина надежда и мамина опора. Счастливым родителям предстоит решить важную задачу: как назвать малыша? Часто этот вопрос решен заранее. Но иногда по этому поводу возникают споры и даже ссоры. Каждый понимает, что имя, данное ребенку, останется с ним на всю жизнь. Считается, что оно определяет судьбу, поэтому крайне нежелательно звать человека по-другому.

Вконтакте

Одноклассники

Критерии выбора

Чем обычно руководствуются родители, выбирая имя для новорожденного?

  • красивое звучание;
  • так зовут родственника (дедушку, папу, дядю);
  • имя значимого для семьи мужчины (скажем, доктора, спасшего жизни мамы и новорожденного);
  • православная традиция (имена для мальчика по месяцам и числам);
  • любимый футболист, общественный деятель, герой фильма, певец, всемирно известный человек.

Прежде чем выбрать сынишке имя , взрослым необходимо учесть несколько факторов:

Крещение Руси способствовало тому, что детей стали нарекать в честь святых, прославившихся своими деяниями. Родители были убеждены, что посредством имени возникнет духовная связь и православный великомученик станет покровителем их малыша, подарит ему часть своих удивительных качеств.

День ангела - дата, с которой соотносится имя человека в святцах. Иногда она совпадает с днем рождения, иногда – нет. Одно и то же имя в церковном календаре может встречаться несколько раз. На один и тот же день припадает несколько православных святых. Одно имя может праздновать День ангела несколько раз в году. Например, Афанасий может родиться как в январе, так и в ноябре.

Как правильно выбрать имя по святцам? Православная церковь предписывает называть мальчика именем, соответствующим дню рождения или крещения. Если по какой-то причине ряд имен не подходит, можно посмотреть восьмой или сороковой день с даты появления на свет малыша.

Имена по месяцам: православный календарь

Речь пойдет именно о незаслуженно забытых именах , которые сегодня только и прочтешь в исторической или церковной литературе, описывающей деяния православных святых. И вот они, позабытые, но все же благозвучные и красивые, потихоньку вплывают в наш обиход.

И хотя многие родители по-прежнему называют своих малюток традиционно, но все чаще встречаются детки с ретроименами.

В святцах много подзабытых имен . Некоторые встречаются в отчествах людей постарше. Еще и сейчас можно услышать: Никанорович, Антипович, Прокофьевич или Афанасьевич. А вот такие, как Влас, Силуан или Фаддей, давно вышли из обихода. И все же многие старинные имена имеют право на жизнь.

Январь

Есть среди многочисленных именинников января красивое имя Серафим (с еврейского «огненный ангел»). День ангела – 15.01.

В православии эти ангелы ближе всего к Богу. Они призваны зажигать в сердцах людей искру веры и любви к Всевышнему.

Серафимы - очень активные и жизнерадостные люди. Эрудиты, которым легко даются новые знания. Но иногда бывают легкомысленными.

Ласковые производные: Сима, Фима, Симуля.

Другие редкие именинники января: Тимофей, Евтихий, Игнат, Нифонт, Феоген, Леонтий, Силуан, Прокл.

Февраль

Мальчика, рожденного в феврале, хорошо наречь Владимиром, Захаром, Федором. Привычное звучание этих имен не принесет неудобства ребенку в детском саду или школе.

Поклонникам старины можно рассмотреть такие варианты: Арсений, Ипполит, Иннокентий, Всеволод.

В последнее время все больше набирает популярность старинное имя Марк . Прогнозируют, что распространенность будет возрастать и дальше.

Марк с латинского обозначает «молоток». Церковь же связывает его с личностью святого проповедника, ученика Петра и автора «Евангелия».

Мальчик Марк – шумный ребенок, проказник и затейник, а все потому, что привык быть в центре внимания. Во взрослой жизни он очень осмотрителен: «в гору не пойдет, лучше гору обойдет». Умеет договариваться и убеждать.

Ласково Марка называют Мариком или Маркушей.

