История гефеста. Гефест - греческий бог огня, кузнецов. Ритуалы и поклонение

Гефест — бог огня в древнегреческой мифологии. По преданию матерью его была Гера, главная богиня. Отцом — главный на Олимпе Зевс. Когда она увидела младенца, то ужаснулась. Родившейся младенец был больным и некрасивым, и богиня скинула его с Олимпа в океан. Но божественный ребенок не погиб, а был усыновлен морской нимфой Фетидой (прообраз русалки) и вырос в море. Будучи от рождения хромым и не особо красивым, он рос замкнутым и необщительным юношей. А так как душа его тяготела к прекрасному, то он занялся кузнечным делом и достиг в нем небывалых высот мастерства.

Возвращение на Олимп

Как-то узнав истину о том чей он сын, Гефест обиделся и возжелал мести. Он выковал для верховной богини, изумительный по красоте, золотой трон и послал ей его в подарок. Горделивая богиня сразу же опробовала дар и была прикована к нему невидимыми, прочными путами. Испуганные боги пытались ее освободить, но все усилия были тщетны. Тогда Зевс отправил Гермеса, который имел крылатые сандалии и служил вестником богов, к создателю трона, для того чтобы он помог Гере. Но обиженный сын наотрез отказался помогать своей матери. Понимая, что возвратиться в одиночестве на Олимп он не может, бог хитрости позвал на помощь Диониса (бога виноделия). Подпоив Гефеста, им удалось разжалобить и уговорить мастера.

Отправившись на священную гору, кузнец простил и освободил богиню. В благодарность за помощь, отец отдал ему в супруги самую красивую представительницу небесного пантеона, богиню любви . Гефест очень любил свою жену, но в то же время сильно ревновал. Ведь она была ветряной и частенько изменяла грозному супругу. После многочисленных измен она стала жить с .

Другие небожители относились к нему двояко: с одной стороны, они боялись его силы и уважали за красоту созданных изделий. Но с другой стороны смеялись над его хромотой и неказистым видом, а также презирали за пристрастие к низменному плебейскому труду. Но кузнец, не обращал внимания на насмешки и построив для своей семьи на священной горе золотой дворец, он продолжил заниматься любимым делом.

Изделия бога кузнеца

Гефест единственный из древнегреческих богов занимался простым трудом. Он достиг в этом небывалого мастерства — в художественной ковке. Его ювелирные украшения почитали за счастье получить в подарок самые значимые богини небесного пантеона. Всем представителям божественного сообщества он выстроил роскошные чертоги из драгоценных металлов.

По преданиям этот искусный умелец изготавливал различное грозное оружие для собратьев и героев. Золотые скипетр Зевса, который мечет молнии, непробиваемые доспехи героя троянской войны Ахиллеса. Для лучшего стрелка Олимпа он выковал стрелу, которая всегда попадает в цель и возвращается назад к хозяину. А ещё он смастерил из меди двух свирепых быков и подарил их царю Колхиды для охраны золотого руна.

Еще одним творением этого мастера является знаменитый ящик в котором были заключены беды, несчастья и болезни. Открыв этот ларец, снедаемая любопытством, жена младшего брата Прометея, выпустила их в мир людей.

Изобретение колеса также приписывают этому богу. Придумав его, он сконструировал небесную колесницу бога Солнца Гелиоса, который выезжал на ней на рассвете. Следуя по млечному пути, небесной дороге, он нес свет всему живому.

Интересные факты

Для себя кузнец придумал и выковал двух прислужниц, неотличимых от живых юных девушек. Они исполняли его распоряжения и прислуживали за столом. Также по некоторым сказаниям, Пандора была сделана Гефестом по повелению Зевса. Сообща небожители наделили поделку красотой и различными талантами, а также неуемным любопытством и преподнесли ее в дар людям. На самом деле она должна была послужить для наказания людского рода, за то, что Прометей подарил им украденный с Олимпа огонь. Девушка блестяще справилась с возложенной на нее миссией.

Умение кузница было настолько велико, что позволило ему изготовить из слоновой кости лопатку для Пелопса. Когда Тантал в своей гордыне захотел доказать, что боги не могут знать всего, и выставил на, предназначенный для их угощения, стол блюдо, приготовленное из убитого сына. Возмущенные боги не тронули яство, исключением явилась, охваченная тоской по пропавшей дочери, Деметра, которая съела плечо юноши. Злодейский отец был наказан, а Пелопса боги оживили, вставив вместо недостающей части изделие мастера огня и горна.

Так же отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.

Первой его женой стала прекрасная богиня Афродита , а второй харита Аглая. У Гефеста была небольшая интрижка с Афиной , после которой появился на свет Эрихтоний порождённый Геей -Землёй. Однако с Афиной Гефеста связывает не только сын Эрихтоний, но и их ремесло.

От нимфы Кабиро, дочери Протея, у Гефеста сыновья Алкон и Евримедонт, участвовавшие в походе Диониса в Индию, и Кадмил (или Камилл, или Касмил) иногда отождествлявшийся с Гермесом . Трёх сыновей Гефеста называют кабирами.

От Антиклеи сын Перифет, которого убил Тесей в городе Эпидавре.

Слугой Гефеста был киклоп Кедалион, которого Гефест отдал в повадыри Ориону, о нём написана эпиграмма Платона "Слепой и хромой", а также драма Софокла "Кедалион".

Мифы

Царь Богов не мог нарушить своего слова, но посоветовал Афине защищаться. Когда она пришла к Гефесту попросить его что-то смастерить для неё, Гефест решил взять обещанное Зевсом и Афине пришлось отбиваться от Гефеста. Семя Гефеста пролилось на ногу богине, та вытерла его куском меха и закопала этот кусок в Землю. Так появился сын Гефеста и Афины - Эрихтоний (однако некоторые исследователи указывают на то, что Гея -Земля породила Эрихтония, а значит матерью Эрихтония нужно считать Гею).

Второй раз с Олимпа Гефеста сбросил отец-Зевс , об этом рассказывает "Илиада". Гера всячески вредила Гераклу, любимому сыну своего мужа от смертной женщины Алкмены. Когда Геракл возвращался из Трои, Царица Богов наслала на его корабли бурю и рассеяла их, за это Зевс подвесил ее за ноги на небе, привязав к ногам наковальни. Гефест освободил мать, и разъяренный Громовержец сбросил его с Олимпа. Гефест упал в море у острова Лемнос. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находились город Гефестий и гора Мосихл, где Гефест построил себе кузницу.

Гефест участвовал в гигантомахии. Один из ста пятидесяти змееногих гигантов Мимант был убит Гефестом, когда последний кидал раскалённые камни в гигантов (по одной из версий).


Афина отвергает ухаживания Гефеста (фрагмент)
Парис Бордоне 1555-1560

Именно Гефест выковал скипетр и эгиду Зевса , тирс Диониса , колесницу Гелиоса , сеть, в которую попалась его жена Афродита и ее возлюбленный Арес . Гефест выковал себе из металла двух механических помощниц, которых он использовал как служанок в своей мастерской.

Окончив работу в своей мастерской Гефест направляется на пиршество к Зевсу . Он приветливый и добродушный, часто прекращает готовую разгореться ссору своего отца и Геры . Боги едва могут сдерживаться от смеха, глядя на хромоного Бога, ковыляющего вокруг пиршественного стола и подливающего им нектар и амброзию. Но Гефест может быть и грозным. Он смирил огнём даже волны бушующих рек под Троей.

Имя, эпитеты и характер

Предположительно имя Гефест означает "вулканический". Эпитеты Гефеста - Амфигей, то есть "обоюдо-хромой" или "обоюдо-суставный" или Киллоподион, то есть "криво-ногий". Гефест выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется не однозначно.

На Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амброзией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в "Аргонавтике" рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы. Всё это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы. Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефеста, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - "сыновьями Гефеста".

Первоначально Гефест служил выражением могучей стихии огня и рассматривался как великое творческое существо, но впоследствии, вступив в число олимпийских богов стал подчинён Зевсу , постепенно утратил свою силу и значение и наконец превратился в искусного мастера, плавящего и обрабатывающего металлы посредством огня.

Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон, т.е. Гефест - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм.

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан, в Египте - Птах (или Фта).

Культ и символика

Гефест преимущественно почитался в Афинах, где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. С островом Самос Гефест связан через мать Геру Самосскую, т.к. именно она была прикована Гефестом к трону, поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста. На материк культ Гефеста был занесён с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.

Культ был силён на Сицилии и в Кампании, расположенные там Этна и Везувий всегда повергали жителей в трепет, считалось, что внутри этих вулканов располагаются кузни бога.

В Афинах в честь Гефеста устраивались ритуальные состязания с факелами. В этих забегах участвовали юноши с факелами в руках, победителем назывался тот, кто первым достигнет финиша с непогасшим факелом.

Символы Гефеста - наковальня и инструменты кузнеца.

Влияние на культуру и искусство

Гефесту посвящены ХХ гимн Гомера и LXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Прикованный Прометей ", сатировской драмы Ахея Эретийского "Гефест", пьесы неизвестного автора "Гефест", комедии Эпихарма "Пирующие, или Гефест".

В отличие от других безупречно красивых и статных богов Гефест отличается своей уродливостью и физическими недостатками. Именно его ум и мастерство, внутренняя творческая составляющая и умение созидать, сделали его одним из достойнейших богов. В искусстве его принято изображать очень сильным, с мощным торсом и руками. Часто на голове изображается колпак, какой носили ремесленники в Греции, он носит короткую тунику, характерную для рабочих. Также часто на картинах или в скульптурах его правое плечо художники оставляют обнажённым.

Гефеста часто изображали на фресках, росписях на вазах и в скульптурах древние греки. Он также встречается и в более поздних римских изображениях. А в Эпоху Возрождения художники очень часто брали сюжетом своих картин мифологию, и Гефеста также как и других богов можно увидеть на картинах Ренессанса.

Гефест в современности

В честь Гефеста названа малая планета (2212) Гефест, открытая 27 сентября 1978 года советским астрономом Людмилой Черных в Крымской астрофизической обсерватории. Это околоземный астероид, характеризующийся крайне вытянутой орбитой и в силу этого получивший довольно широкую известность.

Так же в честь Гефеста назван белок "Гефестин", участвующий в метаболизме железа и меди.

Именем Гефеста названа известная линия кухонной бытовой техники в Беларусии.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из бедра Геры, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого . Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня . До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить , посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали , бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на , покалечив ноги, отчего стал хромым.

Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную . Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний.

Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице . Он связан с мифом об Орионе. Служил некоему смертному мужу.

Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг . По Гесиоду — супруг хариты Аглаи.

Бог ремесел Гефест

Гефест и его хромота. Гефест, сын Зевса и Геры, родился на светлом Олимпе. Некрасив был ребенок: с тонкими кривыми ногами, хилым тельцем и непомерно большой головой. В гнев пришла Гера оттого, что так некрасив ее ребенок, и сбросила его с Олимпа вниз. Упал Гефест на землю и сломал себе ногу. Так, вдобавок к природной неказистости, он получил еще и хромоту. На земле его приютили Эвринома, дочь седого старца Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея.

В лазурном гроте на дне Океана воспитали они Гефеста, и стал он искусным мастером. Множество красивейших сосудов, гребней, брошей из золота и серебра изготовил он для своих спасительниц. Даже олимпийские боги, прослышав о его мастерстве, обращались к нему с просьбами, и всем Гефест помогал, выполнял все заказы.

Золотой трон Геры. Одной только Гере он никогда ничего не делал. Но вот однажды богам показалось, что Гефест сменил гнев на милость, — он прислал Гере прекрасный золотой трон. Обрадованная богиня немедленно уселась на него — и тут откуда-то появились оковы, которые намертво приковали ее к трону. Все усилия остальных богов были напрасны, и освободить Геру никак не удавалось.

Тогда обратились они к Гефесту. Но тот принял богов с гордым видом и ответил на их просьбы безоговорочным отказом — мать обошлась с ним в детстве так, что теперь у него нет ни малейшего желания оказывать ей помощь. Приуныли великие олимпийцы, не зная, что теперь им делать, и тут Дионис предложил: «А давайте-ка теперь я попробую его уговорить!» Взяв с собой несколько бурдюков вина, он отправился к Гефесту и предложил ему выпить за знакомство. Тот согласился. За первой чашей последовала вторая, за ней третья, четвертая… когда Гефест был уже совсем пьяным и из-за этого более сговорчивым, Дионис рассказал ему, как страдает прикованная к трону Гера.

Гефест выезжает на Олимп. К этому времени Гефест подобрел и насытился своей местью, поэтому он согласился отправиться на Олимп и освободить мать. Но одно дело согласиться, и совсем другое — добраться до Олимпа. Гефест был уже так пьян, что не мог не только идти, но и стоять на ногах. Тогда Дионис кликнул свою свиту и приказал усадить его на осла. И вот Гефеста посадили верхом, на голову ему надели венок из виноградных листьев, а чтобы он не свалился, сатиры стали поддерживать его с боков. Так, в шумном дионисийском фиасе, горланя пьяные песни, на Олимп въехал новый член семьи богов-олимпийцев. Выпитое вино не лишило Гефеста его навыков, поэтому он легко освободил Геру и совершенно с ней примирился.


Главная кузница Гефеста. Больше того, он не просто примирился, но и однажды сильно пострадал за мать. Произошло это в то время, когда Зевс жестоко наказал Геру, и никто из богов не осмелился ему перечить. Один только Гефест попытался вступиться за мать, и тогда Отец бессмертных и смертных сбросил его с Олимпа второй раз. Гефест упал на остров Лемнос и сломал себе вторую ногу; поэтому его иногда называли «Хромец обеногий». Так как жители Лемноса отнеслись к нему хорошо, остров ему полюбился. Здесь в его честь был назван город Гефестий, и здесь же, под огнедышащей горой, находилась его главная кузница, в которой он работал вместе с помогавшими ему циклопами.

Гефест приносит богам хорошее настроение. На Олимпе Гефест построил величественные дворцы всем богам и самому себе, причем в своем он устроил еще одну кузницу. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, он работает в ней все свое свободное время. Чудесные вещи изготовляются в его мастерской: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки. Окончив работу и омывшись, идет Гефест, чуть прихрамывая, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветлив и добродушен Гефест, и часто удается ему прекратить ссору между родителями. Когда начинает он ковылять вокруг стола, разливая нектар в золотые кубки, не могут без смеха видеть этого боги. Веселье начинается на пиру, забываются все обиды и недоразумения.

Афродита - жена Гефеста. Женой самого некрасивого из богов была красивейшая богиня - Афродита. Обладавший покладистым характером Гефест очень любил свою жену и не придавал значения тому, что она далеко не всегда хранила ему верность. Сам он больше времени проводил в своих кузницах, чем с женой. Конечно, хромота мешала ему работать, но он соорудил себе из золота служанок, которые могли двигаться и исполнять все его приказы. [Гефест был неразлучен со своим ремеслом, поэтому его всегда изображали в виде кузнеца — в остроконечной кожаной шапке, с молотом и клещами в руках. Однако его считали своим богом не только кузнецы, но и все ремесленники.]

Гефест и людские дела. Гефест настолько был занят и увлечен своим делом, что в земные дела совершенно не вмешивается. Ему случалось изготовлять для людей разные вещи (например, для царя Колхиды Ээта он изготовил медных быков, для Ахиллеса - его оружие и доспехи, для Геракла - золотой панцирь, поножи и шлем), но в общем их войны его не интересуют, и даже в Троянскую войну он вмешался только один раз, когда своим огнем укротил разбушевавшуюся реку Скамандр, грозившую утопить Ахиллеса.


Бог войны Арес

Рождение Ареса. Насколько Гефест чужд войнам, настолько же их любит его брат — буйный Арес, бог войны. Говорят, что он появился на свет необычным образом. Когда разгневалась Гера на Зевса за то, что он породил Афину сам, без ее участия, она отправилась к дальним берегам Океана, где дотронулась до себя волшебным цветком, который был способен справиться с любым бесплодием. От этого прикосновения и появился на свет Арес, который унаследовал строптивый характер своей матери.

Арес на поле битвы. Только жестокие битвы могут порадовать этого бога. Любо ему, когда один за другим падают на землю сраженные герои. В сверкающем вооружении неистово носится Арес среди сражающихся, а следом — два его сына, Фобос и Деймос — «Страх» и «Ужас», богиня раздора — Эрида, кровожадная Энио, внушающая смятение сражающимся воинам. Кипит, грохочет битва; ликует забрызганный кровью Арес. Без разбора рубит он налево и направо, громоздит вокруг себя груды израненных тел. Торжествующий крик издает он, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Никто не может сладить со свирепым и грозным Аресом, но если уж очень разойдется он в сражении, если слишком много героев лишатся из-за него жизни, разрешает Зевс выступить против него Палладе Афине, и тогда оказывается грозный бог войны покоренным. Мудростью и спокойной силой побеждает его Афина и заставляет покинуть поле сражения.

Арес, Афродита и Гефест. Внешне Арес очень привлекателен: он силен, атлетически сложен, высок ростом. Поэтому и не устояла перед его красотой Афродита: она стала тайно встречаться с Аресом, опозорив этим своего мужа, Гефеста, перед всеми богами. Благодушный мастер очень долго ни о чем не подозревал, но однажды светлый Гелиос, который видит и знает все, рассказал ему об измене жены. Гефест задумал отомстить. И вот однажды, когда он, как всегда, отправился в свою кузницу, Арес явился на свидание к Афродите. Однако на этот раз все окончилась для них неудачей и позором: они были опутаны тонкой золотой сетью, в которой барахтались подобно рыбам, попавшим в невод, а все боги, приглашенные Гефестом, смеялись над ними. Когда им, наконец, удалось выпутаться, они бежали и еще долго не осмеливались появляться на Олимпе, опасаясь насмешек. Но потом Гефест простил свою жену, и все пошло по-прежнему.


Арес. Римская
копия с греческого
оригинала

Арес в плену. Несмотря на то, что у Ареса такая внешность, он довольно труслив и не переносит боли. Когда в боях под Троей герой Диомед при помощи Афины ранил его копьем, крик Ареса был так же силен, как крик десяти тысяч человек. А однажды он даже побывал в плену. Случилось это так. Жили некогда братья Алоады, От и Эфиальт, сыновья Посейдона. Они были так сильны, что грозили, взгромоздив друг на друга Пелион и Оссу, соседние с Олимпом горы, низвергнуть богов с неба на землю. Вот они-то и захватили Ареса. Могучий бог войны был посажен в огромную медную бочку и закрыт в ней. Только после гибели силачей боги смогли освободить Ареса из заточения.

Дети Ареса. Такие же буйные и жестокие, как Арес, были его дети, рожденные от смертных женщин: царь Фракии Диомед кормил своих кобылиц мясом забредших в его владения путников, царь Элиды Ойномай убивал женихов своей дочери Гипподамии, царь одного из греческих племен Флегий поджог храм Аполлона в Дельфах. К счастью для людей, с большинством из них покончили герои, очищавшие землю от чудовищ и злодеев.

Арес в глазах греков.

Вполне естественно, что Арес не нравился никому — ни богам (за исключением Афродиты, Фобоса и других его спутников), ни людям. Даже сам Зевс говорил, что Арес более всего ненавистен ему из всех бессмертных. Поэтому храмов Ареса было мало, изображений его до нас дошло тоже немного. Да и как было относиться с любовью к богу, сами прозвища которого говорили о его характере — «Кровавый», «Губитель людей», «Разрушитель городов», «Неистовый», «Яростный», «Беснующийся»! Грозными были и символы Ареса — копье, шлем, зажженный факел; кони его носили имена «Блеск», «Пламя», «Шум», «Ужас», и повсюду колесницу Ареса сопровождали на земле стаи собак, а в небе — стаи коршунов.