Религиозные сооружения презентация. Религии мира и их основатели. Священные книги и священные сооружения религий мира. Индуизм в Индии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по ОРКСЭ на тему:

« Священные сооружения религий мира»

(4 класс)

Разработала учитель начальных классов Степаненко В. И.

2016/2017

Тема:

Модуль « Основы мировых религиозных культур»

Задачи:

Закрепить знания о священных сооружениях, особенностями и их предназначением;

Привитие интереса к предмету через соревнование;

Развитие умения работать в команде;

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедийное устройство, компьютер.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Что называют священным сооружением? (Священное сооружение - сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению).

Что общего у священных сооружений религий мира? (Это особо святые места, в которых люди общаются с Богом

Чем они отличаются друг от друга ? (Правилами построения, убранства и поведении. Они традиционны для каждой религии)

Тема нашего урока « Священные сооружения религий мира », который пройдёт в виде игры, которая построена по принципу телевизионной викторины «Своя игра».

Правила игры.

В игре участвуют 4 команды. Игроки сами выбирают тему и количество баллов. Выбирать вопросы можно в любом порядке. Чем выше стоимость вопроса, тем он сложнее.

На обдумывание вопроса команде даётся одна минута. В том случае, если участники команды не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде.

Переход к выбранному вопросу и обратно к таблице осуществляется по гиперссылкам. Правильный ответ появляется по щелчку мыши.

II . Основная часть. Ход игры.

I . Тема «Христианство»

1. Название православного храма (церковь) 10 баллов

2. Самое священное место в христианском храме (алтарь) 20 баллов

3. Что такое иконостас? (Стена с иконами, отделяющая алтарь). 30 баллов

4. Чем обыкновенно завершается сверху здание православного храма? (Здание храма завершается сверху куполом. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест во славу главы Церкви Иисуса Христа). 40 баллов

II. Тема «Иудаизм»

1. «Дом собраний», где молятся иудеи. (Синагога) 10 баллов

2. Что такое минора (Один из наиболее древних символов иудаизма , металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами) 20 баллов

3. Что такое тора? (Это Писание, оформленное в особый свиток от руки написанного текста. Свиток сделан из специально обработанного пергамента, окончания которого закреплены на двух украшенных резьбой деревянных основах) 30 баллов

4. Что такое скиния? (Скиния (от греч. «скене» — шатер) — древнееврейский переносной походный храм. По библейскому рассказу С. была построена согласно образцу, показанному богом Моисею на горе Синай. С. была разделена на 2 отделения: большее — святилище и меньшее — святая святых, где находился ковчег завета. С. в христианстве считается прообразом христианской церкви) 40 баллов

III . Тема «Ислам»

1.Что такое минарет? (Минарет - это не просто башня, это сооружение, которое возводится близ мечети. Функциональное его назначение в чем-то схоже с христианскими колокольнями - оповещать верующих о начале молитвы и созывать их для совершения общего намаза) 10 баллов

2. Что такое михраб ? ( Сооружение или комплекс сооружений для культовых, религиозных нужд (отправления служб, чтения молитв и обращений к Богу), служения Богу). 20 баллов

3. Как называется здание для молитвы у мусульман (мечеть) 30 баллов

4. Что такое хауз? (Почти в каждой мечети и во всех традиционных арабских домах есть внутренний двор (сахн), который окружен помещениями или целой аркадой комнат. Обычно в центре располагался небольшой бассейн, который называется хауз. Если в мечети был такой внутренний двор, он использовался для церемониальных омовений) 40 баллов

IV . Тема «Буддизм»

1. Как называются буддийские храмы? (пагоды) 10 баллов

2. Что такое ступа? (Ступа — это буддийский культовый памятник, воздвигнутый во имя какого-то события в буддизме или просто во имя мира, процветания и гармонии). 20 баллов

3. Назовите основателя буддизма. (Основатель буддизма - Будда («Просветленный»). Буддизм возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э.в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвещенный). 30 баллов

4. Собрание текстов буддизма. (Типитака) 40 баллов

V . Тема «Храмы нашего города»

1. 2 августа отмечается престольный праздник г. Лахденпохья. В этот день проходит Фестиваль колокольного искусства. На территории какой часовни проходит фестиваль колокольного искусства? (На территории часовни Святого Великомученика Валентина. Часовня посвящена памяти героически погибшего в 2004 году генерал-лейтенанта ФСБ Валентина Михайловича Чуйкина ) 10 баллов

2. Узнаёте ли вы эту часовню? Где она расположена? (Часовня Георгия Победоносца, центральный сквер). 20 баллов

3. В честь кого была построена часовня Георгия Победоносца? (Она построена в честь Великомученика Георгия, главного покровителя воинов, для поминовения всех тех бойцов, которые не вернулись с Великой Отечественной войны). 30 баллов

4 . В каком городе находится это храм? В честь кого он был назван? Покровителем чего был Пророк Илья? (Храм Пророка Илии, город Лахденпохья. Илия-пророк почитается, прежде всего, покровителем земледелия, к нему взывают в засухи) 40 баллов

III . Итог урока.

1. Для того чтобы проверить, как вы запомнили новые слова, встречающиеся сегодня на уроке, заполните таблицу «Священные сооружения религий мира»

Таблица «Священные сооружения религий мира»

Христианство

Иудаизм

Ислам

Буддизм

1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб 9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния

2. Проверить правильность заполнения таблицы.

Христианство

Иудаизм

Ислам

Буддизм

Церковь

Алтарь

Иконостас

Колокольня

Синагога

Менора

Тора

Скиния

Минарет

Михраб

Хауз

Мечеть

Пагода

Алтарь

Ступа

Будда

3. Предлагаю решить филворд. Каждая команда ищет слова, связанные с разными религиями, выделить их.

1 команда - с христианством, 2 - буддизмом, 3 - исламом, 4 - с иудаизмом.

4. Проверьте, правильно ли вы заполнили филворд.

М

Е

Ч

Е

Т

Ь

Ц

Е

Р

К

О

В

Ь

С

И

Н

А

Г

О

Г

А

П

А

Г

О

Д

А

Б

У

Д

Д

А

А

Л

Т

А

Р

Ь

М

Е

Н

О

Р

А

М

И

Н

А

Р

Е

Т

Т

О

Р

А

И

К

О

Н

О

С

Т

А

С

К

О

Л

О

К

О

Л

Ь

Н

Я

С

К

И

Н

И

Я

С

Т

У

П

А

Х

А

У

З

М

И

Х

Р

А

Б

5. В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Разные народы могут взаимно обогащаться, изучая обычаи и традиции друг друга.

Любая дорога начинается с первых шагов, здание - с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к обрядам той религии, которую исповедует и которой интересуется. Тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, а так же уважает и сохраняет традиции других народов.

Используемая литература

http://www.to-world-travel.ru/img/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C/1571/1571.37642.jpg церковь

Http://www.istmira.com/uploads/posts/2016-01/1452464106_bely_kolodec_altar.jpg ступа лотоса

https://www.colourbox.com/preview/6790337-buddha-statue-in-stupa.jpg статуя Будды в ступе

http://zero50x.myjino.ru/allpic/39/15381-img_3.jpg основатель Будды

http://sirius-ru.net/img/liki_otkrytki/liki_b/001.jpg основатель Будды

https://fs00.infourok.ru/images/doc/227/41642/2/img1.jpg типитака

Фото из личного архива

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Учебник «Основы мировых религиозных культур» (4-5 класс) М., Просвещение, 2011

На Земле не существовало народа, который бы хоть в каком-то смысле не был религиозным, любая религия учит милосердию, терпению, уважению… Культура любого народа имеет свои истоки в религии. Изучая истоки религии, мы изучаем культуру, становимся образованнее и добрее





Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи. В основе лежит вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества., во второе пришествие Христа, в страшный суд и установление царства небесного. Христиане верят в то, что после смерти наступит вечная жизнь, верят в то, что грешники попадут в ад, а праведники в рай. Христианская церковь имеет четкую централизованную организацию (католичество): глава (папа Римский) и единый центр – Ватикан. Христианство распадается на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм и др. В мире около миллиарда христиан.


Библия – от греч. «та библия» - книга – целая библиотека идеологических, исторических памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. – II в.); священная книга для христиан всего мира. Библия – от греч. «та библия» - книга – целая библиотека идеологических, исторических памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. – II в.); священная книга для христиан всего мира. Библия включает Ветхий и Новый завет Библия включает Ветхий и Новый завет (они тоже разнятся у разных течений христианства).




Евангелие – от греч. – благая весть- христианские сочинения, повествующие об Иисусе, его жизни, проповеди, мученической смерти. Они делятся на канонические т. е. включенные в Новый Завет и апокрифические- один из главных источников христианского вероучения и культа. Евангелие – от греч. – благая весть- христианские сочинения, повествующие об Иисусе, его жизни, проповеди, мученической смерти. Они делятся на канонические т. е. включенные в Новый Завет и апокрифические- один из главных источников христианского вероучения и культа. Канонических Евангелия – 4, от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. Последнее сильно отличается от предыдущих.Канонических Евангелия – 4, от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. Последнее сильно отличается от предыдущих.


Христианский храм для верующего христианина имеет огромное значение. Придя в церковь верующий человек приходит в место символическое. Важнейшей в строительстве стала идея круга, символа вечности и гармонии вокруг бога. Отсюда круговые стены, купола и башни. А на Руси строили храмы с несколькими куполами. Притвор обязательно отделялся от центральной части стеной. Вход был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры. Главные и прочие столбы делили храм на нефы Нефов было 3 или 5. Восточная часть завершалась апсидами. В центральной апсиде находился алтарь. В храме и мужчины и женщины молятся вместе.



ИСЛАМ (по-арабски "покорность") Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго- Восточной Азии, Африки.




Священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман. Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира таковым не является.


Символом ислама многие считают изображение полумесяца и пятиконечной звезды. История появления этих символов полна легенд, одни из которых утверждают, что полумесяц связан с Хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По этой версии в ту ночь на небе был полумесяц. Другие источники относят символ полумесяц к приверженности мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда в их понимании это пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.


Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально мечеть представляла собой квадратный двор или зал окруженный галереями на столбах и колоннах. На одной из стен находится ниша обращенная в сторону Мекки. Внутренне убранство очень скромное, нет свечей, золота и пышности православных церквей, изобразительного и скульптурного ряда католических костелов, есть только строчки арабской вязи, и орнамент. Они используются не только для богослужений, проповеди и молитв, но также и для собраний правоверных. Также в мечетях обучали детей. В мечети мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга.











В буддизме культовые сооружения – это ступы и хуралы. Хурул представляет собой большое здание, которое как бы состоит из нескольких колонн. Перед хуралом верующий обязательно должен прокрутить барабаны с молитвами, чем больше барабанов будет крутить верующий, чем большее количество молитв он прочтет для своего же блага и блага своих близких. Внешне хуралы напоминают китайские пагоды (хотя, как выяснилось это буддийские храмы в Китае называли пагодами, а не наоборот, только у китайцев подняты кверху углы крыш). Другие буддийские святилища – это ступы, куполообразные строения, в которых хранятся реликвии связанные с почитанием Будды. Молятся верующие вместе, но нельзя поворачиваться спиной в храме к Будде.



ТРИПИ́ТАКА свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или Типитака.



Христианство ИсламБуддизм Основатели Иисус Христос МухаммадСиддхартха Гаутама (Будда) Священные книги БиблияКоран Типитака Священные сооружения Храм (Церковь) Собор Мечеть Ступа Пагода Хранители Епископы, священники и диаконы Единая община ума Имам Община сангха Ламы Где исповедуют Россия, Украина, Белоруссия и др. Иран, Турция, Чечня, Арабские страны, Дагестан, Ингушетия и др. Россия, Израиль и др.


1. В каком веке появился буддизм и кто является его основателем? 2. Что такое Драхма? 3. Назовите два культовых сооружения в буддизме и опишите их. 4. Где записана история жизни Иисуса Христа? 5. Назовите выборы авторитета в вопросах веры трёх христианских исповеданий. 6. Что символизирует форма купола церкви? 7. Что означают слова «ислам» и «аллах» в переводе с арабского? 8. Как была установлена подлинность вернувшегося в Мекку Черного камня Каабы? 9. Как называется мусульманский пост? Назовите его обязательные условия. 10. Как вы думаете, почему именно христианство, ислам и буддизм стали мировыми религиями?


Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? Индуизм: «Одно и то же повторил божественный голос:...владей собой, давай, будь сострадательным». Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти». Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Даосизм: «Совершенномудрый всё делает для людей и всё отдает другим». Иудамзм: «И изрёк Бог слова сии: «...почитай отца твоего и мать,...не убий, не прелюбодействуй, не кради...». Христианство: «Не судите, да не судимы будете... И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».


Сайта Про Школу.ру Куляшова И.П. «Возникновение религий мира. Их основатели» МОУ СОШ 3 Красноуфимск Работа «Мировые религии» ученицы 10 «А» класса Герасименко Марины Антипина О.В. учитель начальных классов МОУ «Лицей 12» г. Кургана, Курганской области Крылова Н.Н. учитель начальных классов МОУ «СОШ 22» г. Кургана, Курганской области Шитиков В.А.учитель истории МОУ «СОШ 22» г. Кургана, Курганской области

Основы мировых религиозных культур Основы мировых религиозных культур Урок № 12 «Священные сооружения»

Место работы: ГБОУ Школа № 1362

Год создания: 2014

Место создания: ГБОУ Школа № 428

Повторение Повторение Понятийный словарь Религия – это связь человека с Богом. Религиозные действия – это действия, совершаемые верующими с целью общения с Богом. Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместного совершения верующими ритуальных действий. Священные сооружения древности Священные сооружения древности Древние люди собирались вместе с целью молиться своим богам и приносить им жертвы. Скиния – переносной шатёр у древних иудеев. Стоунхендж в Англии Стоунхендж в Англии Древнее молельное сооружение из камней, расположенных в определённом порядке. Стоун – по-английски «камень». Храмы, посвященные богам в Древней Греции, древнем Риме, древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии. Храмы, посвященные богам в Древней Греции, древнем Риме, древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии.

Парфенон в Древней Греции

Священные сооружения иудаизма Священные сооружения иудаизма Храм Единого Бога в Иерусалиме был единственным и основным институтом еврейской религии и вокруг него проходила вся их жизнь. Разрушение Храма завоевателями иудеи воспринимали как страшную трагедию. Синагоги «дома собраний» – священные здания иудеев для совместных молитв и чтения Священного писания. Синагога Синагога Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство подчинено определённым правилам и в основе лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство скинии.. Словарь терминов Тора - Пятикнижие Моисеево или Книги Моисеевы. В самом Пятикнижие «Торой» часто называют отдельные предписания Бога, отдельные заповеди или совокупность законов. Свиток Торы– пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге, является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Синагога Синагога У одной из стен здания стоит шкаф, в котором хранится свиток Торы. В центре синагоги находится возвышение. С него читается Тора. Также есть «негасимый светильник» – символизирует менору, масляный светильник (семисвечник) Храма и каменная или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями , которые когда-то Бог дал Моисею. Христианские храмы Христианские храмы Для совершения богослужений и молитв первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в обычных жилых домах. Другим местом совершения богослужений были места захоронения тех христиан, которые пострадали за веру. Они обычно располагались в подземных гробницах – катакомбах. Позднее появились христианские храмы – церкви. Христианские Храмы Христианские Храмы Устройство Христианского Храма

Храм Христа Спасителя

Мечеть – Мечеть – молитвенное здание мусульман

Мечеть Кул - Шириф

Устройство мечети Устройство мечети Минарет – специальная башня, с которой верующих призывают на молитву. Ниша (михраб) – есть в каждой мечети, всегда обращена в сторону Мекки, священного города для мусульман. Она указывает, куда должен повернуться мусульманин во время молитвы. Трибуна, на которой стоит проповедник. Молитвой в мечети руководит имам. Дословно Корна – это слова бБга (Аллаха). В мечети нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. Правила посещения мусульманами мечети Правила посещения мусульманами мечети

  • Входить без обуви, перед молитвой совершать омовение, становиться желательно в чистой одежде.
  • Женщины молятся в отдельном помещении от мужчин, на балконе или в конце зала за занавесом.
  • Одежда женщин должна закрывать всё их тело. Кроме лица и кистей рук.
Буддийские священные сооружения Буддийские священные сооружения Ступы – специальное сооружение, в которое помещен прах Будды. Первоначально ступ было восемь и состоял из трёх частей. Именно они стали предметом поклонения буддистов. В дальнейшем стали строить всё более сложные ступы. Они превратились в высокие многоярусные строения – пагоды. Алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Устанавливается стол перед изображением божеств над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи. С потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шёлковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Устанавливается стол перед изображением божеств над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи. С потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шёлковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Правила посещения буддийского храма. Правила посещения буддийского храма.
  • Необходимо снимать головной убор.
  • В храме можно сидеть на скамейках и на полу.
  • Лучше всего во время службы совершать обход храма, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю.
  • Самый большой храм в Европе. Калмыкия. Г. Элиста.
Рефлексия Рефлексия
  • Для чего люди начали создавать священные сооружения? Могли они обойтись без них?
  • Почему синагога не считается у иудеев храмом?
  • Что такое икона?
  • Как должен вести себя мусульманин в мечети?
  • Почему в мечети нет изображений, а только орнамент и слова из Корана?
  • Как возникли буддийские храмы?
Ответы на вопросы Ответы на вопросы Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместных ритуальных действий. После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека. Слово синагога буквально означает «собрание». В синагогах читают Священное писание, даётся духовное наставление и обучение. Слово синагога буквально означает «собрание». В синагогах читают Священное писание, даётся духовное наставление и обучение. А Храм был один, Храм Единого Бога, который был разрушен. От него осталась одна стена. Стена Плача – священное место иудеев. Находится в Иерусалиме на храмовой горе. Икона («изображение») – в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории. Икона («изображение») – в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории.

Перед иконой Богородицы «Прибавление ума» молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении.

Икона Божией матери «Скоропослушница».

Перед иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологической болезни, о помощи при родах и кормлении молоком, о детях. Молятся, когда не знают как поступить, о чём спросить, в растерянности и недоумении.

4. Внутренне убранство мечети отличается тем, что нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. 4. Внутренне убранство мечети отличается тем, что нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. Коран, согласно по исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Бога пророком Мухаммедом, божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание ниспосланное Аллахом. Коран – «Речь Аллаха»

Рукопись

Коран VII век

Источники http://www.momentaryawe.com/blog/wp-content/uploads/2008/10/mosque.jpg http://academic.ru/pictures/wiki/files/82/Rhodes_Synagogue.JPG http://shot.photo.qip.ru/3047o7B.jpg http://img.readtiger.com/wkp/ru/Torah_scrolls.JPG http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/146/145297/img7.jpg http://usiter.com/post_f.php?mir=www.sunhome.ru/UsersGallery/wallpapers/228/24174734.jpg&k=%F5%F0%E0%EC%FB http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_19/11/d-10324/img4.jpg http://aquarium.lipetsk.ru/discovery/india/sarnath/DSC01723.jpg http://dankir.users.photofile.ru/photo/dankir/4048635/xlarge/96876168.jpg http://chinabye.com/wp-content/uploads/2012/08/pagoda.jpg http://i.artfile.ru/1680x1050_493022_%5Bwww.ArtFile.ru%5D.jpg http://totalrating.ru/puteshestviya/gorod_dostoprimechatelnost/rossiya/kalmikiya http://chc.org.ua/site/images/materials/palumov/6.jpg http://www.proshkolu.ru/user/marinabakalova1966/file/4158851/ http://genrixll.livejournal.com/18297.html http://i.aldanlib.ru/MySite/p1.gif http://www.youtube.com/watch?v=2lEA2d4XFC0 https://www.youtube.com/watch?v=f5OIB60i92o http://www.playcast.ru/uploads/2014/02/19/7520492.jpg http://survincity.com/wp-content/uploads/images_4/skinia44.jpg http://www.arstudia.ru/img/partenon.jpg http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/52/d7cd8f5e849bf0b4a89e03b7605d524a.JPG http://isroil.info/uploads/posts/2012-09/1347096036_1.jpg http://arsiv.salom.com.tr/content/images/news/image_166591_detail.jpg


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Основы мировых религиозных культурУрок № 12«Священные сооружения»Автор: Баранова Оксана ГеннадиевнаМесто работы: ГБОУ Школа № 1362Год создания: 2014Место создания: ГБОУ Школа № 428 ПовторениеПонятийный словарьРелигия – это связь человека с Богом.Религиозные действия – это действия, совершаемые верующими с целью общения с Богом.Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместного совершения верующими ритуальных действий. Священные сооружения древностиДревние люди собирались вместе с целью молиться своим богам и приносить им жертвы.Скиния – переносной шатёр у древних иудеев. Стоунхендж в Англии Древнее молельное сооружение из камней, расположенных в определённом порядке.Стоун – по-английски «камень». Храмы, посвященные богам в Древней Греции, древнем Риме, древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии.Парфенон в Древней Греции
Священные сооружения иудаизмаХрам Единого Бога в Иерусалиме был единственным и основным институтом еврейской религии и вокруг него проходила вся их жизнь.Разрушение Храма завоевателями иудеи воспринимали как страшную трагедию.Синагоги «дома собраний» – священные здания иудеев для совместных молитв и чтения Священного писания. СинагогаВнешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство подчинено определённым правилам и в основе лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство скинии.. Словарь терминовТора - Пятикнижие Моисеево или Книги Моисеевы.В самом Пятикнижие «Торой» часто называют отдельные предписания Бога, отдельные заповеди или совокупность законов.Свиток Торы– пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге, является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. СинагогаУ одной из стен здания стоит шкаф, в котором хранится свиток Торы. В центре синагоги находится возвышение. С него читается Тора. Также есть «негасимый светильник» – символизирует менору, масляный светильник (семисвечник) Храма и каменная или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Христианские храмыДля совершения богослужений и молитв первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в обычных жилых домах. Другим местом совершения богослужений были места захоронения тех христиан, которые пострадали за веру. Они обычно располагались в подземных гробницах – катакомбах.Позднее появились христианские храмы – церкви. Христианские ХрамыУстройство Христианского ХрамаХрам Христа Спасителя Мечеть – молитвенное здание мусульманМечеть Кул - Шириф Устройство мечетиМинарет – специальная башня, с которой верующих призывают на молитву.Ниша (михраб) – есть в каждой мечети, всегда обращена в сторону Мекки, священного города для мусульман. Она указывает, куда должен повернуться мусульманин во время молитвы.Трибуна, на которой стоит проповедник.Молитвой в мечети руководит имам.Дословно Корна – это слова бБга (Аллаха). В мечети нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. Правила посещения мусульманами мечетиВходить без обуви, перед молитвой совершать омовение, становиться желательно в чистой одежде.Женщины молятся в отдельном помещении от мужчин, на балконе или в конце зала за занавесом.Одежда женщин должна закрывать всё их тело. Кроме лица и кистей рук. Буддийские священные сооруженияСтупы – специальное сооружение, в которое помещен прах Будды. Первоначально ступ было восемь и состоял из трёх частей. Именно они стали предметом поклонения буддистов. В дальнейшем стали строить всё более сложные ступы. Они превратились в высокие многоярусные строения – пагоды. Алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Устанавливается стол перед изображением божеств над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи. С потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шёлковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Правила посещения буддийского храма.Необходимо снимать головной убор.В храме можно сидеть на скамейках и на полу.Лучше всего во время службы совершать обход храма, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю.Самый большой храм в Европе. Калмыкия. Г. Элиста. РефлексияДля чего люди начали создавать священные сооружения? Могли они обойтись без них?Почему синагога не считается у иудеев храмом?Что такое икона?Как должен вести себя мусульманин в мечети?Почему в мечети нет изображений, а только орнамент и слова из Корана?Как возникли буддийские храмы? Ответы на вопросыСвященные сооружения – это специально созданные сооружения для совместных ритуальных действий. После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека. Слово синагога буквально означает «собрание». В синагогах читают Священное писание, даётся духовное наставление и обучение.А Храм был один, Храм Единого Бога, который был разрушен. От него осталась одна стена. Стена Плача – священное место иудеев. Находится в Иерусалиме на храмовой горе. Икона («изображение») – в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории.Перед иконой Богородицы «Прибавление ума» молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении.Икона Божией матери «Скоропослушница».Перед иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологической болезни, о помощи при родах и кормлении молоком, о детях. Молятся, когда не знают как поступить, о чём спросить, в растерянности и недоумении. 4. Внутренне убранство мечети отличается тем, что нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.Коран, согласно по исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Бога пророком Мухаммедом, божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание ниспосланное Аллахом.Коран – «Речь Аллаха»РукописьКоран VII век Спасибоза урок!
Источникиhttp://www.momentaryawe.com/blog/wp-content/uploads/2008/10/mosque.jpghttp://academic.ru/pictures/wiki/files/82/Rhodes_Synagogue.JPGhttp://shot.photo.qip.ru/3047o7B.jpghttp://img.readtiger.com/wkp/ru/Torah_scrolls.JPGhttp://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/146/145297/img7.jpghttp://usiter.com/post_f.php?mir=www.sunhome.ru/UsersGallery/wallpapers/228/24174734.jpg&k=%F5%F0%E0%EC%FBhttp://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_19/11/d-10324/img4.jpghttp://aquarium.lipetsk.ru/discovery/india/sarnath/DSC01723.jpghttp://dankir.users.photofile.ru/photo/dankir/4048635/xlarge/96876168.jpghttp://chinabye.com/wp-content/uploads/2012/08/pagoda.jpghttp://i.artfile.ru/1680x1050_493022_%5Bwww.ArtFile.ru%5D.jpghttp://totalrating.ru/puteshestviya/gorod_dostoprimechatelnost/rossiya/kalmikiyahttp://chc.org.ua/site/images/materials/palumov/6.jpghttp://www.proshkolu.ru/user/marinabakalova1966/file/4158851/http://genrixll.livejournal.com/18297.htmlhttp://i.aldanlib.ru/MySite/p1.gifhttp://www.youtube.com/watch?v=2lEA2d4XFC0https://www.youtube.com/watch?v=f5OIB60i92ohttp://www.playcast.ru/uploads/2014/02/19/7520492.jpghttp://survincity.com/wp-content/uploads/images_4/skinia44.jpghttp://www.arstudia.ru/img/partenon.jpghttp://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/52/d7cd8f5e849bf0b4a89e03b7605d524a.JPGhttp://isroil.info/uploads/posts/2012-09/1347096036_1.jpghttp://arsiv.salom.com.tr/content/images/news/image_166591_detail.jpg

Цель урока: познакомиться со священными сооружениями и их предназначением.

Задачи:

  • познакомиться с общими чертами и особенностями священных сооружений;
  • формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;
  • отрабатывать умения работать с различными источниками информации;
  • способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию.

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, заполнение маршрутного листа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка экскурсии для членов семьи, участие в учебном диалоге.

Тип урока: технология образовательного путешествия.

Основные термины и понятия:

  • Церковь. Алтарь. Иконостас. Колокольня.
  • Синагога. Тора. Скиния. Менора.
  • Мечеть. Минарет. Михраб. Хауз. Пагода. Ступа.

Дидактическое пространство урока: презентация “Священные сооружения” , учебник Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.“Основы мировых религиозных культур” - М.: “Просвещение”, 2011, маршрутные листы для заполнения во время экскурсии.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель:

Доброе утро, ребята!

Мы живем в городе, где есть люди разных национальностей и разных религиозных культур.

Только в нашей школе обучаются дети более 40 национальностей.

- Подумайте, что объединяет людей различных религиозных культур?

Людей различных религиозных культур объединяет вера в то, что человек не одинок в этом мире. В своих мыслях и чувствах он может обращаться к Богу.

Для обращения к Богу люди собираются в различных местах, которые считаются священными. - Какие священные сооружения Вы знаете?

Кто из вас посещал такие сооружения?

Как вы думаете, почему верующие люди с особой заботой и любовью относятся к священным сооружениям?

Целью нашего урока будет знакомство со священными сооружениями людей разных религиозных культур. Наша задача , выяснить, что особенное характерно для этих сооружений и что общего в них. Для этого мы с вами совершим заочное путешествие. А чтобы мы не затерялись в пути, каждый из вас получает маршрутный лист, который нужно будет заполнить в течение урока. Напишите свою фамилию и имя.

Итак, отправляемся в путь!

Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Учитель: - Что вы знаете о священных сооружениях?

Что бы вы хотели узнать о них?

Планирование деятельности.

На основании предположений учащихся составляется план:

Название сооружений;

Особенности строения (внутренние и внешние);

Особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях

Что называют священным сооружением? (работа с ключевым словом на стр. 30).

Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению. Выполните в маршрутном листе задание №1. (Приложение №1).

Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуальных действиях.

Рассказ учителя и беседа с учащимися по вопросам.

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки или шатра. Скиния - переносный храм в шатре, который был у древних евреев. Либо были сделаны святилища из камня, такие как Стоухендж в Англии.

Почему считают, что Стоухендж это не просто нагромождение камней, а священное сооружение?

Почему именно у еврейского народа для молитвы использовался шатер или палатка?

(Сооружение ориентировано четко по четырем сторонам света.

Так как единственный храм евреев Храм Единого Бога в Иерусалиме был разрушен, а евреи расселились по разным странам, то они использовали для совместных молитв и чтения священного писания синагоги ).

Слово синагога означает “дом собраний”. Синагоги являеются священными сооружениями для иудеев. Но главным священным местом для них является Стена Плача, единственная стена, оставшаяся от древнего храма. Синагога строится так, что её фасад всегда обращён к Израилю, к городу Иерусалиму, где стоял Храм (то есть на восток). Стена, у которой стоит шкаф со свитками Торы, всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. Синагога обычно имеет прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Внешне синагоги выглядят как обычный дом. Внутри они тоже выглядят очень скромно. Евреи считают, что, красивое убранство отвлекает и мешает сконцентрироваться на молитве. В синагоге всегда есть хорошая библиотека.

Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство синагоги.

Что означает слово синагога?

Какие священные предметы находятся в синагоге?

Почему фасад синагоги всегда обращен на восток?

Почему в синагогах практически нет никаких украшений?

Почему синагога не считается у иудеев храмом?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям иудейской культуры!!!

Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам. Во всех древних государствах существовали такие храмы. Как правило, их посвящали отдельным богам. С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им.

Путешествие продолжается.

Знаете ли вы, что первые христиане не имели храмов и молились в подземных гробницах – катакомбах? Как вы помните, первых христиане подвергались преследованиям, так как в Римской империи, эта вера была запрещена. Только позднее, когда христианство стало государственной религией, было разрешено строить храмы и церкви . Христианские храмы очень красивые и очень разные, но есть общие правила для всех. Храм должен быть расположен так, чтобы алтарь находился на востоке. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он имеет форму креста или прямоугольника. Храм обязательно имеет купол или купола и колокольню. Кровлю христианского храма венчает крест. Внутри христианских храмов много икон, изображающих лики святых. Они располагаются везде. Но особенно украшена иконами та часть, которая отделяет среднюю часть храма и алтарь, куда могут заходить только священнослужители. Эта стена называется иконостас. В центре храма находится амвон – специальное возвышение. (Аналой – это подставка с пологой доской для удобства чтения возложенного на него Евангелия). У входа в храм располагается притвор. В притворе, как правило, находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма.

Внутреннее строение храма показано в учебнике.

Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство православного храма.

Как называется место в храме, предназначенное для чтения Священного Писания?

Какое место в христианском храме считается самым священным?

Почему некоторые верующие стоят в притворе храма?

Как нужно вести себя в храме?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям христианской культуры!!!

Продолжаем наше путешествие.

Первые мечети, молитвенные здания мусульман, появились уже после смерти пророка Мухаммада. Мечети, так же как и христианские храмы могут иметь различный внешний вид. Но есть общие правила построения. Обязательно рядом с мечетью строится башня - минарет один или несколько, с которого мулла призывает всех верующих совершить молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша – михраб , обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Молитвой в мечети руководит имам. В мечетях нет изображений живых существ. Они украшаются орнаментом или надписями из Корана на арабском языке. Обязательно в мечети или перед ней есть источник – хауз – где верующие могут совершить омовение.

Поведение в мечети описано в учебнике.