Февральских мальчиков еще можно именовать Федором, Януарием, Лаврентием, Макаром, Климентом, Серафимом, Палладием.

Март

Первый весенний месяц – пора именин у Ильи, Михаила, Льва, Василия, Богдана, Афанасия, Владимира.

Панкратий Тавроменийский – ученик апостола Павла – умер смертью мученика во имя православных идей.

Панкратий имеет сильный характер . Бывает вспыльчивым и резким, часто конфликтует, но способен на жертвы и бескорыстие во имя идеи. Презирает консервативность, часто критикует существующий порядок.

Ласково его называют Панкрашей, Паней.

Другие (неупотребляемые) имена: Иеремий, Исайя, Пимен, Тит, Нил, Никандр.

Апрель

Касаемо апрельских именин, стоит раскрыть тайну имени Лазарь (с еврейского «Бог помог»). Отмечается 7 апреля.

Церковь связывает это имя с личностью Лазаря Сербского, который погиб от руки неверных в 1389 году. Князь был известен как просветитель, несущий идеи христианства своему народу.

Самая яркая черта Лазаря – гордость . Он очень самолюбив и осторожен. «Не доверяйся никому», - по этому принципу живет этот мужчина. Он способен ради достижения общей цели принести в жертву соратников. Лазари долгожители, причем с возрастом не теряют ясности ума.

Ласкательные прозвища: Заря, Лазарка.

Другие именинники апреля: Никита, Яков, Владимир, Вениамин, Савва, Севастьян, Гаврила.

Май

5 мая отмечает день ангела Климент (с латинского «милостивый»).

В православии известен Климент Анкирский, который более 20 лет принимал муки за веру христову, а в конце жизненного пути был казнен.

Имя предопределяет Клименту такие черты, как уравновешенность и спокойный нрав . Мужчина очень добрый, к нему тянутся и люди, и животные. Ведет здоровый образ жизни и часто свою деятельность связывает со спортом и тренерской работой.

Другие варианты имени: Клим, Климушка, Климуша.

Также в мае день ангела у Исаака, Всеволода, Платона, Леонтия, Филимона, Тараса, Касьяна.

Июнь

Июньские ребята могут быть названы в честь Тимофея, Ипполита, Никиты, Георгия, Луки.

Православные почитают Иллариона Великого, известного учреждением монастырей в Палестинской пустыне.

Нрав у Иллариона легкий . Он скромный и непритязательный, слишком впечатлительный, если дело касается чужих бед, хотя свои всегда держит при себе. В характере может присутствовать толика упрямства и честолюбия.

Ласковые прозвища: Ларик, Ларюша, Ларюшка.

Июль

Мефодий, Василий, Николай, Юлиан, Геннадий, Гавриил, Семен, Мартин, Филипп - так можно назвать мальчиков, появившихся на свет в июле.

3 июля именины у Глеба (слово скандинавского происхождения, означающее «любимец богов»).

В православии имя связано с личностью князя Глеба (братья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть).

Мужчина, названный Глебом, имеет твердый характер. Он уверен в себе и целенаправлен. Отличается отсутствием тщеславия, надежностью и хозяйственностью. Глеб может быть упрямым и медлительным, страдать отсутствием чувства юмора.

Варианты имени: Глебушка, Глебка.

Август

Тех мальчиков, которые родились в августе, можно назвать Тихоном, Иваном, Кузьмой, Ефимом, Трофимом, Николаем, Макаром, Родионом, Моисеем, Прохором, Пахомом, Серафимом, Семеном.

Пророк Елисей, как учит православная церковь, всю жизнь нес израильтянам слово об истинном Боге.

Человек, носящий это имя, умен и энергичен. И хотя у него очень тонко развита интуиция, но он хороший аналитик. Также Елисей обаятелен, благороден, способен на сильные, возвышенные чувства. Он иногда бывает эгоистичным и амбициозным.

Варианты имени: Лесейка, Елеся, Елисейка, Леся.

Сентябрь

Первый осенний месяц среди прочих имеет таких именинников: Федор, Виктор, Карл, Иосиф, Самуил, Исаак, Игнат.

Церковью почитается Евфимий Солунский, который в раннем возрасте отрекся от мирской жизни, все свои деяния посвятил упрочению идей христианства.

Мальчик, получивший это имя, растет творческой личностью . Он фантазер, эмоционален и артистичен. Мужчина Ефим любит готовить и очень ценит семью и дом, часто бывает мнительным и ревнивым.

Ласкательные прозвища: Фима, Ефимка, Ефимчик, Ефима.

Октябрь

Октябрьских малышей можно назвать Вениамином, Валентином, Матвеем, Константином, Германом, Ипатием, Дионисием, Иосифом.

Малыша, родившегося 10 октября, нареките Аристархом . Имя происходит с греческого и переводится как «предводитель лучших».

Православные почитают великомученика Аристарха – единомышленника . Был епископом, принял смерть в Риме, оставшись верным христианским постулатам.

Аристарх – человек мужественный и прямой , нетерпим к лукавству, хороший лидер. За друзей кинется в огонь и воду, умеет отстаивать свое мнение, может быть активным участником и организатором всевозможных митингов, маршей и забастовок. Остро реагирует на несправедливость, готов искоренять зло.

Ласково Аристарха называют Сташа, Аристя, а коротко – Рис.

Ноябрь

Этот хмурый осенний месяц как бы компенсирует своим сыновьям неприглядность будней, награждая их яркими, «солнечными» чертами характера. Дети ноября – легко увлекающиеся мечтатели, очень добрые, отзывчивые и влюбчивые.

Именно таким незлобивым и легким характером одаривает ноябрь Степана . Причем день ангела отмечается и 10, и 12 ноября. С греческого Степан переводится как «венок».

Обычно маленькие Степы – шаловливые и шумные дети. Очень любознательные, они подвержены травмам. В школе – непоседы и балагуры, смешно копируют окружающих. Взрослые Степаны – искусные манипуляторы. Могут легко навязать свое мнение, повести за собой, искренни и щедры в любви и дружбе.

Ласково можно называть Степушкой, Степанчиком, Степашей, Степой.

Декабрь

В декабре празднуют именины Варлаам, Прокл, Филарет, Парамон, Афанасий, Геннадий, Нил, Галактион, Кирилл, Фаддей.

Великомученик Платон, христианский проповедник, отказался принести жертву римским богам, за что был подвержен пыткам и обезглавлен.

Маленькому Платону интересно среди взрослых. Он очень любознателен и развит не по годам, а знания впитывает, как губка.

Взрослый Платон не любит работать по указке, очень независим. Он трудоголик, но часто спорит с начальством, поэтому редко достигает высот в карьере. Иногда им можно манипулировать, если использовать исключительно метод «пряника». Платон добрый, щедрый и гостеприимный хозяин.

«Как вы яхту назовете…»

Перевернут последний лист календаря. Перед глазами промелькнуло множество имен – красивых, старинных, испытанных временем. И совсем неважно, солнечный май за окном или дождливый ноябрь. Нет плохой погоды, и нет нехороших имен. Важно лишь то, как человек все воспринимает.

Что значит имя для ребенка:

  • способ самоидентификации (на вопрос: «Ты кто?» ребенок, скорее всего, ответит: «Я — Дима»;
  • связь с семьей и Родиной;
  • идентификация в обществе;
  • оказывает влияние на характер.

И если уж папа с мамой выбрали для сынишки необычное имя, нужно сделать все, чтобы ребенок, а в будущем и взрослый мужчина, не стеснялся его произносить. Расскажите о знаменитых тезках, поведайте о замечательных качествах, которые заложены в имени, подчеркните его уникальность. И пусть ваш ребенок будет счастлив!

Влияет ли имя на жизнь человека? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика - будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) - упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена - в этом легко убедиться, раскрыв святцы, - носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.
Имя древнееврейское, которое в переводе значит - Благодать Божия.
В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.
Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.
И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.
Иоанн Власатый - Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.
Иоанн Дамасский - отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.
Иоанн Кронштадтский - великий русский пастырь и общественный деятель.
Иоанн Палестинский - выдающийся постник.
Иоанн Константинопольский - патриарх и выдающаяся личность своего времени.
Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.
То же наблюдаем относительно других известных имен.
Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя - определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю, называя каждое светило его именем, и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого; Навал - безумец и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей - вынутый из воды, иногда - на предназначение человека: Исаия - да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье - Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи - Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения - Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен).
Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь - это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман, Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил - происходило от названия города Рим; имя
Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и с Христом - Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет:

«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности».Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».
Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.
День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами, или днем Ангела.

Святой Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:

«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов.

Как правильно дать имя православному ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем не православным - это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.
Некоторые святые имеют по два имени - имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга - Елены. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.
Можно дать имя, как сегодня распространено, в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.
С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери - Марии. Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария - в честь святых Марий, которых множество.

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя - на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя.).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них - обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Каждый православный христианин носит имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем и заступником. В этом православном календаре приведены наиболее распространенные имена святых, прославляемых Церковью, и указаны дни их памяти по новому стилю.

Если человек крещён в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известно, в честь какого святого он был наречён. Но бывает и так, что люди, крещённые в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого они названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре (святцах, месяцеслове) не раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, с именем Иоанн - более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

В Церкви сложилась следующая практика: если в православном календаре встречаются несколько дней памяти святых, тезоименитых с Вами (тезоименитый - соименный, с тем же именем), то из этих дней Вашим днём Ангела будет день, совпадающий с днём Вашего рождения или ближайший после Вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет Вашим небесным покровителем.
Если Вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то в ближайший день после Вашего дня рождения - это день Ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

В полной мере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божиему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или в дня три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

Даруя родителям ребёнка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по православному календарю - месяцеслову, в который включены имена святых, прославленых Церковью.

То, что ребенку дается при Крещении имя, известно всем. Причем делается это не по выбору или желанию родителей, а в честь какого-либо святого, обычно того или той, память которого (которой) отмечается в этот день Церковью. Выбирается имя в соответствии с так называемыми святцами - церковным календарем, в котором указано памяти какого святого посвящается день.

Церковный именослов исполнен глубокого смысла, который, впрочем, был ведом на Руси всем - от простого крестьянина до монарха. Каждый день посвящается памяти определенных святых, празднику или чудотворной иконе. И не имя дается, как внешний знак, человеку, а человек «дается» имени, причисляется как бы в «дружину» того или иного-мученика или подвижника. Важно, в какой день, под чьим именем ты родился и тебя крестили: Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер.

Следует учитывать, что в православные святцы попали имена еврейские, греческие, римские, которые на этих языках могут иметь и положительный смысл, но для русского слуха неблагозвучны или вызывают неприятные ассоциации.

Христианские имена появились на Руси еще до принятия христианства - их принесли варяги. С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые календарные имена (Анисим, Федор, Анна, Мария, Елизавета). При Крещении человеку давалось второе, календарное, имя, которое могло иметь древнегреческие, латинские, древнееврейские, арамейские, древнеперсидские или древнеегипетские корни.

Для русского человека чужестранное имя было непонятно и им пользовались только в документах, в быту его не употребляли.
Имена в святцах часто повторяются, так как наиболее популярные из них (например, Александр, Андрей, Владимир, Василий) повсеместно использовались для именования людей, а многие редко используемые были исключены из списков.

Важно, в какой день родился ребенок и под чьим именем его крестили: именно Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер. Поэтому следует правильно выбирать имя ребенку при Крещении. Ребенок должен получить защиту ангела-хранителя.

Святой, именем которого называется ребенок, считается «покровителем» своего тезки. Поэтому верующий празднует не день своего рождения, а день Ангела, т. е. день святого, по имени которого назван. «Именины» никак не связаны с днем рождения, как некоторые считают, это день Крещения.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников