Франсиско суарес - метафизические рассуждения. Франсиско суарес Учение о власти

На этих основах покоится и политика Суареса. Так как общество - естественное состояние человека, вне которого он не может жить, то тем самым оно является учреждением божественным; но так как общество не может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти, их издающей, то есть без правительства, то и правительство - институт божественный. Божественность верховной власти - исключительно результат её естественного происхождения; слова апостола Павла «Всякая власть от Бога» (Рим. ) надо понимать именно в этом смысле, а не так, что в возникновении верховной власти кроется непостижимая человеческому разуму делегация, непосредственное происхождение от Бога. Так как власть порождена естественным законом, то она и подчиняется ему; возникшая для нужд общества, она покоится на акте делегации от общества - реального, исторического общества. Словом, верховная власть принадлежит народу и им делегируется правительству; но такая делегация не составляет необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой, и это решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному лицу или нескольким лицам, на время или навсегда. Не отрицая принципиально ни одной из возможных форм правления, Суарес из соображений практических склоняется на сторону монархии. Но так как монарх - не представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с народной волею; согласие монарха и народа - единственный источник власти первого; наследственность трона обусловливается сохранением этого согласия. Как только оно прекращается, верховный суверен - народ - вступает в свои права; а права у него, по Суаресу, в данном случае очень широки. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление, но по отношению к узурпатору, тирану в античном смысле слова, дозволены всякие меры, не исключая убийства. Убийство не возбраняется даже тогда, когда виновным в нарушении законов оказывается законный монарх , но Суарес советует избегать этого, если нарушены интересы не всего общества, а лишь частного лица. Тирана же может убить последний гражданин за всякое нарушение закона.

Политическая доктрина Суареса в её целом не стоит одиноко. Начало XVII в. было эпохой острого политико-религиозного кризиса, когда приходили в столкновение самые разнородные интересы, когда оппозиция против абсолютизма , более или менее прикрытая религиозными мотивами, явно или скрыто действовала во всей Западной Европе . Абсолютизм мешал католикам, потому что в своём развитии подрывал идею авторитета папы , - мешал и различным протестантским партиям, потому что подавлял свободу мысли. Поэтому учение монархомахов , одним из видных представителей которого был Суарес, вербовало своих сторонников как в среде католических , так и в среде протестантских публицистов. В частности, доктрина тираноубийства, первое выражение которой мы встречаем ещё в средние века , была чисто католической и в эпоху религиозных войн имела многих представителей, кроме Суареса. Она не оставалась только книжной, а проводилась в жизнь, деятельно пропагандируемая иезуитами . Убийство Вильгельма Оранского в Нидерландах (1584) и двух Генрихов во Франции (1588 и 1610) стояло в связи с этой пропагандой.

Франсиско Суарес, знаменитый испанский философ и богослов, родился в Гранаде в 1548 году. В юности вступил в орден иезуитов, известный своими достижениями в области гуманитарных наук, математики и естествознания. Став доктором богословия и священником, Суарес преподавал в университетах Коимбры и Саламанки. Лекции Суареса пользовались огромной популярностью, благодаря его эрудиции и личной святости. Одно время, по причине поддержки им тезисов испанского богослова Луиса Молины (1535-1600), Суарес подозревался в ереси, однако был, как и прочие т. н. «молинисты», оправдан Святейшим Престолом. Умер Суарес в 1617 году.

Франсиско Суарес

Суарес (Suarez) Франсиско (1548-1617) - испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 году становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже - богословские дисциплины в университете г. Саламанка. Читал курсы лекций в испанских университетах. Под давлением местных властей был вынужден уехать в Рим. Там Суареса высоко оценили и предоставили право читать лекции в знаменитой Римской коллегии. С 1597 года Суарес заведует кафедрой теологии в Коимбрском университете. Главное философское сочинение Суареса - "Метафизические рассуждения" (1597). Суарес переосмыслил многие положения философии Фомы Аквинского . Он несколько видоизменяет его в двух центральных моментах: вслед за Уильямом Оккамом упраздняет различия между сущностью и существованием, а также делает вывод, что не правильно считать, будто вещь состоит из материи и формы ("эйдос"). Вещь, согласно Суаресу, не есть ни материя ни форма, она первична по отношению к ним. После Суареса многие философы отказались от гилеморфизма. Другим важным вопросом для Суареса выступила проблема соотношения свободной воли у человека и божественного предвидения. По мнению Суареса, Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. Суарес оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.

И.А. Нестерович

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Суарес (Suärez) Франсиско (5.1.1548, Гранада,- 25.9.1617, Лиссабон), испанский теолог и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики; иезуит. Суарес во многом видоизменил учение Фомы Аквинского, сближаясь в ряде моментов с Дунсом Скотом . Отрицая реальное различие между сущностью и существованием, Суарес считал, что единичное обладает приматом по отношению к общему; отдельная вещь не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к ним, тождественна «бытийственности». В спорах о соотношении свободы воли и божественного предопределения, обострившихся в полемике с концепциями протестантизма, Суарес перенёс акцент с предопределения на божественное предвидение: бог не обусловливает свободный выбор человека, но предвидит его и в соответствии с этим предзнанием пути человека к богу сообщает благодать. Учение Суареса вызвало оппозицию со стороны официальных кругов церкви, но впоследствии получило значительное распространение среди католических теологов. Основные философские сочинения Суареса «Метафизические рассуждения» («Disputationes Metaphysicae», v. l-2, 1597) пользовалось большим влиянием (в частности, в университетах 17 века) и оставило заметный след в творчестве даже некоторых антисхоластических философов, в том числе Декарта и Лейбница . По политическим взглядам Суарес - тираномах: правитель, ставший тираном и тем нарушивший божественный принцип власти, понимаемый как справедливый договор между народом и правителем, достоин смерти. Трактаты Суареса, излагающие принципы естественного права, оказали значительное воздействие на Грецию.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, v. 1 - 28, P., 1856-78.

Литература: Scorraille B. de, F. Snarcz, v. l-2, P., 1912-13; McCormick J. F., A suarezian bibliography, в книге: Proceedings of the 10 annual conference of the Jesuit educational association, Chi., 1931; Mugica P., Bibliografia suareciana, Granada, 1948.

Суарес (Siaarez) Франсиско (5 января 1548, Гранада – 25 сентября 1617, Лиссабон) – представитель второй схоластики; doctor eximinus (исключительный, выдающийся доктор). В 1564 вступил в орден иезуитов. Изучал право в университете Саламанки, затем преподавал во многих университетах Испании, Португалии и Италии. Философия Суареса в целом базируется на аристотелевско-томистской традиции, причем многие из его идей вызваны к жизни полемикой поздних томистов, скотистов и оккамистов.

В главном труде «Метафизические дискуссии» (Disputationes metaphysicae, 1597) Суарес выделяет метафизику как особую науку со своим предметом и методом исследования и строит свое произведение, отходя от господствующих в схоластике традиций комментирования, систематического изложения онтологической проблематики. Цель метафизики – «созерцание истины ради нее самой» (Disp. met., disp. 1, sect. 4. n. 2), ее предмет – 1) бытие как таковое (в абстракции от материи – как чувственной, так и умопостигаемой), 2) бытие как причина (учение Аристотеля о четырех причинах Суарес дополняет делением действующей причины на необходимую и свободную), 3) основные категории бытия (бесконечное и конечное, субстанция и акциденция, сущность и существование и т.д.).

Суарес отвергает свойственное многим томистам понимание сущности и существования как реального различия двух разных вещей, равно как и «формальное различие» сущности и существования у Дунса Скота, не соглашается он и с оккамистским сведением их к различию именований, поскольку это различие имеет основание в самой (единой) вещи. Понятие «реального», охватывающее у Суареса как актуальное существование, так и объективно возможное, явилось исходным пунктом дискуссии о множестве возможных миров и основании актуализации какого-либо из них; одним из решений этой проблемы стала концепция «наилучшего из миров» Г.В.Лейбница. Признавая реальное существование только индивидуальных вещей, которые могут быть познаны непосредственным образом (Disp. met., 1, 4; De Anima, 1, 4, 3, 3–5), Cyapec отвергает реальное существование универсалий: единство универсального – продукт мысли, которая при этом, однако, отталкивается от самих вещей (здесь Суарес полемизирует с номинализмом оккамистов): «umversalitas est per intellectum cum m re» (Disp. met., 6, 5, 1). Соглашаясь с Дунсом Скотом в том, что индивидуальное есть нечто реально отличное от общей сущности вещи, Суарес, однако, считает, что основанием индивидуации является не «этость», но сама композиция конкретной формы и конкретной материи (Disp. met., 5, 6, 15). Суарес отвергает и томистскую концепцию «сигнифицированной» (т.е. количественно определенной) материи как начала индивидуации (Ibid., 14, 3, 25).

Отклоняя выдвинутую Доминго Банесом концепцию т.н. «физического передвижения», согласно которой божественная благодать «физически», т.е. непреложно, движет человеческую волю как противоречащую свободному самопожертвованию Христа (Comm. ас disp. m tert. p. D.Thomae, 1; Op. omn. v. 18, 286b–287a), Cyapec принимает сам термин для обозначения помощи, оказываемой божественной благодатью и согласующейся со свободой воли человека (De vera intelligentia auxilii efficacis, 46; Op. omn. v. 10, 653a–661b).

В трактате «О законах» (De legibus, 1612), следуя в целом томистскому учению (в частности, в делении закона на вечный, естественный и человеческий), Суарес подчеркивал значение волевого элемента в установлении закона: естественный закон содержит только самые общие положения (следует совершать благо и избегать зла и т.п.), поэтому человеческий закон не проистекает непреложно из естественного, а образуется волей законодателя (De legibus, 2, 20). В дискуссии относительно концепции пробабилизма Суарес выдвинул идею о том, что двусмысленный закон не является обязывающим (позднее эта идея нашла выражение в юридических формулах «lex dubia non obligat» и «obligatio dubia – obligatio nulla»).

В трактате «Защита католической веры против англиканской секты» (Defensio fidei, 1613), направленном против главы англиканской церкви короля Джеймса I (автора трактатов по теологии, переводчика Библии на английский язык), Суарес признавал сувереном общество, делегирующее власть монарху. В трактате «О войне» (De bello) он выделил ряд критериев, определяющих «справедливую войну, восстановление справедливости, когда исчерпаны другие средства, и умеренность в ведении войны».

Сочинения Суареса по метафизике и богословию пользовались большой популярностью не только в католических, но и в протестантских учебных заведениях. Суарес оказал влияние на Лейбница, Декарта (несмотря на нередкие выпады их в адрес Суареса), Спинозу, Хр.Вольфа. Наряду с Франсиско де Витория он считается основоположником теории «международного права», его правовая теория оказала большое влияние на концепцию Гуго Гроция.

К.В. Бандуровский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 649-650.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Varia opuscula theologica contra anglicanae sectae enores. Madrid, 1613;

Opera omnia, 28 vol. P., 1856-1861;

De bello. Madrid, 1954;

Disputationes Metaphysicae. Madrid, 1960–1964;

в рус. пер.: Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1-й раздел первого рассуждения «О природе первой философии, или метафизики».– «Историко-философский ежегодник. 86». М., 1986.

Литература:

Werner К. Suares und die Scholastik der letzten Jahrhunderte. Regensburg, 1861;

Scorraffle R. de. François Suarez, 2vol. P., 1912–13;

Conde y Luque R. Francisco Suarez doctor eximinus. Madrid, 1914;

Conze E. Der Begriff der Metaphysilc bei Franz Suarez. Lpz., 1928;

Breuer A. Dei Gottesbeweise bei Thomas und Suarez. Fribourg, 1930;

McCormick J.J. A Suarezian Bibliography. Chic, 1937;

Mugica P. Bibliografica suaresiana. Granada, 1948;

Alejandro J.M. La gnoseologica del accusacion nominalista. Comillas, 1948;

Ciacon C. La Seconda Scolastica, v. 2–3. Mil., 1947–50;

Ambrosetti G. La filosofia delle leggi di Suarez. Città del Messico, 1948;

Mullaney T. Suàrez on Human Freedom. Baltimore, 1950;

Perena Vicente L. Teoria de la guerra en Francisco Suarez, 2 v. Madrid, 1954;

Dumont P. Liberté humane et concurs divin d’après Suarez. P., 1960.

(исп. Francisco Suárez , старая, неправильная передача имени - Франциск Суарез ) - испанский философ и политический мыслитель.

Родился, по-видимому, 5 января 1548 в Гранаде. В 1561 поступил в Саламанкский университет, где изучал каноническое право. 16 июня 1564 стал членом Общества Иисуса; ввиду слабого здоровья и (как показалось иезуитам) отсутствия таланта он был принят с испытательным сроком. С 1571 преподавал философию в иезуитском коллегиуме в Сеговии, в 1576–1580 – теологию в коллегиуме Вальядолида, читал лекции по Сумме теологии Фомы Аквинского в Сеговии и Авиле. В 1580 был приглашен преподавать теологию в коллегиум иезуитов в Риме – знаменитый Григорианум.

В 1585 Суарес сменил своего земляка и собрата по ордену, Габриэля Васкеса, в колегиуме Алкалы, а Васкес сменил его в Риме. Через шесть лет, когда Васкес вернулся в Алкалу, Суарес, вновь испытывавший приступы болезни, попросил о своем переводе в Саламанку и покинул Алкалу (1593 ). В Саламанке Суарес пересмотрел и дополнил свои комментарии к Сумме теологии и работал над своим знаменитым трудом Метафизические диспутации (Disputationes metaphysicae ).

Суарес возобновил преподавание теологии в 1597 в Коимбрском университете в Португалии и пробыл там до 1615 , когда оставил преподавательскую деятельность. В этот период он участвовал в ожесточенной философской полемике по вопросу о «содействии божественной благодати» (De auxiliis divinae gratiae ) и читал лекции, объясняя свой трактат Трактат о законах (Tractatus de legibus ), посвященный различию естественного и международного права.

Суарес относится к числу крупнейших западных философов и теологов. Его Метафизические диспутации оказали глубокое влияние на позднюю схоластику. Умер Суарес в Лиссабоне 25 сентября 1617 .

Философия Суареса

Суареса не без основания называют последним из схоластиков. Он не был расположен к тем новым приёмам мышления, которые создавались в его эпоху. Силлогизм и ссылка на авторитеты - вот его аргументы; единственное, что у него более или менее оригинально, - это то, что авторитет Аристотеля отступает на задний план перед авторитетом классиков схоластики. Главное произведение Суареса - трактат «De legibus», в котором он близко следует Фоме Аквинату. Это - целая энциклопедия схоластической философии, дающая всестороннее знакомство со всем строем средневековой католической мысли с её воззрениями на все области человеческого знания. По мнению Суареса, есть два рода законов - закон естественный и закон положительный; вопрос об основах первого составляет главную проблему морали, вопрос об основах последнего - главную проблему политики. Схоластики различали два рода естественных законов: закон указующий (lex indicativa) и закон предписывающий (praeceptiva); первый ограничивается разъяснением того, что хорошо и что дурно, второй повелевает делать или не делать то или иное. Схоластические авторитеты делятся в этом отношении на два лагеря: одни признают естественный закон исключительно индикативным, другие - исключительно прецептивным. Суарес пытается примирить оба крайних решения. По его мнению, в естественном законе находятся налицо оба свойства: он и разъясняет, и повелевает в одно и то же время. Такой ответ на основную проблему заставляет Суареса искать выхода из другой схоластической антиномии, тесно связанной с предыдущей. На чём покоится естественный закон: на природе вещей или на божественном велении? Суарес одинаково чужд как рационализма, так и провиденциализма в их чистом виде и принимает в качестве генетических моментов естественного закона как человеческий разум, так и божественную волю.

На этих основах покоится и политика Суареса. Так как общество - естественное состояние человека, вне которого он не может жить, то тем самым оно является учреждением божественным; но так как общество не может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти, их издающей, то есть без правительства, то и правительство - институт божественный. Божественность верховной власти - исключительно результат её естественного происхождения; слова апостола Павла «Всякая власть от Бога» надо понимать именно в этом смысле, а не так, что в возникновении верховной власти кроется непостижимая человеческому разуму делегация, непосредственное происхождение от Бога. Так как власть порождена естественным законом, то она и подчиняется ему; возникшая для нужд общества, она покоится на акте делегации от общества - реального, исторического общества. Словом, верховная власть принадлежит народу и им делегируется правительству; но такая делегация не составляет необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой, и это решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному лицу или нескольким лицам, на время или навсегда. Не отрицая принципиально ни одной из возможных форм правления, Суарес из соображений практических склоняется на сторону монархии. Но так как монарх - не представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с народной волею; согласие монарха и народа - единственный источник власти первого; наследственность трона обусловливается сохранением этого согласия. Как только оно прекращается, верховный суверен - народ - вступает в свои права; а права у него, по Суаресу, в данном случае очень широки. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление, но по отношению к узурпатору, тирану в античном смысле слова, дозволены всякие меры, не исключая убийства. Убийство не возбраняется даже тогда, когда виновным в нарушении законов оказывается законный монарх, но Суарес советует избегать этого, если нарушены интересы не всего общества, а лишь частного лица. Тирана же может убить последний гражданин за всякое нарушение закона.

Политическая доктрина Суареса в её целом не стоит одиноко. Начало XVII в. было эпохой острого политико-религиозного кризиса, когда приходили в столкновение самые разнородные интересы, когда оппозиция против абсолютизма, более или менее прикрытая религиозными мотивами, явно или скрыто действовала во всей Зап. Европе. Абсолютизм мешал католикам, потому что в своём развитии подрывал идею авторитета папы, - мешал и различным протестантским партиям, потому что подавлял свободу мысли. Поэтому учение монархомахов, одним из видных представителей которого был Суарес, вербовало своих сторонников как в среде католических, так и в среде протестантских публицистов. В частности, доктрина тираноубийства, первое выражение которой мы встречаем ещё в средние века, была чисто католической и в эпоху религиозных войн имела многих представителей (Буше, Мариана), кроме Суареса. Она не оставалась только книжной, а проводилась в жизнь, деятельно пропагандируемая иезуитами. Убийство Вильгельма Оранского в Нидерландах (1584 ) и двух Генрихов во Франции (1588 и 1610 ) стояло в связи с этой пропагандой.

Франсиско Суарес

Суарес (Suarez) Франсиско (1548-1617) - испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 году становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже - богословские дисциплины в университете г. Саламанка. Читал курсы лекций в испанских университетах. Под давлением местных властей был вынужден уехать в Рим. Там Суареса высоко оценили и предоставили право читать лекции в знаменитой Римской коллегии. С 1597 года Суарес заведует кафедрой теологии в Коимбрском университете. Главное философское сочинение Суареса - "Метафизические рассуждения" (1597). Суарес переосмыслил многие положения философии Фомы Аквинского . Он несколько видоизменяет его в двух центральных моментах: вслед за Уильямом Оккамом упраздняет различия между сущностью и существованием, а также делает вывод, что не правильно считать, будто вещь состоит из материи и формы ("эйдос"). Вещь, согласно Суаресу, не есть ни материя ни форма, она первична по отношению к ним. После Суареса многие философы отказались от гилеморфизма. Другим важным вопросом для Суареса выступила проблема соотношения свободной воли у человека и божественного предвидения. По мнению Суареса, Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. Суарес оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.

И.А. Нестерович

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Суарес (Suärez) Франсиско (5.1.1548, Гранада,- 25.9.1617, Лиссабон), испанский теолог и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики; иезуит. Суарес во многом видоизменил учение Фомы Аквинского, сближаясь в ряде моментов с Дунсом Скотом . Отрицая реальное различие между сущностью и существованием, Суарес считал, что единичное обладает приматом по отношению к общему; отдельная вещь не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к ним, тождественна «бытийственности». В спорах о соотношении свободы воли и божественного предопределения, обострившихся в полемике с концепциями протестантизма, Суарес перенёс акцент с предопределения на божественное предвидение: бог не обусловливает свободный выбор человека, но предвидит его и в соответствии с этим предзнанием пути человека к богу сообщает благодать. Учение Суареса вызвало оппозицию со стороны официальных кругов церкви, но впоследствии получило значительное распространение среди католических теологов. Основные философские сочинения Суареса «Метафизические рассуждения» («Disputationes Metaphysicae», v. l-2, 1597) пользовалось большим влиянием (в частности, в университетах 17 века) и оставило заметный след в творчестве даже некоторых антисхоластических философов, в том числе Декарта и Лейбница . По политическим взглядам Суарес - тираномах: правитель, ставший тираном и тем нарушивший божественный принцип власти, понимаемый как справедливый договор между народом и правителем, достоин смерти. Трактаты Суареса, излагающие принципы естественного права, оказали значительное воздействие на Грецию.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, v. 1 - 28, P., 1856-78.

Литература: Scorraille B. de, F. Snarcz, v. l-2, P., 1912-13; McCormick J. F., A suarezian bibliography, в книге: Proceedings of the 10 annual conference of the Jesuit educational association, Chi., 1931; Mugica P., Bibliografia suareciana, Granada, 1948.

Суарес (Siaarez) Франсиско (5 января 1548, Гранада – 25 сентября 1617, Лиссабон) – представитель второй схоластики; doctor eximinus (исключительный, выдающийся доктор). В 1564 вступил в орден иезуитов. Изучал право в университете Саламанки, затем преподавал во многих университетах Испании, Португалии и Италии. Философия Суареса в целом базируется на аристотелевско-томистской традиции, причем многие из его идей вызваны к жизни полемикой поздних томистов, скотистов и оккамистов.

В главном труде «Метафизические дискуссии» (Disputationes metaphysicae, 1597) Суарес выделяет метафизику как особую науку со своим предметом и методом исследования и строит свое произведение, отходя от господствующих в схоластике традиций комментирования, систематического изложения онтологической проблематики. Цель метафизики – «созерцание истины ради нее самой» (Disp. met., disp. 1, sect. 4. n. 2), ее предмет – 1) бытие как таковое (в абстракции от материи – как чувственной, так и умопостигаемой), 2) бытие как причина (учение Аристотеля о четырех причинах Суарес дополняет делением действующей причины на необходимую и свободную), 3) основные категории бытия (бесконечное и конечное, субстанция и акциденция, сущность и существование и т.д.).

Суарес отвергает свойственное многим томистам понимание сущности и существования как реального различия двух разных вещей, равно как и «формальное различие» сущности и существования у Дунса Скота, не соглашается он и с оккамистским сведением их к различию именований, поскольку это различие имеет основание в самой (единой) вещи. Понятие «реального», охватывающее у Суареса как актуальное существование, так и объективно возможное, явилось исходным пунктом дискуссии о множестве возможных миров и основании актуализации какого-либо из них; одним из решений этой проблемы стала концепция «наилучшего из миров» Г.В.Лейбница. Признавая реальное существование только индивидуальных вещей, которые могут быть познаны непосредственным образом (Disp. met., 1, 4; De Anima, 1, 4, 3, 3–5), Cyapec отвергает реальное существование универсалий: единство универсального – продукт мысли, которая при этом, однако, отталкивается от самих вещей (здесь Суарес полемизирует с номинализмом оккамистов): «umversalitas est per intellectum cum m re» (Disp. met., 6, 5, 1). Соглашаясь с Дунсом Скотом в том, что индивидуальное есть нечто реально отличное от общей сущности вещи, Суарес, однако, считает, что основанием индивидуации является не «этость», но сама композиция конкретной формы и конкретной материи (Disp. met., 5, 6, 15). Суарес отвергает и томистскую концепцию «сигнифицированной» (т.е. количественно определенной) материи как начала индивидуации (Ibid., 14, 3, 25).

Отклоняя выдвинутую Доминго Банесом концепцию т.н. «физического передвижения», согласно которой божественная благодать «физически», т.е. непреложно, движет человеческую волю как противоречащую свободному самопожертвованию Христа (Comm. ас disp. m tert. p. D.Thomae, 1; Op. omn. v. 18, 286b–287a), Cyapec принимает сам термин для обозначения помощи, оказываемой божественной благодатью и согласующейся со свободой воли человека (De vera intelligentia auxilii efficacis, 46; Op. omn. v. 10, 653a–661b).

В трактате «О законах» (De legibus, 1612), следуя в целом томистскому учению (в частности, в делении закона на вечный, естественный и человеческий), Суарес подчеркивал значение волевого элемента в установлении закона: естественный закон содержит только самые общие положения (следует совершать благо и избегать зла и т.п.), поэтому человеческий закон не проистекает непреложно из естественного, а образуется волей законодателя (De legibus, 2, 20). В дискуссии относительно концепции пробабилизма Суарес выдвинул идею о том, что двусмысленный закон не является обязывающим (позднее эта идея нашла выражение в юридических формулах «lex dubia non obligat» и «obligatio dubia – obligatio nulla»).

В трактате «Защита католической веры против англиканской секты» (Defensio fidei, 1613), направленном против главы англиканской церкви короля Джеймса I (автора трактатов по теологии, переводчика Библии на английский язык), Суарес признавал сувереном общество, делегирующее власть монарху. В трактате «О войне» (De bello) он выделил ряд критериев, определяющих «справедливую войну, восстановление справедливости, когда исчерпаны другие средства, и умеренность в ведении войны».

Сочинения Суареса по метафизике и богословию пользовались большой популярностью не только в католических, но и в протестантских учебных заведениях. Суарес оказал влияние на Лейбница, Декарта (несмотря на нередкие выпады их в адрес Суареса), Спинозу, Хр.Вольфа. Наряду с Франсиско де Витория он считается основоположником теории «международного права», его правовая теория оказала большое влияние на концепцию Гуго Гроция.

К.В. Бандуровский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 649-650.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Varia opuscula theologica contra anglicanae sectae enores. Madrid, 1613;

Opera omnia, 28 vol. P., 1856-1861;

De bello. Madrid, 1954;

Disputationes Metaphysicae. Madrid, 1960–1964;

в рус. пер.: Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1-й раздел первого рассуждения «О природе первой философии, или метафизики».– «Историко-философский ежегодник. 86». М., 1986.

Литература:

Werner К. Suares und die Scholastik der letzten Jahrhunderte. Regensburg, 1861;

Scorraffle R. de. François Suarez, 2vol. P., 1912–13;

Conde y Luque R. Francisco Suarez doctor eximinus. Madrid, 1914;

Conze E. Der Begriff der Metaphysilc bei Franz Suarez. Lpz., 1928;

Breuer A. Dei Gottesbeweise bei Thomas und Suarez. Fribourg, 1930;

McCormick J.J. A Suarezian Bibliography. Chic, 1937;

Mugica P. Bibliografica suaresiana. Granada, 1948;

Alejandro J.M. La gnoseologica del accusacion nominalista. Comillas, 1948;

Ciacon C. La Seconda Scolastica, v. 2–3. Mil., 1947–50;

Ambrosetti G. La filosofia delle leggi di Suarez. Città del Messico, 1948;

Mullaney T. Suàrez on Human Freedom. Baltimore, 1950;

Perena Vicente L. Teoria de la guerra en Francisco Suarez, 2 v. Madrid, 1954;

Dumont P. Liberté humane et concurs divin d’après Suarez. P., 1960.

род. 5 янв. 1548, Гранада - ум. 25 сент. 1617, Лиссабон) - исп. теолог, иезуит, один из виднейших представителей неосхоластики времен Контрреформации, первый средневековый мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля. Выступал в защиту Фомы Аквинского и Дунса Скота, но, преклоняясь перед авторитетом Августина Блаженного, в деталях, частностях отступал от их учения. Главное его произв. "Disputationes metaphysical" (1597) оказало влияние не только на католиков, но и на протестантов (в т. ч. на Шейблера), что отмечал еще Шопенгауэр. Суарес отрицал реальное различие между essentia и existentia и считал, что сначала познается единичное и только затем общее. В вопросах государственного и народного права тесно примыкал к Фоме Аквинскому.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУАРЕС Франсиско

(5 янв. 1548 – 25 сент. 1617) – исп. иезуит, теолог и философ. Род в Гранаде. В 1564 вступил в Орден иезуитов. Изучал теологию в ун-те г. Саламанка (окончил в 1570) и философию под руководством Хуана Рамиреса. Преподавал философию в Саламанке и в Сеговии (в 1570–74), теологию в Вальядолиде, Сеговии и Авиле (в 1574–80). По приглашению Римской коллегии в 1580–85 читал курс лекций в Риме. В 1585 вернулся в Испанию и до 1593 преподавал философию в Алькале. В 1597 по приглашению короля Филиппа II переселился в Португалию, где читал курс теологии в университете г. Коимбра. В 1615 С. переехал в Лисабон, где вскоре и умер. С. представитель т.н. второй схоластики времен Контрреформации, первый католич. мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля и видоизменивший учение Фомы Аквинского применительно к требованиям времени, что дало возможность на нек-рое время решить задачу функционирования схоластики в новых условиях. Университетская наука, в т.ч. и протестантская, вплоть до упадка схоластич. традиции (18 в.) находилась под влиянием С., а его терминология оставила заметный след в творчестве даже таких антисхоластически настроенных философов, как Декарт и Лейбниц. В плане чисто теологическом в условиях его времени наиболее важно учение С. о предопределении, а в плане историко-философском – учение о "принципе индивидуации" ("Principium individuationis"). Проблема предопределения обострилась в связи с антипротестантской полемикой: Лютер и Кальвин довели решение проблемы до крайности (см. Протестантизм). В трактате "Varia opuscula theologica" (Md, 1599) и гл. обр. в "De vera intelligentia auxilli efficacia" (Md, 1655) С. предложил свое решение традиц. для теологии проблемы соотношения свободы воли и божеств. предопределения, существенно отличающееся от томистского. Согласно С., бог не обусловливает свободу воли человека, но предвидит ее и приводит избранных к спасению, сообщая им благодать. Причем смысл заключается не столько в предопределении, сколько в предведении, предзнании того пути, по к-рому душа придет к богу. Именно благодаря предведению бог приводит в состояние гармонии свободный выбор человека и божеств. благодать. Суаристский вариант решения проблемы в свое время вызвал большую оппозицию со стороны офиц. кругов церкви, но в настоящее время является весьма популярным среди теологов. С. далек от томизма не столько в этом пункте, сколько в учении о принципе индивидуации и в решении проблемы соотношения единичного и всеобщего, сближаясь в этом с учением Иоанна Дунса Скота. Отрицая реальное различие между essentia и existentia, С. считал, что и в онтологическом, и в гносеологич. плане единичное обладает приматом по отношению к общему. Отталкиваясь от традиционной т. зр., согласно к-рой "индивидуальный принцип" тождествен материи, расщепляющей форму на единичные качества, С. трактовал "принцип индивидуации" в смысле тождества с "бытийственностью" (entitas) отдельной вещи, к-рая не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к тому и другому. С. опубликовал трактаты "De virtate et statu religionis" (Venetiis, 1609) и "De Legibus..." (Antverpiae, 1612), в к-рых развернул нек-рые принципы естеств. и междунар. права, сближаясь в их трактовке с Фомой Аквинским. По политич. взглядам С. – тиранномах: подобно своему современнику Мариане, С. учил, что "всякая власть от бога" – в том смысле, что от бога сам принцип власти, понимаемой как справедливый договор между народом и правителем. Правитель, ставший тираном и тем самым нарушивший завет справедливости, достоин смерти. Учение С. было оформлено его последователями в систему суаризма, гл. чертами к-рого являются: концепция индивидуального как объекта божеств. промысла, идея чистой потенциальности вещи, а также учение о концептуальном, а не реальном, различии между сущностью и существованием. Соч.: Opera omnia, v. 1–23, Venezia, 1740–51; Opera omnia, v. 1–28, P., 1856–78; Disputationes metaphysicae, v. 1–16, Barcelona, 1883. Лит.: Sartolo В., El Eximo Doctor у venerable padre F. Suarez de la compa?ia de Jes?s, 2 ed., Coimbra, 1731; Menendez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos espa?oles, v. 1–3, Md, 1881; Garcia Ribeira de Vasconcelos ?., F. Su?rez, Coimbra, 1897; Scorraille R. de, F. Suarez de la compagnie de J?sus d´apr?s ses lettres, ses autres ?crits in?dits et un grand nombre de documents nouveaux, v. 1–2, P., 1912–13 (исп. пер. – ?l padre F. Su?rez de compa?ia de Jes?s, v. 1–2, Barcelona, 1917); Grabmann M. , F. Suarez. Gedenkbl?tter zu seinem 300 j?hrigen Todestag, Innsbruck, 1917; Cantera E., El inmanentismo y la filosof?a suarista, Monachi, 1919; Mahieu L., F. Suarez, sa philosophie et les rapports, qu´elle a avec sa th?ologie, Lille–P., 1921; Dumont P., Libert? humaine et concours divin d´apr?s Suarez, P., 1936; Fiсhter J. H., Men of Spain, F. Suarez, N. Y., 1940; Gomez Arbolaya ?., F. Suarez. Situaci?n espiritual. Vida y obra, Metafisica, Granada, 1946; Placido M?gica S., Bibliograf?a suareciana, Granada, 1948; Fernandez С., Metaf?sica del conocimiento en Su?rez, Md, 1954.