Работа с учебником с.32. Как нужно вести себя в мечети.

Для чего рядом с мечетью обязательно есть минарет?

С какой целью в мечетях находится ниша, обращенная в сторону Мекки?

Почему в мечетях не изображаются живые существа?

Знаете ли вы, как нужно вести себя в мечети?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям исламской культуры!!!

Наше путешествие продолжается.

Буддийские храмы называются пагоды – высокие многоярусные строения с поднятыми вверх краями крыш. Но начали их строить не сразу. Первоначально местом поклонения буддистов были ступы. Ступы - это специальные сооружения, в которых хранится прах Будды. Сначала ступ было восемь. Но затем появлялись все новые и новые сооружения, в которых хранятся священные продметы. Считается, что если ты просунешь палец в отверстие ступы и загадаешь желание, то оно обязательно исполнится. В буддистских храмах и около них много украшений. Особенно много изображений Будды и священных животных. Внутри и снаружи храмы украшены цветами, лентами, флажками, фонариками. Внутри храма находится алтарь, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Заходя в буддийский храм, люди снимают головной убор. Во время молитвы они могут сидеть или ходить, но обязательно по ходу солнца, а не наоборот. В буддистских храмах могут находиться школы, где ведется обучение послушников. Некоторые храмы превращаются в учебные заведения. Например, Иволгинский дацан в Бурятии. (Дацан – монастырская школа).

Работа с учебником с.33. Как нужно вести себя в буддистском храме.

Как вы думаете, почему крыши буддистских пагод поднимаются вверх?

С какой целью люди просовывают пвлец в отверстие ступы?

Почему в буддийских храмах всегда присутствуют 12 животных?

Как нужно вести себя в буддистском храме?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям буддистской культуры!!!

Первичное закрепление знаний.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. В каких священных сооружениях мы с вами побывали? Отметьте в маршрутном листе, выполнив задание №3. (Приложение№1)

Предлагаю проверить задание №2 Таблицу “Священные сооружения религий мира”.

1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб

9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.

Что общего у священных сооружений религий мира?

(- Это особо святые места, в которых люди общаются с Богом

Чем они отличаются друг от друга?

(- Правилами построения, убранства и поведении. Они традиционны для каждой религии)

Для того, чтобы проверить, как вы запомнили новые слова, встречающиеся сегодня на уроке, решите филворд в маршрутном листе. Проверьте, привильно ли вы заполнили филворд

Мы совершили с вами путешествие. Вы узнали, какие священные сооружения существуют в различных религиозных культурах.

  • Охарактеризуйте священные сооружния при помощи прилагательных.
  • Как нужно относиться к таким сооружениям? Почему?
  • Можем ли мы в одном городе увидеть разные священные сооружения?
  • В каких случаях это может быть?

Вывод: В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.

Разные народы могут взаимно обогащаться, изучая обычаи и традиции друг друга.

Учитель. Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к обрядам той религии, которую исповедует и которой интересуется. Тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, а так же уважает и сохраняет традиции других народов.

Домашнее задание. В вашем маршрутном листе 5 заданий. Мы выполнили 4 из них. Пятое задание вы выполните дома. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению. План экскурсии – у Вас на маршрутном листе.

Всем спасибо за урок. До свидания!

Список литературы.

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. Также издано Электроное приложение к учебному пособию “Основы православной культуры, 4-5 классы” (CD). - М.: Просвещение, 2010. ISBN 978-5-09-024069-7.
  3. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Приложение 1. Маршрутный лист для путешествия учени ____ 4 класса

Фамилия Имя Отчество _____________________.

Тема: Священные сооружения. Урок 12-13. с.30 – 33.

Задание №1. Объясни значение слова.

Священные сооружения -_________________________________________.

Задание №2. Заполните таблицу “Священные сооружения религий мира”.

1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб 9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.

Задание №3. Ответь на вопрос.

Как называют священные сооружения?

Иудеи ________________. Христиане ___________________.

Мусульмане ______________. Буддисты ___________________.

Задание №4. Филворд. Найдите слова, которые вы узнали на уроке и выделите их.

1 У И М Е Ч Е Т Ь Ж Е Г М
2 П Ц Е Р К О В Ь С О О Д
3 Ф Ц Я Ь С И Н А Г О Г А
4 П А Г О Д А З Б У Д Д А
5 Ё С Ъ М Х Б А Л Т А Р Ь
6 Р Ю М Е Н О Р А Э Ж Ч И
7 М И Н А Р Е Т С Т О Р А
8 Ц В З И К О Н О С Т А С
9 Л Х К О Л О К О Л Ь Н Я
10 Ж А Р О С К И Н И Я Д Б
11 Ё С Т У П А Б Х А У З Т
12 К Р М И Х Р А Б Э Я О В

Задание №5. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению.