Святая софия. Приход храма святой праведной софии слуцкой Что такое святая софия

Святая мученица София Римская была матерью Веры, Надежды и Любови. Она воспитывала своих дочерей в христианской вере. В те времена (II век) в Риме верующие во Христа подвергались жесточайшему преследованию со стороны властей. Когда святую Софию и ее детей поставили перед выбором, она приняла мудрое решение.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святой мученицы Софии Римской
Иконописец: Юрий Кузнецов
София Египетская, мученица


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 18 сентября/1 октября.

София Слуцкая, княжна Княгиня София жила в конце XVI - начале XVII веков. Она была последней княжной рода Слуцких, некогда могущественного, бравшего начало от рода Рюриковичей. В младенчестве София потеряла родителей, ее воспитывали дальние родственники, оформившие опекунство и стремившиеся не только погасить свои финансовые долги за счет богатого наследства княжны, но и приумножить свои состояния. Еще девочкой она была сосватана князю Янушу Радзивиллу, семье которого ее родственники задолжали приличную сумму денег. Сложность заключалась в том, что князья Радзивиллы были католиками. Воспитанная в православной вере юная княжна сумела настоять на том, чтобы сохранить свою веру и даже на том, чтобы дети, родившиеся в браке в обязательном порядке были православными.

Когда София достигла совершеннолетнего возраста, Януш отправил прошение Римскому папе на разрешение брака с православной княжной. Их межродовой и межконфессиональный союз был заключен в 1600 году по православному обряду. Несладко жилось княжне Софии под опекой корыстных родственников, не лучше стало и после замужества. Отраду и спасение она находила в своей вере - в любви к Господу. Но еще одно испытание поджидало молодую княгиню. В Западнорусском крае была объявлена церковная уния с Римом, что означало установление католичества государственной религией.

Поскольку во время принятия унии Слуцк принадлежал ей, святая праведная княгиня София направила все свои силы на защиту православных святынь и православных жителей. Так образовалось Слуцкое Преображенское Братство, в котором она стала образцом нравственных устоев, его духовной и материальной основой. Будучи женой католика, невероятными усилиями, но она сумела через мужа выпросить у польского короля для Слуцка грамоту, оберегающую граждан, исповедовавших православие, от насилия униатов. Таким образом, Слуцк стал единственным городом в Северо-Западном крае, сохранившим чистоту и целость Православия. Благодаря этому постепенно он стал религиозным и церковно-административным центром, вокруг которого начали объединяться православные силы Белой Руси (Белоруссии), а княгиня София глубоко почитаемой народом святой. Ее нетленные останки до настоящего времени покоятся в кафедральном соборе Минска

София (в миру вел. княгиня Соломония) Суздальская, преподобная


Заказать икону

Дни памяти установлены Православной Церковью 1/14 августа, 16/29 декабря.
(Имя прп. Софии Суздальской внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 27 марта 2007г.)

Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых". Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.

В православии именины Софии празднуются в тот день, когда церковь чтит память об этой святой.

Праздновать именины Софии могут только те женщины с этим именем, которые крещены в христианском храме.

Имя София в православии

София – греческое имя, обозначает — мудрая. Когда произошло крещение Руси, оно широко распространилось по территории принятия христианства. Это имя одно из почитаемых в православии.

Связано оно с мученицей Софией Римской и другими святыми, прославившими это имя. Жизненный путь Софии был полон страданий, но она смогла достойно пережить все тяготы и лишения.

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

Много храмов построено в честь Софии-Премудрости Божией. Но это имя означает не конкретную святую, а Божью Премудрость и Силу.

Именины Софии, отмечаемые церковью

День ангела Софии празднуется церковью несколько раз в год. Святая, поминаемая ближе к дате рождения женщины, и является ее ангелом-хранителем.

Почитается в дни:

  • 28 февраля вспоминают преподобномученицу Софию (Селиверстову);
  • 1 апреля — день памяти Софии Слуцкой;
  • 4 июня почитают лекаря Софию;
  • 17 июня — день поминовения преподобной Софии;
  • 30 сентября – чтят Софию Римскую и ее дочерей;
  • 1 октября вспоминают Софию Египетскую;
  • 29 декабря – София Суздальская;
  • 31 декабря чтут Софию Чудотворицу.

Наиболее известными считаются мученица София Египетская и святая мученица София Римская.

София Египетская мученица

София, проживавшая в Египте в 3 веке, проповедовала учение Иисуса Христа. За это деяние ее истязали, а впоследствии отрубили голову по приказу Клавдия, правившего в тот период Египтом.

Спустя некоторое время, при правлении Константина Великого, ее мощи перевезли в Царьград. Константин был первый христианский император, при котором прекратились гонения на последователей Иисуса Христа.

Святая мученица София Римская

Более известна в православии мученица София Римская. Она жила во 2 веке в Риме, была вдовой и вела благочестивый образ жизни. У нее было три дочери – Вера, Надежда, Любовь, которых она воспитывала добродетельными, любящими Христа.

В этот период римская империя проповедовала язычество, а верующих в Иисуса Христа безжалостно преследовало. Император Андриан узнал о семье, которая не скрывала своей веры, и распорядился доставить ее к нему.

Понимая, что ничего хорошего их не ждет, мать с детьми молились и просили Бога дать им силы перенести предстоящие страдания. Когда семью доставили к правителю, его поразило, что они вели себя так, как будто пришли на празднество. В их глазах не было ни тени страха.

Правитель убеждал девочек принести жертву богине Артемиде. Но хотя сестры и были маленькими (12, 10 и 9 лет), они не подались на уговоры. После долгих увещеваний император Андриан велел подвергнуть сестер пыткам, а затем умертвить.

Софии была уготована хоть и не физическая пытка, но не менее страшная. Ей было приказано смотреть на страдания своих детей. Палачи ожидали, что она будет уговаривать девочек отречься от Христа. Но мать напротив, подбадривала своих детей, уговаривала их вытерпеть мучения во имя Небесного Жениха. Дочери терпеливо выдержали физические страдания.

Умертвив девочек, император позволил Софии увезти их. Мать положила бездыханные тела дочек в ковчег и похоронила их за городом. Три дня София оплакивала дочерей, не отходя от могилы. И, наконец, не выдержав душевных страданий, там же и скончалась. Жители похоронили ее рядом с дочерями.

В 137 году София была причислена к лику святых. Вместе с дочерями она перенесла тяжелые мучения, но их воля и вера не были сломлены. Они поплатились своими жизнями, но остались верны Иисусу Христу. Это пример православным людям того, что вера в Господа сильнее страха истязательств.

Образа с мученицей Софией

Икона с изображением мученицы Софии есть во многих храмах и домашних иконостасах. Христиане перед образом просят о мире и покое в доме, защите от врагов и других напастей. Святая София помогает матерям в воспитании детей.

На иконе София обычно написана со своими детьми. Они стоят впереди, а позади в центре их мать. Главный посыл изображения в том, что каждый христианин должен помнить о системе ценностей и воспитывать их в своей семье.

Изображений Софии множество, одна из интересных икон – «София Премудрость Божия». На этом образе Дева Мария показана в виде мудрости. Здесь главное даже не в персоне, а в качестве, которое через персону олицетворено.

Что подарить Софии на день ангела

В день, когда отмечается день ангела Софии, рекомендуется посетить церковь, исповедаться и причаститься. Именины, как правило, проходят спокойно, без больших застолий. Праздник должен располагать к духовным беседам.

Что касается подарка имениннице, он не должен быть таким, какой дарят на день рождения. Ведь это, в первую очередь, религиозный праздник. В подарке должна быть подчеркнута религиозность и христианские традиции.

Это может быть, например, небольшое ювелирное изделие – иконка с изображением святой Софьи. В дальнейшем она может передаваться из поколения в поколение. Таким образом, икона станет достоянием семьи и сохранит память о предках.

Идея сооружения в Константинополе главного храма в честь Св. Софии принадлежала императору Константину Великому (ок. 285–337), при котором был построен небольшой храм, освященный в 330 и погибший при пожаре в 532. По приказу императора Юстиниана I (482/83–565) начали возводить новый храм в честь Св. Софии.

Строителями храма были малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, создавшие собор грандиозных размеров.

Архитектура.

В композиционную основу храма положен план трехнефной базилики в сочетании с типом центрического здания. Центрическое начало собора доминирует, создавая впечатление, будто его купол парит в пространстве. В основе конструкции Св. Софии лежит точный расчет, зодчие храма изобрели систему полукуполов, связывающую главный купол с основой базилики. В эту систему входят два полукупола и пять малых куполов. Первоначально предполагалось шесть малых полукуполов, но один из них был заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса (притвора). Это выделило главный входной портал и два меньших портала по его сторонам.

Четыре мощных центральных столба, поддерживающих купол, разделяют внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный с преобладающей в нем средней подкупольной частью. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (диаметр 31,5 м, высота 65 м), каркас которого образован 40 радиальными арками, промежутки между которыми в основании купола прорезаны 40 арочными окнами – световой пояс нижней части купола. В соборе была применена новая система связи купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Конструктивная система передавала нагрузку распора купола на легкие паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивные столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон и рождают иллюзию легкости.

Центральное пространство с куполом окружено двухэтажной обходной галереей боковых нефов и нартекса. Боковые нефы представляют собой анфиладу арочных проемов, перекрытых крестовыми сводами.

Св. София построена из кирпича с прокладками из тесаного камня, массивные подкупольные столбы – из крупных блоков известняка. Подкупольные арки сложены из кирпича очень крупного размера квадратной формы со стороной в 70 см. Купол – из кирпичей на толстых слоях раствора. Но тяжесть стен и столбов в храме не ощущается, его формы выглядят невесомыми. Центральное пространство интерьера, нарастающее по направлению к куполу, легко и воздушно. В храме с его грандиозными размерами (площадь – 75,5 × 70 м) создается впечатление единого пространства, залитого со всех сторон светом, внутри которого словно исчезают массы стен, опорные столбы сливаются с ними. Два этажа колонн и верхние окна придают стенам легкий, ажурный вид. Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, светлыми, отполированными, способными отражать свет. Их зеркальные поверхности скрывают тяжесть опор, все стены храма воспринимаются как тонкие перегородки, а наружные выглядят ажурно из-за большого количества окон.

Внутри собора нижние части стен были покрыты резным сине-зеленым и розовым мрамором. Купол храма, алтарная апсида, своды, стены были покрыты мозаичными священными изображениями, в верхних галереях храма имелись фресковые росписи. По сведениям современников, купол украшала мозаика с изображением лика Христа Вседержителя. Для мозаик характерна условность изображения, статичность поз, удлиненность пропорций фигур. Для украшения храма Св. Софии из Малой Азии, Греции, Египта были привезены огромные малахитовые и порфировые колонны (более 100). Античный ордер был преобразован: горизонтальный антаблемент сменили аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью.

С западной стороны к храму примыкал атриум с фонтаном в центре. Во дворе находилась конная статуя императора Юстиниана. Восточная сторона атриума соприкасалась с нартексом, входным помещением, примыкающим к западной стороне храма. На четырех массивных пилонах, составляющих западный портал храма, стояла квадрига медных коней, вывезенная из Коринфа, а теперь украшающая собор Св. Марка в Венеции. Вход в нартекс шел через три двери из девяти, расположенных в здании. Центральная дверь, предназначавшаяся для императора, была самой большой и покрыта золотом. Над дверью императора находилась мозаика с изображением Иисуса Христа , Девы Марии и архангела Гавриила. Боковые двери, обитые серебром, служили входом для императорской свиты. Золотые и серебряные украшения дверей исчезли во время завоевания Константинополя крестоносцами (1204). Северный и южный портики служили для входа остальных молящихся.

Амвон в соборе был очень крупным сооружением и представлял собой род кафедры, увенчанной шатром, который возвышался над уровнем хора. Амвон был возведен из редких пород мрамора, имел колонны с золотыми капителями, осыпанными драгоценными камнями. Выше находился грандиозный золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Алтарная преграда представляла собой колоннаду в виде невысокой стенки из плит, которые поддерживались12 колоннами, соединенными вверху общим антаблементом. Алтарная преграда, колонны, антаблемент были облицованы серебром.

В соборе хранились несметные сокровища, святые реликвии, которые впоследствии были вывезены крестоносцами, занявшими Константинополь (1204).

Св. София после турецкого завоевания.

В 1453 Константинополь был завоеван османской армией под предводительством султана Мехмеда II (1432–1481) и переименован в Стамбул. Турки сохранили здание храма Св. Софии, но преобразовали его в мечеть: убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол, мозаики были закрыты штукатуркой, над куполом подняли полумесяц, были пристроены четыре минарета, возведен михраб – ниша в стене, ориентированная в сторону Мекки . На боковых стенах и углах храма расположились огромные плакаты (7,5 м) с надписями на арабском языке.

В 1847–1849 была осуществлена крупная реставрация собора: мозаики были открыты и отреставрированы, но затем снова закрыты штукатуркой. Руководили работами братья Фоссати (Гаспар и Транжано).

В 1931 по приказу первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаль Ататюрка (1881–1938) американский византийский институт при поддержке Фонда Генри Адамса провел раскрытие и научную реставрацию мозаик.

В 1934 Св. София перестала функционировать как мечеть, а с 1935 была превращена в музей.

Благочестивая вдова-христианка София жила во веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Италии . Назвав своих дочерей, Веру , Надежду и Любовь , именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу .

Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и тот велел привести их в Рим . Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде . Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны.

Тогда все трое были подвергнуты жесточайшим мучениям. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены, случилось это в году. Софию не подвергали испытанию, может быть, по расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей.

Император разрешил святой Софии взять тела дочерей. Она положила останки в ковчег и отвезла за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.

Святая София, претерпевшая за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Торжеству́ет Це́рковь перворо́дных,/ и свесели́тся прие́мля ма́терь о ча́дех веселя́щуюся,/ я́же я́ко му́дрости тезоиме́нитая/ тро́йственным богосло́вским доброде́телем равночи́сленныя породи́./ Ты́я с му́дрыми де́вами зри́т уневе́стившияся Жениху́ Бо́гу Сло́ву,/ с не́ю и мы́ духо́вне в па́мяти и́х свесели́мся, глаго́люще:/ Тро́ицы побо́рницы,/ Ве́ро, Любве́ и Наде́ждо,// в ве́ре, любви́ и наде́жде утвержда́йте на́с.

Кондак, глас 1 (Подобен: Гроб Твой, Спасе:)

Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви, Ве́ра и Наде́жда и Любо́вь, показа́вшеся,/ му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию,/ и пострада́вше, и победо́носицы яви́вшеся,/ венце́м нетле́нным// от все́х Влады́ки Христа́ увязо́шася.

Мощи святой мученицы Софии в Эльзасе

Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе , в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около года на острове Эшо . Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I , были перенесены из Рима в аббатство 10 мая года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" .

В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в году игумения Кунегунда решила устроить на старинном "римском пути", ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий и боли, но мученица вынесла все тяготы, упавшие на ее плечи, и теперь помогает верующим не уклоняться с праведного пути.

Дева родом из Италии, нареченная именем София, что в переводе значит «премудрая», еще при жизни обрела высшую мудрость. Чистая, непорочная, скромная, послушная София — именно так о ней говорят верующие люди. Она была полна милосердия и подарила миру трех дочерей, три добродетели: Веру, Надежду и Любовь .

История иконы

Великомученица София была родом из Рима. Она с детства вела праведную жизнь и верила в Господа. В вере и покорности она воспитала трех дочерей, которых назвала Верой, Надеждой и Любовью. Эти имена соответствуют трем главным христианским добродетелям. Праведница безмерно любила своих дочек и наставляла их на духовный путь с самого рождения.

В то время власть была в руках императора Адриана. Правитель, как и большая часть населения, был язычником и не признавал ни одну другую религию. Когда он узнал о семье Софии, которая проповедовала христианство, его охватил гнев. Властитель приказал им отказаться от христианской религии и совершить жертвоприношение языческому богу.

Когда девочки и их мать отказались отречься от Иисуса Христа, император отдал приказ, чтобы дочерей Софии подвергли ужасным пыткам. Сначала на глазах у матери и обеих сестер старшую дочь Веру безжалостно избили. Когда избиения закончились, мучители положили девочку на огненную железную решетку, но огонь не смог причинить Вере вреда, ведь она находилась под защитой Бога. Тогда властитель велел бросить ее в котел с горячей смолой, но по воле Господа смола стала холодной. Когда все попытки причинить девочке чудовищные страдания закончились, Адриан приказал отсечь ее голову. Других дочерей подвергли тем же пыткам, после чего также казнили. Дух девочек не был сломлен до последнего. Они всем сердцем любили Господа и были готовы умереть за свою веру.

Софию император решил не подвергать мукам. Но боль, которую мученица испытала в тот день, нельзя было сравнить с физическими тяготами. На ее глазах были подвержены пыткам и убиты дочери. Женщина похоронила своих дочерей и на протяжении двух дней не отходила от их могил, молясь за души усопших . Через два дня Господь забрал и душу Софии в Царствие Свое.

За все страдания и боль, которую пришлось пережить Софии, она была причислена к лику святых. Это произошло в 137 году. София Римская и ее дочери перенесли тяжелые страдания, но не были сломлены, тем самым показав людям, что вера во Христа намного сильнее страха пыток. Они выдержали все мучения и остались непоколебимы и верны Господу даже ценой собственных жизней.

Где находится образ святой Софии

В наше время образ святой великомученицы Софии всегда располагается в самом центре любого из православных храмов. Икона благочестивой Софии — одна из самых важных и ценных святынь для православных церквей. Чтобы помолиться перед святым образом, достаточно зайти в любую православную церковь. Кроме того, большое количество христиан хранят икону мученицы в своих домах.

Описание иконы

Лик мученицы Софии Римской изображен на иконе. Она может быть нарисована как в полный рост, так и по пояс. На всех иконах голову Софии покрывает платок. Обычно она держит крест или свиток, указывая на реликвию рукой, что символизирует призыв вступить на праведный духовный путь.

В чем помогает чудотворный образ

Дни празднования

30 сентября (17 по старому стилю) считается официальным днем памяти и почитания иконы Святой Мученицы Софии.

Молитва перед иконой

«О, страдалица великая София! Стоишь ты на небесах рядом с Господом нашим. При жизни совершала ты поступки благие. Молю тебя об исцелении души моей от греха, ибо желаю я встать на путь праведный. Будь моей заступницей и не дай вере истинной покинуть меня, как ты не утратила свою святость во время мучений безжалостных. Будь милостива и не покинь меня в минуты страха и отчаяния. Даруй мне силы духовные, не дай пасть духом близким моим. Помолись за нас перед Господом, ибо все мы дети Его, и души наши отправятся однажды в Царствие Его. Но пока я на земле грешной пребываю, подари мне свою поддержку и покровительство. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Мученица София в первую очередь была матерью, поэтому молитвы, обращенные к ней подле иконы, помогают в воспитании детей. Перед иконой святой православные люди просят защиты и покровительства Божьего. Для женщин с именем София святая является заступницей. Она поддерживает их в вере и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и